Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Ис­тин­ный ра­зум, или рас­суж­де­ние, стя­жа­ва­ет­ся от сми­ре­ния, а сми­ре­ние от скор­бей, по сло­ву свя­то­го Пет­ра Да­мас­ки­на, и кто бе­га­ет скор­бей, тот бе­га­ет сво­е­го спа­се­ния.

прп. Макарий

Чтый от­ца очис­тит гре­хи своя, чтый от­ца воз­ве­се­лит­ся о ча­дех сво­их и в день мо­лит­вы сво­ея ус­лы­шан бу­дет, чтый от­ца тво­е­го, да най­дет на тя бла­гос­ло­ве­ние от не­го. Ча­до, зас­ту­пи в ста­рос­ти от­ца тво­е­го, аще и обе­зу­мит­ся в чем, не заз­ри ему и не уко­ри его всею кре­пос­тию тво­ею, мо­лит­ва бо от­ча не­заб­вен­на бы­ва­ет пред Бо­гом, в ху­ле не ос­тав­ляй от­ца тво­е­го.

прп. Лев

Все гре­хи че­ло­ве­чес­кие тер­пит Бог, а ро­по­та не ос­тав­ля­ет без на­ка­за­ния.

прп. Макарий

Об искушении скорбями

Мы должны веровать, что никакая скорбь не может с нами случиться, ежели не попустит Господь. А Он посылает скорби из любви к нам, или в наказание за грехи, чтобы очистить здесь от оных, или к искусу нашей веры и в предостережение от грехов.

«Не услаждаюсь Я, — вещает Бог, — твоими болезнями, о человек! Но из семени скорбей твоих и твоих печалей желаю произрастить для тебя плоды вечного и величайшего наслаждения. Не в твоем единственно теле запечатлел Я закон смерти и разрушения, — запечатлел оный в каждом предмете сего видимого мира. Я заповедал всему миру вопить тебе, вместе с твоим телом, что жизнь сия не есть жизнь истинная и настоящая, что нет в сем мире ничего постоянного, к которому могло бы привязаться твое сердце любовию непредосудительною!

Об искушении скорбямиКогда ты не внемлешь громкому гласу всей вселенной, тогда отеческое Мое благоутробие, непрестанно тебе желающее неограниченных благ, заставляет Меня поднять жезл наказания; тогда томлю тебя искушениями, измождаю недугами, угрызаю скорбями, дабы ты, оставив безумие, сделался премудр, оставив тени, за коими гоняешься, припал к стопам истины, и вместе к стопам спасения. Моя неизреченная благость и человеколюбие недомысленное заставили Меня восприять плоть; Моим уничижением Я доставил роду человеческому величие Божества (Ин. 14, 9). Претерпев крест ради спасения человеческого, кого хочу привлечь к Себе, того сперва поражаю скорбями и стрелами скорбей умерщвляю его сердце к временным сладостям. Жезл наказаний есть знамя любви Моей к человеку.

Так некогда уязвлял Я страданиями сердце раба Моего Давида, и когда поток искушений отделил его от мира, тогда некоторое страшное размышление, некоторый расчет необыкновенный явились в уме его и заняли оный. Помыслих, — пишет он, — дни первыя, и лета вечная помянух и поучахся! (Пс. 76, 6), то есть взглянул я на мимошедшие дни моей жизни, и они мне показались мгновенным сном, быстро исчезнувшим явлением, мертвою жизнию! Потом воспомянул о вечности; стал сличать ее с краткостию прошедшей моей жизни и, сравнив бесконечное с кратчайшим, временным, вывел результат; какой же результат сей? Убо образом ходит человек, обаче всуе мятется (Пс. 38, 7), т. е. сколько человек ни суетится, сколько ни заботится о разных временных приобретениях, однако все сие напрасно: ибо не престает он быть на земли некоторым кратким явлением, гостем, странником!

Таковые чувства и размышления удалили его от мира страстей; он начал поучаться в законе Господнем день и ночь и стремиться к познанию себя и Бога, как жаждущий елень на источники прохладных вод. Как царь, он имел возможность всех временных наслаждений, но когда вкусил сладости внутренних благ, тогда забыл снести и самый хлеб свой» (Пс. 101, 5).

Из писем прп. Макария Оптинского