Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Не­об­хо­ди­мо, что­бы вся­кое де­ла­ние раст­во­ре­но бы­ло сми­ре­ни­ем: мо­лишь­ся ли, пос­тишь­ся ли, укло­ня­ешь­ся ли от све­та или ис­пол­ня­ешь пос­лу­ша­ние – все де­лай ра­ди Бо­га и не ду­май, что де­ла­ешь хо­ро­шо.

преп. Макарий

Ос­но­ва­ние мо­на­шес­кой жиз­ни – сми­ре­ние. Есть сми­ре­ние – все есть, а нет сми­ре­ния – ни­че­го нет. Мож­но да­же без вся­ких дел од­ним сми­ре­ни­ем спас­тись.

преп. Варсонофий

Приз­на­ком сми­ре­ния и гор­дос­ти да бу­дет для те­бя сле­ду­ю­щее: вто­рая всех за­зи­ра­ет, уко­ря­ет и ви­дит в них чер­но­ту, а пер­вое ви­дит толь­ко свою ху­дость и не дер­за­ет су­дить ко­го-ли­бо.

преп. Макарий

Безбожникам нет оправдания

В современном обществе есть люди, которые называют себя атеистами, то есть безбожниками, ибо именно так переводится с греческого языка это слово: ἄθεος — «отрицание бога», «безбожие»; от ἀ – «без» + θεός – «Бог».

Характеризуя умонастроение предреволюционного общества, митрополит Вениамин (Федченков) в своем исследовании «О вере, неверии и сомнении» отмечал: «Но таков уж был этот зараженный век, что интеллигентному, так называемому образованному, умному человеку нашего времени веровать не полагалось: вера была – по общему ходячему мнению – несовместима с разумом. Если же и пробивались иногда в эту интеллигентскую тьму иные идеи, шедшие из философских кругов, – что вера не враг разуму, а, наоборот, что и умному человеку совершенно открыта дорога для веры, самой чистой, а не урезанной, – то такие идеи не находили себе широкого признания, а казались какими-то темными призраками средневековья, суеверного прошлого, неизжитыми предрассудками недоумков, чуть ли не признаком политического изуверства. Либеральный же человек, этот будто бы настояще умный европеец, должен был быть или безбожником-нигилистом, или в самом лучшем случае – мог быть скептиком, агностиком, остановившимся между верой и неверием. И такое умонастроение перешло и в послереволюционный период»…

Неверие, как злокачественная опухоль, распространялось в то время среди многих людей. Одна духовная дочь старца Амвросия вспоминала об одном разговоре со своим духовным наставником:

«Я говорила как-то батюшке об одной семье, что мне всех их очень жаль, они ни во что не верят, ни в Бога, ни в будущую жизнь; жаль именно потому, что они, может быть, и не виноваты в этом сами, их воспитывали в таком неверии или были другие какие причины.

Батюшка закачал головой и так гневно сказал:

– Безбожникам нет оправдания. Ведь всем, всем решительно, и язычникам проповедуется Евангелие; наконец, по природе всем нам от рождения вложено чувство познания Бога; стало быть, сами виноваты.

Ты спрашиваешь, можно ли за таких молиться?

– Конечно, молиться за всех можно.

– Батюшка! – говорила я вслед за тем. Ведь не может ощущать в будущей жизни полного блаженства тот, которого близкие родные будут мучиться в аду?

А батюшка на это сказал:

– Нет, там этого чувства уже не будет: про всех тогда забудешь. Это все равно как на экзамене. Когда идешь на экзамен, еще страшно и толпятся разнородные мысли, а пришла – взяла билет (по которому отвечать), про все забыла».

Преподобный Варсонофий Оптинский называл неверие хулой на Духа Святого: «хулой на Духа Святого, непростительной и ведущей к погибели, считается упорное неверие и отрицание бытия Божия, несмотря на воочию совершающиеся чудеса, несмотря на множество фактов, неопровержимо доказывающих существование Бога. Упорное отрицание и неверие являются хулой на Духа Божия, это не прощается ни в сем веке, ни в будущем, и человек, умерший, не покаявшись в своем неверии, погиб. Примером такого нераскаявшегося хулителя является Лев Толстой, упорно отвергающий Церковь и не признающий Божественности Господа Иисуса Христа, что бы ему ни говорили и как бы ни доказывали неосновательность его воззрений. Если он умрет не покаявшись, то погибнет. Если же перед смертью покается, то будет прощен».

Старец Варсонофий рассказывал своим ученикам: «Посетил меня недавно учитель с неверующим сыном (из Пензы). Сказал я отцу:

– Без веры не будет вашему сыну никакого счастья на земле.

Оскорбился он на меня. Апостол Павел, прозирая наше время, пишет: «...Течение скончах, веру соблюдох» (2 Тим. 4, 7). Значит, это очень трудно, особенно в наше время.

Много появилось у нас воров. Не тех, которые лезут в карман или грабят дома, нет, новоявленные воры злее и опаснее. Они являются к вам в костюме, говорят громкие фразы, а в результате крадут самое дорогое – веру. Когда же у человека выкрали веру, он спрашивает у своих учителей:

– А как же теперь жить?

– Живите по разуму своему, – отвечают.

Разум же, как известно, без веры, не всегда бывает хорошим советчиком, и человек начинает следовать хотениям своей плоти и падает все ниже и ниже.

Деточки, берегите святую веру, это неоцененное сокровище, с ним войдете в Царство: ведь не для малого мы трудимся, а для завоевания Царства, да еще какого Небесного!»

«Был человек богат, стал вдруг нищим, это тяжело, но поправимо. Был здоров, стал больным, и это поправимо, – ибо с нищим и с больным есть Христос. А потеряешь веру великое несчастье. Оно тем ужасно, что нет у человека никакой опоры...», – продолжал старец Варсонофий.

Старец Нектарий, ставший свидетелем попрания веры в революционные годы, говорил о том, что в каждой человеческой душе присутствует возможность пробуждения, если человек искренно обратится к Богу: «Есть люди, которые никогда не обращаются к Богу, не молятся, и вдруг случается с ними такое – в душе тоскливо, в голове мятежность, в сердце – грусть, и чувствует человек, что в этом бедственном положении ему другой человек не поможет. Он его выслушает, но бедствия его не поймет. И тогда человек обращается к Богу и с глубоким вздохом говорит:

– Господи, помилуй!

Казалось бы, довольно нам в молитве сказать один раз “Господи, помилуй”, а мы в церкви говорим и три, и двенадцать, и сорок раз. Это за тех страдальцев, которые даже не могут вымолвить: “Господи, помилуй”, и за них говорит это Церковь. И Господь слышит, и сначала – чуть-чуть благодать, как светоч, а потом все больше и больше, и получается облегчение».

Надо только успеть сказать эти спасительные слова, покаяться, обратиться к Богу и никогда не забывать своего Создателя.

В. В. Каширина