Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Не вся­кий мо­жет час­то ста­но­вить­ся на мо­лит­ву в те­че­ние дня. Но по­нуж­дать се­бя на мо­лит­ву, хо­тя мыс­лен­ную, ес­ли при лю­дях, вся­ко­му воз­мож­но. Воз­мож­но на­чи­нать и окан­чи­вать вся­кое де­ло и за­ня­тие воз­но­ше­ни­ем ума к Бо­гу. Не­по­лез­но хо­лод­ное от­но­ше­ние к де­лу мо­лит­вы. „От­мо­лил­ся, вы­чи­тал, что по­ло­же­но, и сво­бо­ден. От­был по­вин­ность свою". Та­кая мо­лит­ва не да­ет бла­гих пло­дов.

преп. Никон

Сла­бый мо­лит­ся, что­бы его не кле­ве­та­ли, а му­же­ст­вен­ный мо­лит­ся, что­бы Бог по­мог ему дру­гих не кле­ве­тать ни сло­вес­но, ни мыс­лен­но.

преп. Амвросий

На пра­во жи­ву­щих и во­лю Гос­под­ню тво­ря­щих враг не име­ет си­лы по­дей­ство­вать; ког­да уже он це­лым ле­ги­о­ном не смел сам вни­ти в ста­до сви­ное, а про­сил на сие поз­во­ле­ния у Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хрис­та, изг­нав­ше­го от че­ло­ве­ка оный ле­ги­он, то пос­ле то­го что при­чи­нит че­ло­ве­ку, ког­да Гос­подь не по­пус­тит или в на­ка­за­ние за гре­хи, или к ис­пы­та­нию ве­ры?

преп. Макарий

Курение приносит вред душе и телу

«Кто курит табак – сам себе враг», – гласит русская народная пословица. Обычно, попробовав сигарету в подростковом возрасте, уже сложно с ней расстаться.

Старец Нектарий вспоминал:

– Вы не поверите! – я ведь и сам едва не записался в курильщики. Было это еще в ребячестве моем, когда я дома жил с маменькой. Первый раз попробовал: голова закружилась, а все-таки понравилось. Окурок за окурком – и стал я уже привыкать попрошайничать, а там и занимать стал в долг, надеясь как-нибудь выплатить…

Раз как-то тайком затянулся, а маменька – шасть! – тут как тут.

– Ты сейчас курил? – спрашивает.

Я опять:

– Нет, маменька!

А где там нет – от меня чуть не за версту разит табачищем… Ни слова маменька тут не сказала, но таким на меня взглянула скорбным взглядом, что, можно сказать, всю душу во мне перевернула. Отошла она от меня куда-то по хозяйству, а я забрался в укромный уголок и стал неутешно плакать, что огорчил маменьку, мало – огорчил, обманул и солгал вдобавок. Не могу выразить, как было-то мне больно!.. Прошел день, настала ночь, мне и сон на ум не идет: лежу в своей кроватке и все хлюпаю, лежу и хлюпаю… Маменька услыхала.

– Ты что это, Коля, – никак плачешь?

– Нет, маменька.

– Чего ж ты не спишь?

И с этими словами матушка встала, засветила огонюшка и подошла ко мне; а у меня все лицо от слез мокрое и вся подушка мокрехонька… И что тут у нас было… И наплакались мы оба, и помирились мы, наплакавшись с родимой, хорошо помирились! Так и кончилось баловство мое с куреньем.

Духовный писатель Сергей Александрович Нилус прожил в Оптиной пустыни с 1907 по 1912 годы, занимался разбором монастырского архива, подготовил к изданию несколько книг, рассказывающих об обители и ее насельниках. В книге «На берегу Божьей реки» он описал о том, как ему, заядлому курильщику, помогали бороться с этим пороком оптинские старцы.

«Сегодня ночью со мною был тяжелый приступ удушливого кашля. Поделом! это все от куренья, которого я не могу бросить, – а курю я с третьего класса гимназии и теперь так насквозь пропитал себя проклятым никотином, что он уже стал, вероятно, составною частью моей крови. Нужно чудо, чтобы вырвать меня из когтей этого порока, а своей воли у меня на это не хватит. Пробовал бросить курить, не курил дня по два, но результат был тот, что на меня находила такая тоска и озлобление, что этот новый грех становился горше старого. Отец Варсонофий запретил мне даже и делать подобные попытки, ограничив мою ежедневную порцию куренья пятнадцатью папиросами (прежде я курил без счета).

– Не все сразу, не все сразу, – говорил мне старец, – всему свое время: придет ваш час и куренью настанет конец.

Старец Иосиф велел мне молиться святому мученику Вонифатию и сказал:

– Надейся, не отчаивайся: в свое время, Бог даст, бросишь!

То же и почти в тех же выражениях говорил мне и о. Анатолий. И тем не менее, я все курю да курю, несмотря даже на раздирающий мои внутренности курительный катар дыхательных путей.

Было время, я в Сарове, в источнике пр. Серафима, исцелился на некоторое время от своего кашля, но курить не бросил, хотя Саровский духовник мой и очень на этом настаивал, – и вновь вернулась ко мне моя болезнь, от которой я так мучительно страдаю.

В ограде нашей усадьбы живут два оптинских подвижника; один из них – мой любимец, о. Вонифатий, – буду просить его святых молитв к его Ангелу: на свои-то я плохо надеюсь».

С вопросом, как избавиться от курения, часто обращались и к старцу Амвросию. Основные средства борьбы с этой страстью, по мнению старца Амвросия, – упование на помощь Божию, решительность, подробная исповедь и молитва: «Пишете, что не можете оставить табак курить. Невозможное от человека – возможно при помощи Божией, только стоит твердо решиться оставить, сознавая от него вред для души и тела, так как табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает телесное здоровье медленной смертью. Раздражительность и тоска – это следствие болезненности души от табакокурения. Советую вам употребить против этой страсти духовное врачевство: подробно исповедайтесь во всех грехах с семи лет и за всю жизнь и причаститесь Святых Таин, и читайте ежедневно стоя Евангелие по главе или более, а когда нападет тоска, тогда читайте опять, пока не пройдет тоска, опять нападет – и опять читайте Евангелие. Или вместо этого кладите наедине по 33 больших поклона в память земной жизни Спасителя и в честь Святой Троицы».

В.В. Каширина