Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Чад­це! по­ко­рись во­ле Бо­жи­ей, и враг от­бе­жит от те­бя, сму­ща­ю­щий те­бя. Стой, где мож­но бу­дет в церк­ви, и тво­ри Ии­су­со­ву мо­лит­ву, как мы­тарь, и по­мо­жет те­бе Гос­подь.

преп. Амвросий

Все на­до пре­дать во­ле Бо­жи­ей, — и раз­лу­ку на­шу. Гос­подь вра­зум­ля­ет нас, что­бы не при­леп­ля­лись к зем­но­му, как бы до­ро­го оно не ка­за­лось, что­бы стре­ми­лись мы к не­бес­но­му, спа­сая ду­ши на­ши. А все­му зем­но­му да­вай це­ну зем­ную. Лишь бы ду­шу спас­ти, а ос­таль­ное все су­ет­но. Здесь все из­мен­чи­во. И мыс­ли на­ши долж­ны быть в Бо­ге, в бу­ду­щей жиз­ни. Зем­ное все прой­дет.

преп. Никон

Не нуж­но во­ро­жить­ся, а луч­ше на во­лю Бо­жию по­ло­жить­ся“. К во­ро­же­ям хо­дят лю­ди дво­е­душ­ные, ко­то­рые не на­де­ют­ся на ми­лость и по­мощь Бо­жию, а ищут по­мо­щи че­ло­ве­чес­кой или на­де­ют­ся бо­лее на ка­кие-ли­бо рас­че­ты че­ло­ве­чес­кие, а не на Бо­га и Его все­силь­ную по­мощь и вез­де­су­щий Про­мысл.

преп. Амвросий

Пост – «святое оружие
к обузданию страстей»

Преподобный Амвросий Оптинский называл пост «святым оружием к обузданию страстей», приводя пример от противного, то есть показывая, как отрицание поста ведет к умножению заблуждений и страстей.

В одном из писем старец Амвросий писал, что Мартин Лютер (1483‑1546), инициатор Реформации и основатель лютеранства, выступал против поста. Впоследствии протоиерей Николай Флоринский, автор книги «Согласно ли с Евангелием действовал и учил Лютер», отмечал, что в «в реформации церковной, задуманной Лютером, полагались семена для революций государств западной Европы».

Старец Амвросий писал: «Лютер отверг хранение постов, установленных от времен апостолов в Церкви Христовой по благословенным причинам. Справедливо ли и основательно ли это отвержение? Не Сам ли Господь наш, Богочеловек, подал тому пример, постившись четыредесять дней и четыредесять ночей? А что Господь творил, то творил для подражания нашего, как Сам свидетельствует: образ бо дах вам, да, якоже Аз сотворих… и вы творите (Ин. 13, 15). На сем основании, и в память поста Господня, в Православной Церкви издревле установлен пост великой Четыредесятницы. Хотя не все могут в этом подражать Господу, как избранные его Моисей и Илия, постившиеся сорок дней и сорок ночей, но каждый правоверующий христианин должен по силе своей хранить пост сей, как предписано в правилах единой истинной Соборной Церкви Христовой. Ежели апостолы, мужи богодухновенные и святые и бесстрастные, постились, как это видно из многих мест Деяний Апостольских, то основательно ли сделал Лютер, лишив людей немощных и страстных сего святого оружия к обузданию страстей, то есть поста; потому что пост с рассуждением и в меру соблюдаемый укрощает страсти плотские».

По словам преподобного Амвросия Оптинского, «всякое лишение и всякое понуждение ценится пред Богом, по сказанному во Евангелии: Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают е (Мф. 11, 12). И дерзновенно и самовольно нарушающие правило поста называются врагами креста, имже Бог чрево, и слава в студе их. И в псалмах сказано: заблудиша от чрева (Пс. 57, 4). Разумеется, – иное дело, если кто нарушает пост по болезни и немощи телесной. А здоровые от поста бывают здоровее и добрее, и, сверх того, долговечнее бывают, хотя на вид и тощими кажутся. При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются».

Все оптинские старцы отмечали, что пост, поприще которого мы сейчас проходим, – это время прежде всего для духовного возрастания, для «души, помыслов, словес».

Преподобный Антоний Оптинский учил: «Приношу Вам поздравление мое с наступившим святым постом, который даруй, Боже, Вам совершить во здравии и с пользою для своей души, и в воздержании не столько от пищи, сколько от страстей. Святая церковь гласит: пост есть не брашен ошаяние, но злых отчуждение, удержание языка от празднословия и пересудов, охранение от раздражительности, похоти отложение, и лжи и льсти удаление. И кто так постится, того пост приятен бывает Богу, чего и желаю Вам от души».

«Умеренный и разумный пост» преподобный Паисий (Величковский) считал основанием и главой всем добродетелям: «Как со львом и лютым змием бороться, так должно со врагом в телесной немощи и духовной нищете. Если кто хочет иметь ум твердым от скверных помыслов, да утончает плоть постом. Пост, войдя в душу, убивает во глубине ее лежащий грех».

Преподобный Макарий писал: «Ты меня поздравляешь с преддверием поста, а я тебя поздравляю со вступлением в поприще оного; да поможет тебе Господь проходить оный духовно, с разумом и смирением, по силе воздержание исправляя. Желаю благоговейно провождать постное время…»