Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Путь мо­лит­вы Ии­су­со­вой есть путь крат­чай­ший, са­мый удоб­ный. Но не по­роп­щи, ибо вся­кий иду­щий этим пу­тем ис­пы­ты­ва­ет скор­би. Раз ре­шил­ся ид­ти этим пу­тем – по­шел, то не роп­щи, ес­ли встре­тят­ся труд­нос­ти, скор­би,– нуж­но тер­петь.

преп. Варсонофий

Что­бы всег­да иметь па­мять о Бо­ге, для это­го и мо­лит­ва Ии­су­со­ва.

преп. Варсонофий

Вра­га и при­но­ся­щие ис­ку­ше­ния злые мыс­ли от­го­няй­те мо­лит­вою: „Гос­по­ди Ии­су­се Хрис­те, Сы­не Бо­жий, по­ми­луй мя греш­ную". Мо­лит­ва эта мо­жет со­вер­шать­ся при всех за­ня­ти­ях.

преп. Нектарий

Преподобный Варсонофий Оптинский и Русское Общество Красного Креста

Преподобный Варсонофий Оптинский и Русское Общество Красного Креста

14 апреля Православная Церковь отмечает день памяти преподобного Варсонофия Оптинского. В этой небольшой статье хотелось бы рассказать об малоизвестном, но при этом важном периоде в жизни старца – его командировке на Дальний Восток в качестве военного священника в один из лазаретов Красного Креста в период русско-японской войны 1904-1905 гг. «Батюшка почувствовал всю трудность исполнения сего послушания, – записал в своем дневнике о. Никон, – но не отказался, а принял его как от руки Господа, хотя оно было плодом недоброжелательства некоторых»[1].

24 января 1904 года японцы совершили нападение на русскую эскадру в Порт-Артуре, начав тем самым войну между империями. На начало войны русское общество ответило массовым подъемом патриотических и национальных чувств. В церквах читался царский манифест, служились молебны о победе русского оружия. Люди стремились не только защитить страну с оружием в руках, но и помочь пострадавшим от боевых действий волонтёрской работой в различных мед. организациях.

Для Русского Общества Красного Креста (РОКК) эта война стала вторым серьезным испытанием после русско-турецкой войны 1877-1878 гг. В годы русско-японской войны 1904-1905 гг. РОКК принимало активнейшее участие, при этом являясь самостоятельной добровольческой организацией со своим снабжением, транспортом и мед. кадрами. С первых дней войны добровольцы и пожертвования шли туда постоянным потоком.

На плечи членов РОКК выпала тяжелое бремя по оказанию помощи русским солдатам в различных ситуациях: помощь непосредственно на поле боя, различные этапы транспортировки и эвакуации, проведение операций, проведение противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий, психологическая помощь[2]. Результатом деятельности было то, что впервые потери именно на поле боя стали превышать смертность от ранений и болезней.

Но кроме помощи телесной солдатам требовалась помощь духовная, для этого РОКК попросило Священный Синод направить к ним в лазареты священнослужителей.

Велик был патриотический порыв среди духовенства, об этом свидетельствует тот факт, что через 2 месяца после начала войны, 25 апреля 1904 г. Синод «приостановил посылку священнослужителей на Дальний Восток»[3]. Свою лепту успела внести и Оптина пустынь, отправив в командировку для духовного утешения и напутствия раненых воинов в лазаретах РОКК иеромонахов Адриана (Акильева) и Варсонофия (Плиханкова).

Отец Варсонофий (в миру военный, полковник казачьих войск в отставке) скитской иеромонах, помощник старца Иосифа, духовник Казанской Амвросиевской Шамординской женской пустыни. По словам самого старца, указ Св. Синода №4929 от 1 апреля 1904 года по его назначению на Дальний Восток он воспринял с тяжестью в сердце, так как ему было уже 57 лет. Враг всячески искушал преподобного: мучил неопределенностью, пугал неизвестностью, во время поездки возбуждал к клевете едущих с ним, так как преподобный страдал различными болезнями, «тяжело утоляемых во время поездки»[4].

Но враг был побежден непрестанной молитвой Иисусовой.

За свое терпение старец оказался в замечательном коллективе, его работа в лазарете не мешала ему оставаться монахом, и усилила подвиг старца.

9 апреля о. Варсонофий отбыл из монастыря и с еще четырьмя калужскими иеромонахами, направился на поезде, из Москвы сначала в Харбин, а после в лазарет имени прп. Серафима Саровского в Муллине. Путь составил 19 суток – с 13 апреля по 2 мая. Большое впечатление на преподобного произвела природа Маньчжурии «синие горы, леса, степи с миллионами цветов»[5].

Он выполнял свой пастырский долг как подобает истинному служителю Православной Церкви, о чем свидетельствует награждение его наперстным Крестом 14 июня 1904 года. Отец Варсонофий приносил в жертву своё любящее сердце: помогал и облегчал скорбь всех страждущих, перенимая их боль на себя, сострадал каждому, видя те ужасные ранения и муки, которые испытывали солдаты, и приуготовлял умирающих через исповедь, причастие и соборование к жизни вечной. Он сам неоднократно подвергался смертельной опасности.

В духовной беседе с чадами преподобный рассказывал: «Когда я встретился лицом к лицу с русскими ранеными воинами, я убедился, какая бездна христианской любви и самоотвержения заключается в сердце русского человека, и нигде, может быть, они не проявляются в такой изумляющей силе и величии, как на поле брани. Только в тяжкие годины войн познаётся воочию, что вера Христова есть дыхание и жизнь русского народа»[6].

Большое впечатление произвела на старца смерть без исповеди и причастия одного солдата, больного японской чумой. Он лежал и стонал, батюшка, видя это, хотя был сам измучен до этого трудами по заботе о новоприбывших 250 раненых, решил его исповедовать и причастить, но его бессознательное положение не позволило ему это сделать. На утро солдат умер…[7]

После заключения Портсмутского мирного договора 5 сентября 1905 года, отец Варсонофий завершил свою командировку и отправился обратно в монастырь.

1 ноября 1905 года он был уже в Оптиной пустыни.

За свое пастырское служение на Дальнем Востоке отец Варсонофий в 1907 году был награжден орденом св. Анны 3-степени.

Служение прп. Варсонофия в Красном Кресте стало одной из важнейших ступенек его возрастания по лествице духовной. Он полностью следовал заповеди Христа: «кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк. 10, 43-44).


[1] Соколова Г. Не бойся, цел твой кораблик. Истории, рассказанные преподобным Варсонофием Оптинским / Сост. Г. Соколова, – М.: Никея, 2019. – 448с.

[2] Рудой Н. А. Деятельность Красного Креста во время русско-японской войны 1904-1905 гг. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2012. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-krasnogo-kresta-vo-vremya-russko-yaponskoy-voyny-1904-1905-gg (дата обращения: 12.04.2023).

[3] Памяти героев-священников Русско-японской войны // Русская народная линия URL: https://ruskline.ru/analitika/2015/10/04/pamyati_geroevsvyawennikov_russkoyaponskoj_vojny/ (дата обращения: 12.04.2023).

[4] Соколова Г. Не бойся, цел твой кораблик. Истории, рассказанные преподобным Варсонофием Оптинским / Сост. Г. Соколова, – М.: Никея, 2019. – 448с.

[5] Там же.

[6] Полное житие старца Варсонофия // Оптина пустынь URL: https://www.optina.ru/starets/varsonofiy_life_full2/ (дата обращения: 12.04.2023)

[7] Соколова Г. Не бойся, цел твой кораблик. Истории, рассказанные преподобным Варсонофием Оптинским / Сост. Г. Соколова, – М.: Никея, 2019. – 448с.

Мальцев И. Д.