Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ког­да вме­нишь се­бя в нич­то, то ка­кое де­ло до то­го, что о те­бе го­во­рят и ду­ма­ют? Сми­рен­ный всег­да ми­рен и спо­ко­ен, а по­ка бу­дем дос­ти­гать се­го, то тре­бу­ет­ся боль­шой ис­кус. При вся­ком слу­чае, пот­ря­са­ю­щем те­бя, поз­на­вай свою не­мощь и уко­ряй се­бя, а не дру­гих.

преп. Макарий

Гос­подь все уст­ро­я­ет нам на поль­зу ду­шев­ную. Ибо как бы мы мог­ли сми­рять­ся, ес­ли бы пос­то­ян­но ощу­ща­ли ду­хов­ные уте­ше­ния? Вот Гос­подь и от­ни­ма­ет у нас их, что­бы мы ви­де­ли свою ни­ще­ту и на­го­ту ду­шев­ную.

преп. Иосиф

Кто те­бя бра­нит, за то­го Бо­гу мо­лись, и счи­тай за свою бла­го­де­тель­ни­цу, и ни­как не мсти. Ко­неч­но, по­буж­да­ет ее к се­му враг – вра­га и на­до не­на­ви­деть, а ее лю­бить и мо­лить­ся за нее Бо­гу. Тут-то и учись сми­ре­нию, ког­да млад­шие уко­ря­ют. И счи­тай се­бя сто­я­щей се­го, по гре­хам сво­им.

преп. Иосиф

Встреча с игуменом Киприаном (Ященко): «Преподобный Паисий Святогорец о воспитании детей»

24 декабря в конференц-зале Оптиной пустыни состоялась встреча с игуменом Киприаном (Ященко), насельником Троице-Сергиевой Лавры. Тема встречи: «Преподобный Паисий Святогорец о воспитании детей».

Встреча началась с видеосюжета о детстве преподобного Паисия (Эзнепидиса). Он родился 25 июля 1924 года в греческом селении Фарасы, в Малой Азии, на территории Турции, и был крещен преподобным Арсением Каппадокийским. Дав младенцу свое имя, преподобный стал его восприемником и предрек мальчику монашество. А в августе 1924 года, после поражения Греции в Греко-турецкой войне, все православные греческие жители Малой Азии были принудительно переселены в Грецию. Семья Эзнепидисов после тяжелых скитаний получила участок земли в крохотном греческом городке Коница, в горах Эпира, где и вырос преподобный. Родители будущего старца были настоящими подвижниками, ежедневно выполняли семейное молитвенное правило и во всем являли своим детям личный пример добродетелей. Детей они воспитывали в страхе Божием и благочестии.

Замечателен такой случай. Маленький Арсений, будучи подвижным ребенком, любил бегать с другими детьми наперегонки и часто побеждал в таких соревнованиях, поэтому приятели, не желая проигрывать, перестали с ним состязаться. Он приходил к матери в слезах. «Что ты плачешь?»— спрашивала она. «Мне ребята не дают с ними бегать». – «Сынок, тебе хочется побегать? Вот двор, бегай. Почему ты хочешь бегать на улице? Чтобы на тебя смотрели и говорили „молодец“? В этом есть гордость».

В другой раз ему хотелось играть в мяч, а ребята опять его прогоняли. Он жаловался матери, и она говорила ему: «Двор у нас большой, мячик у тебя есть, играй здесь. Или хочешь, чтобы на тебя смотрели и любовались? В этом есть гордость. Нужно быть смиренным в своей жизни». Эти уроки своей матери преподобный запомнил на всю жизнь, всегда стараясь быть незаметным, предпочитая быть обиженным, чем обижать других.

Переходя непосредственно к теме беседы, отец Киприан отметил, что таких святых, каким был преподобный Паисий, Бог посылает раз в 400 лет. Он унаследовал добродетели пяти поколений своих предков. Как, например, один аборт одной женщины может сказаться на пяти поколениях ее потомков: бесплодием, какими-то страстями, – так и добродетели предков сказываются на жизни будущих поколений. Существует родовая память, родовые добродетели. Дети и родители – это сообщающиеся сосуды. Если родители пусты или наполнены нечистотами, то и дети не воспримут ничего хорошего.

Поэтому воспитание, по мнению старца Паисия, должно совершаться по святым отцам, а начинаться с самовоспитания самих отца и матери. Родители несут ответственность за воспитание начиная с эмбрионального возраста. «Если родители, когда ребенок еще во чреве матери, молятся, живут духовно, ребенок будет освящен», – говорил преподобный Паисий.

Воздержание – фундамент добродетелей. Воздержание и телесное – в пище, в удовольствиях, и воздержание от плохих поступков и мыслей. Старец Паисий говорил о «фабрике добрых помыслов», которую человек должен открыть в своей душе. «Добрый помысел обладает великой силой – он духовно изменяет человека. Когда человек изгоняет злые и возделывает добрые помыслы, его ум и сердце очищаются и в нем живет Божественная Благодать», – говорил преподобный.

Необходимо также воспитывать в детях целомудрие души и тела, душевную непорочность. Когда его просили: «Помолитесь, Геронда, чтобы мы сдали экзамены», – старец на это отвечал: «Буду молиться, чтобы вы сдали экзамены на целомудрие. Это самое основное».

«Если сегодня на лицах юных видны скромность, целомудрие, то это великое дело. Весьма великое дело!» – утверждал преподобный.

Старец сформулировал «20 современных заповедей блаженств», которые основаны на Евангелии, духовной мудрости и прозорливости преподобного.

Вот некоторые из них, которые можно отнести к воспитанию детей и семейной жизни:

«Блаженнее вдовы, которые носят черную одежду в этой жизни, пусть даже невольно, и при этом живут белой духовной жизнью, славословят Бога и не ропщут, чем те несчастные женщины, которые носят пестрые одежды и ведут распутную жизнь.

Блаженны и трижды блаженны сироты, лишившиеся великой любви своих родителей, потому что они еще в этой жизни сподобились иметь Отцом Бога и при этом хранят родительскую любовь, которой лишились, в Божием банке, и она приносит проценты.

Блаженны родители, которые не используют слова «нет» в разговоре со своими детьми, но удерживают их от зла своей святой жизнью, которой дети подражают, следуя с духовным мужеством за Христом в радости.

Блаженны дети, которые «от чрева матери» родились святыми, однако более блаженны те, которые родились со всеми наследственными мирскими страстями, но подвизались до седьмого пота, искоренили их в себе и унаследовали Царство Божие «в поте лица» (Быт. 3:19).

Блаженны дети, которые с младенчества жили в духовной обстановке и потому неустанно преуспевали в духовной жизни. Но трижды блаженны те обделенные дети, которых не учили ничему полезному (но, напротив, постоянно подталкивали ко злу), но у которых, стоило им услышать о Христе, заблестели глаза и, повернувшись на сто восемьдесят градусов, они сразу очистили до блеска свою душу и вышли из пределов земного тяготения на духовную орбиту.

Счастливы, говорят в миру, живущие в хрустальных дворцах и имеющие все удобства. Однако блаженны сумевшие сделать свою жизнь простой, освободиться от петли этого мирского прогресса с множеством удобств (множеством неудобств) и избавиться от ужасного душевного беспокойства нашего времени».

По мысли старца Паисия, родители должны уделять своим детям время и внимание даже в ущерб своим профессиональным обязанностям. А жизнь матери должна быть простой, чтобы она могла быть со своими детьми, когда они нуждаются в ней. А мать детям нужна постоянно.

В завершении беседы отцу Киприану были заданы вопросы о взаимоотношениях в семье, о проблеме взаимопонимания родителей и детей, о том, как помочь детям воцерковиться. Отвечая, отец игумен подчеркнул, что главное для ребенка – родительский пример. Сталкиваясь с проблемами в семье, отцы и матери должны понимать, что должны начинать с себя. Если ребенок не ходит в храм – они должны посмотреть на себя, искренни ли они в своей вере, честна ли их исповедь, действительно ли они сами исполняют то, чему пытаются научить своих детей. Старец Паисий учил: что бы мы ни делали, надо делать это с усердием, благородством, любовью и болью. Он советовал родителям взращивать достоинство в детях, чтобы они могли сами смело и радостно делать добро в жизни, любить Христа и своего ближнего, и чтобы их жизнь была исполнена духовного смысла. И помнить, что пример родителей играет главную роль в формировании характера и душевного мира наших детей.

Завершая встречу, наместник монастыря епископ Иосиф поблагодарил игумена Киприана за интересную беседу, выразив надежду, что она послужит на пользу душ многочисленных слушателей, собравшихся в зале.

Дорогие братия и сестры!
Приглашаем вас пройти онлайн-курс для педагогов и родителей «Школа добродетелей преподобного Паисия Святогорца».