Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Боль­ше мол­чи­те. А ес­ли что спро­сят, да­же в церк­ви, от­веть­те без вся­кой разд­ра­жи­тель­нос­ти, не по­ка­зы­вая уг­рю­мо­го ви­да.

преп. Варсонофий

Пом­ни мо­на­шес­кое пра­ви­ло – не на­чи­нать го­во­рить са­мо­му, не быв спро­шен­ным.

преп. Никон

Мол­ча­ние под­го­тов­ля­ет ду­шу к мо­лит­ве. Ти­ши­на,– как она бла­гот­вор­но действу­ет на ду­шу!

преп. Никон

Cоветы старца Макария об исповеди

Приступая к Таинству исповеди, должно представлять себя со страхом, смирением и надеждою. Со страхом – как Богу, прогневанному грешником. В смирении – чрез сознание своей греховности. С надеждою – ибо приступаем к Чадолюбивому Отцу, пославшему для нашего искупления Сына Своего, Который взял грехи наши, пригвоздил их на кресте и омыл пречистою Своею кровию…

Советы старца Макария об исповедиВ случае смущения и забвения грехов своих можно, идя к Таинству, записать оные для памяти и при забвении посмотреть в записку и объяснить духовнику. Подобные примеры встречаются в житиях и учениях святых отцев.

Изъяснив перед духовником свою совесть, не надобно уже смущаться, что не все сказано – это от врага; а надо успокоиться, взирая на намерение свое ничего не утаить и на милосердие Божие, а смущение отвергать.

Бояться стыда при исповеди – тоже от гордости; обличив себя пред Богом при свидетеле, получают успокоение и прощение.

При исповеди надо пояснить все свои грехи, кроме разве когда забудешь, а не поверхностно говорить, ибо не исповеданный грех и не разрешается, разве что по забвению не изъяснишь. После исповеди надо блюсти себя от греховных действий. Но если и случится на кого оскорбиться или зазреть (осудить) кого: в этом, примиряясь с оскорбившим, быть спокойным, а за зазрение – самого себя зазреть и укорить. Главное, в исповеди надобно иметь сердце сокрушенно и смиренно, которое Бог не уничижит, и ежедневно надо иметь испытание самих себя и укорять себя, за содеянное нами приносить пред Богом покаяние.

Из писем прп. Макария Оптинского