Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Нам, ищу­щим спа­се­ния, при ис­пол­не­нии за­по­ве­дей Бо­жи­их са­мо­нуж­ней­шие есть сми­ре­ние, ко­то­рое прив­ле­ка­ет к нам Бо­жию бла­го­дать и ос­ве­ща­ет все на­ши действия, а без оно­го ни­ка­кие под­ви­ги и тру­ды не мо­гут нам дос­та­вить мно­го­же­лан­но­го ми­ра.

преп. Лев

Где сми­ре­ние не оби­та­ет, та­мо пре­зо­р­ство и вы­со­ко­муд­рие пре­бы­ва­ет.

преп. Лев

Что жи­вешь пло­хо, не уны­вай, а сми­ряй­ся, и Гос­подь приз­рит на сми­ре­ние твое па­че под­ви­гов ве­ли­ких, но не сми­рен­ных.

преп. Анатолий

Смиряйся, и все дела твои пойдут

Всегда ты просишь, чтобы Господь даровал тебе смирение. Но ведь оно даром Господом не дается. Господь готов помогать человеку в приобретении смирения, как и во всем добром, но нужно, чтобы и сам человек заботился о себе. Сказано у святых отцев: «дай кровь и приими дух». Это значит: потрудись до пролития крови и получишь духовное дарование. А ты дарований духовных ищешь и просишь, а кровь тебе проливать жаль, т. е. все хочется тебе, чтобы тебя никто не трогал, не беспокоил. Да при спокойной жизни как же можно приобрести смирение? Ведь смирение состоит в том, когда человек видит себя худшим всех, не только людей, но и бессловесных животных, и даже самых духов злобы. И вот, когда люди тревожат тебя, ты видишь, что не терпишь сего и гневаешься на людей; то и поневоле будешь себя считать плохою.

Смиряйся, и все дела твои пойдутИли, например, осуждать будешь, подозревать других, опять поневоле будешь считать себя плохою. Если при этом будешь о плохоте своей и неисправности сожалеть, и укорять себя в неисправности, и искренно каяться в этом пред Богом и духовным отцом, то вот ты уже и на пути смирения.

Одно тут нам кажется нехорошо, что и больно, и беспокойно, и неприятно. Это правда, зато для души полезно. Да еще скажу тебе, что нам кажется, — и для души то бесполезно. Все это с тобой так и бывает, потому что ты не понимаешь духовной жизни. Ведь и Господь путь в Царствие Небесное назвал узким путем. — Если ты добиваешься того, чтобы царствовать со Христом Господом, то посмотри на Него, как Он поступал с окружающими Его врагами: Иудою, Анною, Каиафою, книжниками и фарисеями, требовавшими Его смерти. Кажется, Он никому не жаловался, что враги Его несправедливо поступают с Ним, а во всех ужасных скорбях, наносимых Ему врагами Его, Он видел единственно волю Отца Своего Небесного, которой и решился следовать и следовал до последнего Своего издыхания, несмотря на то, что орудиями исполнения воли Отца Его были самые пребеззаконные люди. Он видел, что они действовали слепо, в неведении, и потому не ненавидел их, а молился: Отче, отпусти им: не ведят бо что творят (Лк. 23, 34).

Смиряйся, и все дела твои пойдут.

Из писем прп. Амвросия Оптинского