«Да будет воля Твоя!»
Это слова из третьего прошения молитвы «Отче наш»: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли». Как говорили в народе: «Коротка молитва “Отче наш”, да спасает».
В толковании на эту молитву святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли. – Небом названы небожители: ими воля Божия совершается непорочно, неупустительно. К воле Божией они уже не примешивают своей воли! У них уже нет отдельной воли! Воля их слилась воедино с волею Божиею. Землею названы христиане. Не погрешит каждый из нас, если, произнося это прошение, будет разуметь под наименованием «земли» свое сердце, не отделяя и тела от сердца».
В другом сочинении святитель Игнатий добавляет: «Все, истекающее из Божественной воли, сопровождается святым миром, по опытному учению святых Отцов; напротив того, все, сопровождаемое смущением, имеет началом своим грех, хотя бы по наружности и казалось высшим добром».
Преподобноисповедник Никон Оптинский очень ценил слова святителя Игнатия о воле Божией и своим ученикам советовал обращаться к творениям святителя: «Статья “О воле Божией” епископа Игнатия научает покоряться воле Божией. Знать то, что говорится в этой статье, необходимо каждому верующему человеку, безразлично – монаху или мирянину. K великому прискорбию, по большей части видишь и слышишь кругом себя и в себе ропот, нежелание подчиниться тому, что посылает Господь, требование справедливого к себе отношения и прочие безумные проявления противления воле Божией. Как велика наша немощь! Как слаба наша вера! Не наше дело рассуждать, зачем и почему нас постигает то или иное: надо знать, что это воля Божия, надо смириться, а требовать, так сказать, у Бога отчета есть крайнее безумие и гордость. Итак, каждый должен: требовать от себя (то есть понуждать себя на делание) исполнения заповедей и все, что делают с нами другие люди, что без содействия людей с нами совершается – считать праведным судом Божиим для нашей пользы, нашего спасения и смиренно все то терпеть. Это будет душеспасительно и принесет мир в сердца наши. Господи! Да будет воля святая Твоя! Постижение воли Божией доступно чистым по жизни своей. Они получают дар духовного рассуждения, а оно выше всех добродетелей».
В сложных ситуациях, с которыми пришлось столкнуться о. Никону и его ученикам после революции, когда был закрыт монастырь и начались аресты, все чаще о. Никон обращал внимание своих духовных чад на слова молитвы, на прошение: «Да будет воля Твоя!»: «Надо молиться, да укажет Господь путь… Будем молиться Господу, да спасет нас и да поможет нам в бедах и нуждах. Иного пристанища и надежды не вижу. Человеческие расчеты и суетны, и ошибочны. Когда приходится терпеть и трудное что-либо, но знаешь, что нет тут своей воли, получается нравственное облегчение и мир души. Да будет воля Божия! Да не посрамит Господь веры нашей и преданности воле Его. Единая надежда на Бога. Вот твердое основание. Остальное все непрочно, и особенно в нашем положении. Совершенно не знаешь, где лучше, где хуже и что ожидает. Да будет воля Божия!..»
В одном из писем о. Никон пояснял: «Если на волю Божию положиться – все хорошо, даже и неприятности, все ведет ко спасению души нашей, и при этом великая премудрость и глубина открывается. Любящим Бога… все содействует ко благу (Рим. 8, 28)».
В сознании русского народа эта мысль оптинского подвижника хорошо выражается в пословицах: «Под Богом ходишь – Божью волю носишь», «Бог не даст – нигде не возьмешь», «Что Богу угодно, то и пригодно», «Если Бог с нами, то кто против нас?»
Если отсутствует покорность воле Божией, то возникает гордыня. По словам преподобноисповедника Никона Оптинского: «Гордость человеческая говорит: мы сделаем, мы достигнем, и начинаем строить башню Вавилонскую, требуем от Бога отчета в Его действиях, желаем быть распорядителями вселенной, мечтаем о заоблачных престолах, – но никто и ничто не повинуется ей, и бессилие человека доказывается со всею очевидностью горьким опытом. Наблюдая опыт сей из истории и древних, давно минувших дней и современных, прихожу к заключению, что непостижимы для нас пути Промысла Божия, не можем мы их понять, а потому необходимо со всем смирением предаваться воле Божией».
Пусть навсегда в нашей памяти останется афористичное поучение старца Амвросия: «Иди, куда поведут; смотри – что покажут, и все говори: да будет воля Твоя!»