Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Де­ло не в слож­нос­ти ис­по­ве­ди, а в сок­ру­ше­нии серд­ца: „Гос­подь зрит серд­це".

преп. Нектарий

На­до по­ка­я­ние всег­да при­но­сить Гос­по­ду в сво­их не­исп­рав­нос­тях и по­нуж­дать се­бя к ис­пол­не­нию за­по­ве­дей Гос­под­них и мо­на­шес­ких обе­тов. При этом же на­до за­зи­рать се­бя в не­исп­рав­нос­ти, и счи­тать се­бя ху­же и греш­нее всех, и сми­рять­ся пред Гос­по­дом в серд­це сво­ем. Сми­ре­ние за­ме­ня­ет не­дос­та­ток дел.

преп. Иосиф

Все че­ло­ве­че­ст­во мож­но раз­де­лить на две час­ти: фа­ри­сеи и мы­та­ри. Пер­вые по­ги­ба­ют, вто­рые спа­са­ют­ся. Бе­ре­ги­те соз­на­ние сво­ей гре­хов­нос­ти. Это – са­мое дра­го­цен­ное пе­ред Бо­гом. Что спас­ло мы­та­ря? Ко­неч­но, это соз­на­ние сво­ей гре­хов­нос­ти: „Бо­же, ми­лос­тив бу­ди мне греш­но­му!" Вот эта мо­лит­ва, ко­то­рая прош­ла уже поч­ти два ты­ся­че­ле­тия. Но смот­ри­те, мы­тарь соз­на­ет се­бя греш­ным, но в то же вре­мя на­де­ет­ся на ми­лость Бо­жию. Без на­деж­ды нель­зя спас­тись.

преп. Варсонофий

Лекция священника Александра Мазырина: «Гонения на Русскую Православную Церковь (1917-1953 гг.)»

В воскресенье, 3 марта, в конференц-зале монастыря состоялась лекция кандидата исторических наук, доктора церковной истории, доктора теологии, профессора, заместителя заведующего отделом новейшей истории Русской православной церкви ПСТГУ священника Александра Мазырина. Тема лекции: «Гонения на Русскую Православную Церковь (1917-1953 гг.)».

Открывая встречу, наместник Оптиной пустыни епископ Иосиф отметил важность этой темы. «Именно на Церковь был направлен главный удар богоборцев. Мы должны помнить о наших предках и почитать наших мучеников», – отметил владыка.

«В конце 30-х годов Русская Церковь стояла на грани физического исчезновения», – так начал свою лекцию отец Александр. Анализируя предысторию, начало и причины гонений, воздвигнутых на Церковь советской властью, он отметил, что уже в начале революционных событий Церковь старалась дистанцироваться от какого-либо участия в политической борьбе. Так, во время Февральской революции со стороны священноначалия не звучало призывов встать на защиту самодержавия; не было и протестов против захвата власти большевиками. Церковь возвысила свой голос только тогда, когда начались злодеяния: расстрел Кремля, убийства священников и монахов. Во время Гражданской войны святитель Тихон, Патриарх Московский, отказывался тайно передать благословение белым вождям, даже кому-либо из них лично, считая, что он этого делать не вправе. Только спустя десятилетия патриарх Сергий (Страгородский), отказавшись от аполитичности Церкви, высказался в поддержку советской власти.

«Причина гонений на Церковь – не в ее контрреволюционности, т.к. таковой просто не существовало, – приходит к выводу отец Александр. – Причины глубоко антирелигиозные». Большевики считали, что Маркс и Энгельс создали совершенное учение, а коммунизм – самое совершенное общество, что ничего лучше человеческая мысль выработать не в состоянии. В том «светлом» будущем, которое строили большевики, места для религии просто не было. Поэтому даже тех, кто разделял идеи социализма, при этом оставаясь верующим христианином, власти воспринимали как врагов, подлежавших уничтожению.

Далее отец Александр представил слушателям масштабную картину развертывания и усиления гонений. Так, уже с первых месяцев прихода к власти большевики начали создавать законодательную базу для разгрома Церкви. Ошибочно думать, подчеркнул докладчик, что столь масштабный террор осуществлялся без ведома высшего руководства страны и лично Сталина. «Партия не может быть нейтральной по отношению к религиозным предрассудкам», – говорил Сталин, которого отец Александр называет практиком борьбы с Церковью. Вопреки распространившемуся в последнее время мнению, подчеркнул докладчик, говорить о каком-то «перерождении» Сталина по отношению к религии не приходится.

Заканчивая лекцию, отец Александр отметил, что, несмотря на жестокие гонения, наш народ сохранил веру. Незадолго до начала Великой Отечественной войны воинствующие безбожники с сожалением заявляли, что настоящих атеистов во всей огромной стране немного, всего миллионов 10.

Далее слушателям была предоставлена возможность задать интересующие вопросы. Отметим некоторые из них.

Первый вопрос касался судьбы архиепископа Феодора (Поздеевского) и так называемого «Даниловского раскола».

«Данилов монастырь стал в какой-то момент оплотом православия в стране, – сказал отец Александр. – Патриарх Тихон с благодарностью принимал критику даниловской братии и опирался на их мнение, отвечая на действия властей». Монастырь не трогали до поры, давая возможность сконцентрироваться там всем тихоновцам, чтобы затем репрессировать всех разом. Говоря о «признательных показаниях», которые содержатся в следственном деле архиепископа Феодора, отец Александр подчеркнул: «Я не готов признать, что он был сломлен и подписал все добровольно». Поскольку следователи НКВД делились на «писателей-литераторов» и «забойщиков», а подпись под этими показаниями неровная, мы не знаем, что там происходило, и понимал ли владыка, что именно подписывает.

Следующий вопрос был о возможности прославления митрополита Иосифа (Петровых).

Отвечая на вопрос, докладчик заметил, что препятствие его прославлению – также «признательные показания», находящиеся в следственном расстрельном деле. По мнению некоторых членов Комиссии по канонизации, митрополит оговорил себя и других. Осужденный вместе с ним митрополит Кирилл был прославлен, а Иосиф – нет. «Могу сказать то же самое, что про архиепископа Феодора: такие показания часто «выбивали», так что неизвестно, до какого состояния могли довести человека и понимал ли он, что подписывает», – сказал отец Александр.

Еще один вопрос также касался препятствий к прославлению, но уже оптинского подвижника, иеросхимонаха Мелетия (Бармина), который не был репрессирован и мирно преставился в глубокой старости. В 37-38 годы он был уже в преклонных годах. Справедливо ли мнение: если человек не был арестован, это означает, что он сотрудничал с органами?

«В 37-38 году репрессии проходили по заранее подготовленным спискам. Часто человека не трогали по старости. Но в эти годы даже сотрудничество с органами не спасало, – ответил отец Александр. – Если не арестован, значит, доносчик, – это неверно, так нельзя говорить. Были доносчики, которых арестовали и расстреляли. Система действовала порой иррационально».

Были заданы также вопросы об актуальности темы гонений для школьников, о возможности исцеления «украинского раскола», об отношении Православных Церквей к РПЦ в наше время.

Завершая встречу, игумен Филипп от имени владыки Иосифа, братии и слушателей поблагодарил отца Александра за интересную лекцию и отметил, как важен для нас подвиг новомучеников, исповедников и всех наших соотечественников, во дни жестоких испытаний сохранивших веру и верность Христу.