Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

В ду­хов­ной жиз­ни всег­да так бы­ва­ет: или пред­ва­ря­ет скорбь уте­ше­ние, или сие скорбь пред­ва­ря­ет. Сии пе­ре­ме­ны рож­да­ют на­деж­ду и сми­ре­ние. Толь­ко скор­би бы­ва­ют раз­лич­ные, и мирс­кие, и ду­хов­ные, но об этом те­бе еще ра­но знать, а при­ни­май то, что пош­лет Бог, с бла­го­да­ре­ни­ем и рав­но­ду­ши­ем, в уте­ши­тель­ных чувствах не воз­но­сись, а в скорб­ных не упа­дай ду­хом.

преп. Макарий

Во вся­ком пре­бы­ва­нии ста­рай­ся пре­бы­вать бла­го­у­год­но, т.е. в мир­ном и сми­рен­ном ду­хе, ни­ко­го не осуж­дай и ни­ко­му не до­саж­дай, ста­ра­ясь, что­бы сло­во на­ше, по апос­тольс­кой за­по­ве­ди, бы­ло раст­во­ре­но ду­хов­ною со­лию.

преп. Амвросий

Му­жай­тесь в под­ви­ге, не отс­ту­пай­те от не­го, хо­тя бы ад вос­стал на вас и весь мир ки­пел на вас зло­бой и пре­ще­ни­ем, и ве­руй­те: „Близ Гос­подь всем при­зы­ва­ю­щим Его во ис­ти­не".

преп. Варсонофий

«Немного найдется Савватиев по верности и преданности…»

Игумен Антоний (Бочков) вспоминал о келейнике старца Антония (Путилова), что «всею душою преданный ему Савватий был сберегателем нестяжательного старца. Немного найдется и Савватиев по верности и преданности».

Монах Савватий, в миру Савва Васильев (1781–1833), происходил из дворовых людей сельца Можевой Рославльского уезда Смоленской губернии. Вместе с братьями Путиловыми он подвизался в Рославльских лесах, постигая вместе с ними азбуку монашеской жизни под руководством опытных духовных наставников.

В письме от 6 июня 1819 года, впервые опубликованном исследователем истории Рославльских подвижников – иеромонахом Диомидом (Кузьминым) в книге «Старица Московского Ивановского монастыря монахиня Досифея: Ивановский монастырь и Оптина пустынь» (2023), Тимофей Путилов сообщал своему брату о. Исаии (Путилову) в Саровскую пустынь о жизни в Рославльских лесах: «О себе вам известно творю, что я вкупе с братом и еще двумя жительствую, в-четверых, на том же месте под кровом Отца Небесного. Жаль только, что нерадиво о духовном делании, особливо теперь летом, весьма развлечены разными занятиями внешними. Завели себе пчел в первый раз – мед есть, знали, как и любили – теперь же узнаем и каким трудом он получается. Нового сбора еще не ели. – А жал пчелиных довольно уже приняли, и труда понесли немало. – Узнали на себе сбытие слов: не принять горького, так не видать и сладкого».

Преподобный Антоний Оптинский

Среди подвижников в письме упоминается и Савва Васильев, который разделял с будущими оптинскими старцами радости и горести пустынного жительства.

14 апреля 1820 года о. Моисей (Путилов) сообщает брату в Саровскую пустынь о монашеских постригах, состоявшихся в течение Великого поста: Александра Путилова постригли с именем Антония, а Савву – с именем Савватий. Новопостриженные были переданы от пострига отцу Моисею: «в день праздника Сретения Господня в собрании всех пустынных старцев совершили пострижение брата, облекши его в Антония, и благодарили о сем Человеколюбивого Владыку нашего Бога. Потом в Вербное воскресенье другого о Господе брата Савву облекли в Савватия, и также о милосердии Божии порадовались. Оба вдали себя мне, окаяннейшему, с несомненною верою, и находятся докуда во всяком благоговении, пользуюсь ими и утешаюсь».

В своем дневнике о. Антоний записал: «Брата Савву облекли в ангельский образ и нарекли Савватием. Да укрепит его Господь в предлежащем подвиге!»

15 декабря из Москвы о. Моисей писал братьям, переданным ему от пострига: «Между собою храните молчание, кроме нужного ничего постороннего не говорите, да будет чист ум ваш в молитвах. Укоряйте себя мысленно и уничижайте, и худшими всех себя имейте, и Бог призрит на смирение ваше и покроет от всех искушений».

В течение зимы 1820 – весны 1821 годов велась переписка епископа Калужского Филарета (Амфитеатрова) с монахом Моисеем и старцем Афанасием Младшим (Степановым) о переселении их в Оптину пустынь. Это было связано и с преследованиями пустынножителей со стороны властей, а также с искренним желанием Владыки Филарета устроить при обители скит.

3 июня 1821 года монахи Моисей, Антоний, Иларий (Дракин) и Савватий (Васильев) отправились в Оптину пустынь, куда прибыли 6 июня.

План скита

Затем «явились в Калугу к преосвящен­ней­шему Филарету, чем много утешилась Боголюбивая его душа, видя начинающееся приводится в действо благое его желание. По довольной духовной беседе получили от него пастырское наставление и благословение на избрание места близ Оптиной Пустыни в лесу. По избрании которого, в лесу от монастыря на восточной стороне в конце монастырского владения расстоянием от монастыря во 170-ти саженях, обще с игуменом Даниилом, – отец Моисей представили преосвященному план к строению скита, который и утвержден собственноручною Его Преосвященства резолюциею таковою: “1821-го года июня 17-го дня по сему начертанию строить скит, да благословит Господь Бог; и благодатию Своею да поможет совершить”».

После расчистки соснового леса, обнесения территории скита досчатым забором, подвижники срубили небольшой домик-келью на пять человек, где жили сообща.

Вскоре по благословению епархиального архиерея приступили к строительству скитского храма во имя Собора св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня с братскими кельями, закончив строительство храма к концу 1821 года.

Отец Савватий был определен в скит 2 марта 1822 года. Исполнял послушание портного и келейника Антония (Путилова), устраивая жизнь в скиту.

В 1833 году монах Савватий почил о Господе в возрасте 52 лет. В летописи Иоанно-Предтеченского скита сохранилась краткая запись: «под 24-е число декабря вдруг занемогли холерическими припадками монах Савватий, прибывший из пустыни вместе с отцом Моисеем, и послушник Георгий из московских мещан, живши в скиту два с половиной года, и оба скончались в короткое время, первому было от роду 52, а второму 24 года».

Вечная и благая память одному из первых скитян Оптиной пустыни!

В.В. Каширина