Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Не при­ла­гай­те серд­ца к су­е­те мирс­кой. Осо­бен­но во вре­мя мо­лит­вы ос­тав­ляй­те все по­мыс­лы о жи­тейс­ком. Пос­ле мо­лит­вы, до­маш­ней или цер­ков­ной, что­бы сох­ра­нить мо­лит­вен­ное, уми­лен­ное наст­ро­е­ние ду­ши, не­об­хо­ди­мо мол­ча­ние. Иног­да да­же прос­тое, по-ви­ди­мо­му, да­же нез­на­чи­тель­ное сло­во мо­жет на­ру­шить и спуг­нуть, как птич­ку, из ду­ши на­шей уми­ле­ние.

прписп. Никон

Не за­бы­вай мо­лит­вы – она жизнь ду­ши.

прписп. Никон

Не­об­хо­ди­мо хра­нить плод мо­лит­вы. Он по­губ­ля­ет­ся, те­ря­ет­ся очень час­то от празд­нос­ло­вия сра­зу пос­ле мо­лит­вы и от меч­та­ния, ко­то­рое есть то же празд­нос­ло­вие, но лишь с са­мим со­бой. Мол­ча­ние пос­ле мо­лит­вы весь­ма по­лез­но: оно удер­жи­ва­ет мо­лит­ву в уме, серд­це и да­же на ус­тах вслух се­бе.

прписп. Никон

Оптинские помянники
Н.В. Гоголя

В Оптиной пустыни, как и во всех монастырях, издревле существовала традиция поминания за богослужениями лиц о здравии и о упокоении. Для длительного поминовения существовали особые тетради. Архимандрит Леонид (Кавелин) в «Историческом описании Оптиной пустыни» свидетельствовал, что в монастыре хранятся несколько синодиков, в том числе два древних: первый относится к 1670–1717 годам, а второй начат в 1760 году.

Как отмечал о. Леонид (Кавелин), в Оптиной пустыни сложились следующие правила: «Когда начинается проскомидия, пономарь делает наряд братии, от 20 до 50 человек, идти во святой алтарь; им раздаются для прочтения как самые синодики, так и сделанные из них выписки.

По окончании проскомидии братия, поминавшая по тетрадкам, выходит из алтаря, а остаются только те, которые читают большие синодики и продолжают чтение до Херувимской песни. Пред начатием ее и они выходят из алтаря, положив закладку на том листе, где прервалось чтение; а в следующую обедню продолжают поминовение от закладки далее, до конца.

Великим постом, каждый раз по совершении утрени и часов, когда совершают литию по усопшим, вышеупомянутые тетрадки раздаются не токмо певчим, но и всей предстоящей братии; и когда служащий иеромонах поминает вслух по таблице, тогда братия тихо поминают по тетрадкам. То же соблюдается и во вселенские субботы, и во все положенные святою Церковью дни поминовений. Таким образом, завет усопших молиться за них исполняется всегда и неупустительно.

Кроме сего, по заведенному порядку, исключая воскресные и праздничные дни, поминают на ектениях, а в больничной церкви очередная братия день и ночь читает Псалтирь за здравие живых и упокоение преставившихся братий и благодетелей обители».

Н.В. Гоголь посетил Оптину пустынь трижды: в июне 1850 года и в июне и сентябре 1851 года. Во время второго посещения Оптиной пустыни (2–3 июня 1851 года) писатель записал имена родных и близких людей для поминания в обители. Имена были вписаны в «Помянники жертвователей Московской губернии»: в «Помянник о здравии» и «Помянник о упокоении» (ОР РГБ. Ф. 214. Опт-339-1. Л. 5–5 об; Публ. по: ОР РГБ. Ф. 214. Опт-339-2. Л. 3–3 об.).

Н.В. Гоголь

3 июня 1851 года Н.В. Гоголь молился на ранней воскресной литургии в скиту Оптиной пустыни. После этого направился в монастырь, где продиктовал имена для записи в помянник (или передал записку с именами) и во время поздней литургии уехал в Калугу.

Всего в помянниках писателя записано: о здравии — тридцать шесть имен, о упокоении — двадцать четыре имени, три имени вписаны позднее, из почивших. Таким образом, первоначально Н.В. Гоголь записал пятьдесят имен для поминания в Оптиной пустыни. Практически все они были атрибутированы[1].

Помянники представляют собой две тетради в картонном переплете, обтянутом кожей, размером 17,0 х 10,0 см и 17,2 х 10,5 см. На верхней крышке в рамке золотом вытиснено заглавие: «Помянник о здравии» и «Помянник о упокоении».

В тексте тетрадей содержатся многочисленные поздние пометы, поправки чернилами и карандашом. Листы в пятнах, порваны, захватаны, что свидетельствует о том, что помянники часто использовались за богослужением. Имена для поминовения написаны в две колонки, в церковнославянской орфографии, крупным полууставным шрифтом, с диакритикой. Тетради украшены малыми заставками. Киноварью написаны заглавия и первые буквы имен. Внизу листа содержится краткая информация о жертвователе.

Могила монаха Порфирия Григорова

Датируются записи на основании скорописной записи внизу листа: «Г<осподина> Гоголя Николая Васильевича, коллежского советника, <край листа оборван>, писателя (литератора). Жертва 3 июня 1851 г.» [Помянник … о здравии].

«Г<осподина> Гоголя Николая Васильевича, коллежского советника, писателя (литератора русского, из дворян Черниг. губернии. 1851 г. июня 3. Вкладчик скончался в Москве 21 февр. 1852 г.» [Помянник … о упокоении].

В помянниках указан год окончания поминания о здравии – 1875 г. Листы с именами в двух помянниках перечеркнуты крест-накрест простым карандашом.

В «Помянник о здравии» включены, помимо имен родных и близких людей, три имени духовных лиц:

  • Филарета (в схиме Феодот; Кольцов, 1804–1873 гг.), иеромонах Оптиной пустыни. Во время записи в Синодике в апреле 1851 года перешел из Оптиной пустыни в Спасо-Преображенский монастырь Казанской епархии, а в августе того же года — в Гефсиманский скит при Свято-Троицкой Сергиевой лавре.
  • Иннокентия (в миру Иван Алексеевич Борисов; 1800–1857 гг.), архиепископ Херсонский и Таврический.
  • Мелетия (1786–1868 гг.), митрополит, наместник Иерусалимского патриаршего престола.
  • В «Помянник о упокоении» записаны духовные лица: Порфирий (в миру Петр Александрович Григоров (1803–15 марта 1851 гг.), монах Оптиной пустыни; протоиерей Павел Иванович Волынский (1770–1839 гг.), законоучитель в Нежинской гимназии; иерей Савва Кириллович Яновский (род. ок. 1783 г.), священник села Олефировка Миргородского уезда, сын Кирилла Демьяновича Гоголь-Яновского (род. ок. 1746 г.), брата деда Н.В. Гоголя.

Среди мирских лиц в «Помяннике о упокоении» записаны: Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837 гг.), князь Николай Григорьевич Репнин-Волконский (1778–1845 гг.), который в 1816–1834 годах занимал пост малороссийского генерал-губернатора, Виссарион Григорьевич Белинский (1811–1848 гг.), Иосиф Михайлович Виельгорский (1817–1839 гг.) и др.

Знакомство с духовной традицией Оптиной пустыни оказало большое влияние на мировоззрение, творчество и религиозную жизнь Н.В. Гоголя, о чем подробно писали видные отечественные исследователи В.А. Воропаев и И.А. Виноградов. По мнению В.А. Воропаева, «из всех классиков русской литературы Н.В. Гоголь был единственным сознательно воцерковленным», о чем также свидетельствуют обнаруженные синодики писателя.


[1] См. подр. статью В.В. Кашириной «Новонайденные помянники Н.В. Гоголя из архива Оптиной пустыни» // Богословский вестник. 2022. № 4 (47). С. 256–269. За ценную помощь при атрибуции упоминаемых лиц автор благодарит В.А. Воропаева и И.А. Виноградова.

В.В. Каширина