Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ко­ли­кие бы ни восс­та­ли вол­ны на ду­шу, всег­да при­бе­гай ко Хрис­ту. Спа­си­тель, Он при­дет на по­мощь и ук­ро­тит вол­ны. Ве­руй, что Гос­подь смот­ри­тель­но уст­ро­ил та­ко­вую жизнь к ис­це­ле­нию, не от­вер­гай ее и не ищи те­лес­но­го спо­кой­ствия и мни­мо­го ми­ру, преж­де по­до­ба­ет мно­го пот­ряс­ти­ся и по­тер­пе­ти: еже­ли бу­дешь иметь отк­ро­ве­ние, то оно мно­го об­лег­чит твою брань и бу­дешь боль­ше иметь спо­кой­ствия, не­же­ли са­ма со­бою.

преп. Лев

О сем мно­го не пре­да­вай се­бя сму­ще­нию и от­ча­я­нию, что внут­ри и вне про­тив­ные действия во­зоб­но­ви­лись: по­то­му они внут­ри ук­ры­ва­лись и та­и­лись. А как приш­ли не­ча­ян­но ви­ны к действию ярост­ной час­ти и огор­че­нию со рве­ни­ем, то си­ми ви­на­ми отк­ры­лись и воз­не­ис­то­ви­лись; но да при­бе­га­ем по Бо­зе к Еди­ной Предс­та­тель­ни­це и Пок­ро­ви­тель­ни­це, все­об­щей на­шей Зас­туп­ни­це, Прес­вя­тей Бо­го­ро­ди­це и Де­ве Ма­рии, и Та Сво­и­ми все­силь­ны­ми мо­лит­ва­ми и хо­да­тай­ством ув­ра­чу­ет на­ши все бо­лез­ни те­лес­ные и ду­шев­ные!

преп. Лев

Еже­ли толь­ко бу­де­те про­дол­жать над­ле­жа­щее пос­лу­ша­ние и по­ви­но­ве­ние, и все­воз­мож­но бу­де­те ста­рать­ся отк­ры­вать свои де­я­ния и все от мыс­лен­но­го вра­га-ди­а­во­ла по­мыс­лы, и пот­щи­те­ся во всем во­лю свою от­се­кать и ни в чем сво­е­му по­мыс­лу не ве­рить, и са­мом­не­ния и осуж­де­ния уда­ля­ти­ся, яко от смер­то­нос­но­го яда, и с со­дей­стви­ем по­мо­га­ю­щей бла­го­да­ти се­бе пот­щи­те­ся исп­ра­ви­ти, то дерз­но­вен­но ре­ку, яко вся­чес­ки Все­ми­лос­ти­вый Гос­подь не ток­мо от вре­да ув­ра­чу­ет, но и да­ру­ет да­ры — сми­ре­ния, раз­суж­де­ния!..

преп. Лев

← все публикации

 

Схиархимандрит Никодим (Демутье) – судьба монаха и гардемарина

20 февраля (7 февраля по старому стилю) 1864 года в Малоярославецком Николаевском монастыре скончался схиархимандрит Никодим (Демутье). В миру его звали Николаем Петровичем и происходил он из дворянского сословия. Отец будущего схиархимандрита был французом, мать – русской. К сожалению, сведений о его родителях нет, отсутствуют также и данные о ранних годах его жизни. По всей видимости, отец Николая был эмигрантом, бежавшим из Франции от преследований революционеров. Возможно, род Демутье начал служить русскому императору еще раньше [3]. Одно можно говорить с уверенностью – к началу XIX века семейство Демутье окончательно обрусело.

Родился Николай Петрович в 1800 году, когда уже вовсю шли Наполеоновские войны. Как всякий дворянин, считавший своим долгом служить Отечеству, в возрасте 10 лет он поступил в Морской кадетский корпус и в 1814 году стал гардемарином. В чине мичмана в 1818 году его перевели в Черноморский флот. Однако, молодой офицер к месту службы не прибыл. В это время к Николаю пришло осознание неверно выбранного пути, он ясно почувствовал тяготение к уединенной монашеской жизни. Он был задержан на Слобожанщине, откуда его доставили на гауптвахту Николаевского адмиралтейства. Следствие установило, что мичман Демутье решил оставить военную службу и поступить в монастырь. В 1820 году он был предан военному суду, но освобожден из-под ареста «ввиду молодости, поскольку не имел злого умысла и характеризовался положительно». В 1821 году начальство аттестовало его характеристикой: «поведения благородного, в должности своей знающ и усерден» [5]. Обладая непростым нравом, Николай Петрович выступил против командира фрегата, на котором проходил службу и снова был арестован в 1821 году. Тяжбы с начальством длились до 1828 года, когда, наконец, он был уволен со службы со штрафом «за ослушание вахтенного лейтенанта и командира фрегата «Минерва»».

В 1832 году Николай Петрович прибыл в Площанскую пустынь, где познакомился с отцом Макарием, будущим оптинским старцем. Он так расположился к этому опытному в духовной жизни иеромонаху, что отдал ему себя в полное послушание.

Архимандрит Агапит (Беловидов) пишет: «Послушание его состояло в келейных послугах старцу и канонаршестве. Но вскоре враг спасения нашего смутил нового пришельца. По его внушению Николай Петрович задумал оставить обитель и старца-руководителя; под предлогом богомолья он стал проситься в Воронеж для поклонения новоявленному тогда чудотворцу святителю Митрофану. Опытный старец отец Макарий и другие иноки, видевшие тут вражие искушение, долго уговаривали его остаться в обители. Но когда убеждения их остались безуспешными, то благословили его отправиться в Воронеж и даже дали ему лошадь и кучера, чтобы подвезти его до города Орла. Собрав все свои небольшие пожитки в дорожную сумку, не исключая и свидетельства об отставке от военной службы, Николай Петрович отправился в путь. Но не успел он отъехать от монастыря и восьми верст, как постигло его горе. Лошадь без всякой видимой причины с испугу бросилась в сторону и, выбросив седока с кучером, помчалась вперед одна. Кучер бросился догонять лошадь, а Николай Петрович принужден был тою же дорогою вернуться назад в монастырь. Настал вечер, и путешественнику пришлось идти пешком уже ночью со слезным раскаянием, что не послушался совета своего доброго старца отца Макария и других иноков остаться в обители. К полночи дошел он до монастыря и ночевал на монастырской гостинице. К довершению горя Николая Петровича на другой день утром оказалось, что кучер с лошадью в монастыре, а котомка его пропала. Видя в этом событии явное наказание Божие за ослушание и непокорность старцам и за неблаговременную отлучку из обители, Николай Петрович усердно испрашивал у старцев себе прощения. Между прочим, он много беспокоился о потере своей сумки, в которой хранилось выданное ему свидетельство об отставке. Добрые и истинно чадолюбивые старцы вместе с отцом Макарием старались всячески успокоить и утешить его. Того же дня к вечеру явился в монастырь из находящейся вблизи монастыря деревни крестьянин и объявил, что он поднял в лесу кожаную котомку, которую и принес в монастырь, спрашивая, не найдется ли в нем ее хозяин. Таким образом, Николай Петрович, по милости Божией и по молитвам старца Макария с прочими площанскими старцами, неожиданно и притом вскорости получил все потерянное и усердно возблагодарил за сие Премилосердого Господа, а также и доброго бескорыстного находчика» [1].

В 1834 году по благословению отца Макария Николай Демутье перешел в Троицкую Сергиеву пустынь под Санкт-Петербургом, где был пострижен в рясофор. В следующем 1835 году отец Николай перебрался в Оптину пустынь вслед за своим духовным отцом, старцем Макарием. Был определен в число оптинского братства 4 декабря 1836 года и получил послушание сборщика.

5 августа 1840 года он был пострижен в монашество с именем Никодим [4]. В 1842 году отец Никодим был рукоположен в сан иеродиакона, а вскоре и в сан иеромонаха.

25 августа 1842 года указом Калужской духовной консистории иеромонах Никодим был определен строителем Мещовского Георгиевского монастыря. Находясь на настоятельской должности, он не прерывал духовного общения с Оптиной, беря духовные советы у старца Макария и архимандрита Моисея.

Отца Никодима очень ценил преподобный Антоний (Путилов), в то время настоятель Малоярославецкого Николаевского монастыря. В отделе рукописей Российской Государственной Библиотеки хранятся его письма к отцу Никодиму, написанные в течение 20 лет – с 1842 по 1862 годы. В этих письмах можно найти и сложные духовные размышления, и вопросы, связанные с монастырским управлением [6].

Архимандрит Никодим (Демутье)

Управляя Мещовским монастырем, отец Никодим заботился о внутреннем и внешнем его благолепии – например, число иноков обители выросло с 17 до 50 человек.

Уходя на покой и возвращаясь в Оптину пустынь, старец Антоний просил назначить на его должность иеромонаха Никодима. 25 января 1853 года отец Никодим был возведен в сан игумена и назначен настоятелем Малоярославецкого Николаевского монастыря. За усердные труды 31 марта 1857 года его возвели в сан архимандрита, а в июле 1861 года он был награжден орденом Святой Анны 3-й степени. В 1862 году, чувствуя, что силы его на исходе, он подал прошение об увольнении на покой. Указом Калужской консистории прошение было удовлетворено, и архимандрит Никодим был оставлен на покое в своем монастыре. Тяжело болея, за три дня до смерти он был пострижен в схиму и, причастившись Святых Христовых Таин, скончался 7 февраля 1864 года, на 65-м году жизни [2].

Источники и литература

[1] Агапит (Беловидов), схиархим. Жизнеописание оптинского иеросхимонаха Макария. М.: 1997. С. 34 – 35.

[2] Калужские епархиальные ведомости. 1864. № 3. С. 14.

[3] Ларюшкин О.В. Лица иноэтничного происхождения среди московских горожан в 1719 – 1811 гг.: от интеграции к ассимиляции. Дисс…кандидата исторических наук. 07.00.02. М.: 2014. С. 59 – 61.

[4] Летопись скита Оптиной пустыни. Том первый: 1820 – 1882. Козельск: Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2022. С. 68.

[5] Насельники Оптиной пустыни XVII-XX веков: биографический справочник / сост, вступ. статья иеромонах Платон (Рожков). – Козельск: Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2017. С. 572.

[6] ОР РГБ Ф. 213. К. 57. Ед. хр. 9.