Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Сми­ряй­ся пред млад­ши­ми те­бя, жи­ви воз­дер­жан­но, не на­е­дай­ся до сы­тос­ти, ибо от се­го ум­но­жа­ют­ся по­мыс­лы. Ес­ли бу­дешь се­бя очень сме­ло и воль­но дер­жать, то не ми­но­вать те­бе лю­той плот­с­кой борь­бы.

прп. Иосиф

При на­по­ре блуд­ных по­мыс­лов кла­ди пок­лон­чи­ки по си­ле. А без бра­ни ни од­на ду­ша не вош­ла в рай. По­бе­ди­те­ли же вен­ча­ют­ся.

прп. Анатолий

Про­тив не­чис­тых по­мыс­лов меч ду­хов­ный упот­реб­ляй – имя Бо­жие. По­ка­я­ние на­до при­но­сить Гос­по­ду; не долж­но и от ду­хов­но­го от­ца скры­вать. Объ­яв­ля­е­мые стру­пы ско­ро ис­це­ле­ют.

прп. Иосиф

«Скрывающий свои помыслы бывает неисцелен»

Преподобный Макарий Оптинский писал, что откровение помыслов «устроено от святых Отцов, чтобы не могли укрыться от неопытных вражии козни».

Действительно, в святоотеческом духовном наследии мы находим многие мысли о важности раскрытия своего сердца перед духовным отцом: «Скрывающий свои помыслы бывает неисцелен» (преподобный Варсонофий Великий и Иоанн Пророк); «...Как змей, извлеченный из темной норы на свет, старается убежать и скрыться, так и злые помыслы, будучи обнаружены откровенным признанием и исповедью, стараются бежать от человека» (преподобный авва Моисей); «Помыслов, смущений и подозрений не скрывайте... О том человеке и радуются демоны, который скрывает свои помыслы, худые ли то, или хорошие» (преподобный Исайя).

Откровение помыслов – это попытка исполнить то, что было заповедано всем христианам: «Исповедайте убо друг другу согрешения и молитеся друг за друга, яко да исцелеете: много бо может молитва праведнаго поспешествуема» (Иак. 5, 16); «Солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4, 26).

Иван Михайлович Концевич вспоминал о том, как принимал откровение помыслов старец Анатолий (Потапов): «Эта сцена производила сильное впечатление. Сосредоточенно, благоговейно подходили монахи один за другим к старцу. Они становились на колени, беря благословение, обменивались с ним в этот момент несколькими короткими фразами. Некоторые проходили быстро, другие немного задерживались. Чувствовалось, что старец действовал с отеческой любовью и властью. Иногда он употреблял внешние приемы. Например, ударял по лбу склоненного пред ним монаха, вероятно, отгоняя навязчивое приражение помыслов. Все отходили успокоенные, умиротворенные, утешенные. И это совершалось два раза в день, утром и вечером.

Поистине – “житие” в Оптиной было беспечальное и, действительно, все монахи были ласково-умиленные, радостные или сосредоточенно-углубленные. Нужно видеть своими глазами результат откровения помыслов, чтобы понять все его значение. Настроение святой радости, охватывающее все существо принесшего исповедь старцу, описывает один древний инок в таких словах: “Я исполнился неизреченной радости, чувствуя свой рассудок очищенным от всякой скверной похоти. Я наслаждался такой чистотой, что невозможно сказать. Свидетельствует об этом сама истина, и я укрепился твердою верою в Бога и многою любовью... Я был бесстрастным и бесплотным, осененным Божиим просвещением и созданным Его велением”».

Традиция откровения помыслов была укоренена в Оптиной пустыни при старце Льве. Ученицы старцев возродили эту древнюю традицию во многих женских монастырях. Известно, что это проходило непросто и встречало многие преткновения. В 1839–1841 годы в Белёвском Крестовоздвиженском монастыре на откровение помыслов ученицы прп. Льва ходили к старице Анфии (Кононовой). В 1840 году благочестивая старица была обвинена в том, что она «привлекает к себе сестер, распространяет между ними какое-то новое учение, исповедует их и разрешает именем отца Леонида».

В результате старица Анфия вместе с послушницей Марией Николаевной Сомовой (впоследствии игумения Каширского Никитского монастыря Макария) были на время высланы из обители, другие ученицы оставлены под надзором. Ободряя изгнанниц, старец Лев в одном из писем объяснял, чем отличается исповедь от откровения помыслов: «По уставам иноческого предания при пострижении от Евангелия передаются старицам, а не духовным отцам, которым (т.е. старицам) и должны новоначальные открывать свою совесть, для получения советов и наставлений, как противостоять искушениям вражиим. Но это не есть исповедь, а откровение. <…> Таинство же исповеди совершенно другое и не имеет к откровению никакого отношения. Обязанности духовника совершенно другие, нежели отношения к старицам».

Белёвский Крестовоздвиженский монастырь

Старец Лев знал, что такие гонения временные и твердо говорил своим ученицам: «Потерпите Господа ради. Печаль ваша в радость преложится. Верую Господу, – прибавлял он еще, – насколько Белёвская обитель обесславилась, настолько впоследствии прославится. Верую, что Белёвский монастырь будет мой, что будет в нем моя игумения».

Впоследствии слова великого старца полностью сбылись. Изгнанные насельницы были возвращены, а его ученица Павлина стала настоятельницей обители, во всем руководствуясь советами его преемника преподобного Макария. При матушке Павлине в Белёвском монастыре окончательно было утверждено откровение помыслов, духовную пользу от которого она ощутила на собственном опыте. По благословению старца Макария игумения Павлина сама стала старицей, принимая сестер монастыря на исповедь. И по свидетельству прп. Анатолия (Зерцалова), «сестры обители так были привязаны к ней любовью о Господе, что открывались ей, как и самому старцу, что при начальнической власти встречается весьма редко».

Откровение помыслов имеет большую силу. Старец Анатолий (Зерцалов) писал одной своей ученице: «Люблю тех, кто все откровенно говорит о себе. Враг не может ничего посеять там, где все открывается духовному отцу».

В одном из писем преподобный Иосиф отмечал: «Ты удивляешься, что как только отправишь ко мне, грешному, письмо, то, еще не получив ответа, ощущаешь мир душевный и радость. – Таково свойство откровения. Так об этом написано и у преподобного аввы Дорофея». Авва Дорофей, о котором упоминает старец Иосиф, так описывал свое духовное состояние, достигаемое постоянным вниманием к своей совести и искренним исповеданием помыслов: «Я не имел никакой скорби, никакого беспокойства. Если случалось, что приходил мне какой помысел, я брал дощечку и писал старцу (потому что я письменно спрашивал его прежде, чем служить ему), и не успевал оканчивать письма, как чувствовал пользу и облегчение. Так велика была беззаботность и покой во мне. Не понимая силы добродетели и слыша, что многими скорбями должно нам входить в Небесное Царство, я убоялся того, что не имел никакой скорби. Я открыл это старцу, и он сказал: не скорби, тебе не о чем беспокоиться. Кто находится в послушании у отцов, тот наслаждается беззаботностью и покоем».

В.В. Каширина