«Видеть совесть свою как в зеркале»К дню памяти старицы Московского Ивановского монастыря Досифеи
17 февраля (4 февраля по ст. ст.) молитвенно почитают память старицы Московского Ивановского монастыря Досифеи (1746–1810), которую преподобный Моисей Оптинский считал своей первой духовной наставницей и говорил, что «хотя он был от детства воспитан в страхе Божием своею благочестивою родительницею и родителем, но первые наставления в духовной жизни получил от благочестивой старицы Досифеи, жившей в Московском Ивановском монастыре…».
Эти слова великого оптинского старца были записаны известным церковным историком XIX века архимандритом Леонидом (Кавелиным) и вошли в его труд «Последние русские православные пустынножители (материалы для истории русского монашества)».
Согласно преданию, таинственная монахиня Ивановского монастыря Досифея, известная под именем княжны Таракановой, — принцесса Августа Доротея, дочь императрицы Елизаветы Петровны от тайного морганатического брака с графом Алексеем Григорьевичем Разумовским. Принцесса Августа воспитывалась в семье сестры отца Веры Григорьевны Дараган, и в просторечии получила фамилию Тараканова. Вместе с кузенами Дараганами была отправлена заграницу в Швейцарию. Когда в Европе появилась самозванка, выдававшая себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны, императрица Екатерина II приказала доставить в Россию возможную претендентку на престол.
Чтобы избежать государственных нестроений принцесса Августа должна была принять монашеский постриг. В 1785 году по секретному повелению императрицы Екатерины II она была доставлена в Московский Ивановский монастырь.
Монахиня Досифея с христианским смирением приняла резкие и неожиданные перемены в своей жизни, всецело положившись на волю Божию. Все время своей затворнической жизни монахиня Досифея посвящала молитве, чтению духовных книг и рукоделию.
Постепенно о затворнице узнала богомольная Москва. Старица Досифея была почитаема современниками за дар молитвы, духовную опытность и рассудительность. Подвижница состояла в духовном общении с митрополитом Платоном (Левшиным), со старцами московского Новоспасского монастыря Александром (Подгорченковым) и Филаретом (Пуляшкиным), с настоятелем Курской Коренной пустыни Макарием (Каменецким), с рославльскими и многими другими подвижниками.
В начале XIX в. к старице за благословением и советом об избрании будущего жизненного пути пришли два брата Путиловы — Тимофей и Иона. Тимофей, впоследствии преподобный схиархимандрит Моисей, около сорока лет (1826–1862) возглавлял Оптину пустынь, где укоренил старчество. Иона, впоследствии игумен Исаия II, поступил в Саровскую пустынь, где имел общение с преподобным Серафимом Саровским, впоследствии по решению братии был избран настоятелем обители (1842–1858).
Провидев их будущее церковное служение, старица приняла благочестивых юношей в своей келье, для дальнейшего духовного руководства благословив обратиться к старцам Новоспасского монастыря. Спустя годы настоятель Оптиной пустыни архим. Моисей писал строительнице Ивановской обители Марии Александровне Мазуриной, что «духовно-мудрая старица блаженныя памяти Досифея послужила мне указанием на избрание пути жизни монашеского звания».
Отец Александр, о котором старица Досифея писала, что он «есть избранник от Христа Спасителя нашего», благословил братьев Путиловых поступить в Саровскую пустынь, куда они прибыли 13 мая 1805 года.
Старица Досифея не оставляла духовное попечение о братьях Путиловых до конца своей жизни.
В письме к братьям Путиловым от 29 октября 1805 года старица укрепляла братьев в прохождении монашеского жительства, именовала пустынь «Саровским Иерусалимом», указывала на важность старческого окормления и просила их «смиренно писать о продолжении жития». В письме от 20 августа 1807 года Тимофей и Иона Путиловы уведомляли старицу Досифею, «свою пречестнейшую матерь и благотворительницу», что они «в расположениях к жизни иноческой неуклонны».
Старица Досифея советовала «видеть совесть свою как бы в зеркале», то есть внимательно следить за всеми своими делами и мыслями, постоянно испытывая свое сердце. По словам старицы, лишь «достигнув спокойствия совести», — можно с мирным сердцем встречать различные вражеские нападения. Подобно святому апостолу, старица советовала во всех делах хранить «добрую совесть» (Евр. 13, 18), для этого как можно чаще чистосердечно «открывать свою совесть» духовнику.
О духовных связях двух монастырей — Оптиной пустыни и Ивановского монастыря (совр. название — Московский Иоанно-Предтеченский женский ставропигиальный монастырь) рассказывается на страницах нового издания «Старица Московского Ивановского монастыря монахиня Досифея: Ивановский монастырь и Оптина пустынь», в подготовке которого приняли участие два монастыря.
В книге опубликованы редкие архивные документы из фондов Оптиной пустыни, Ивановского, Новоспасского, Саровского монастырей и другие материалы. В Сборнике много уникальных материалов, посвященных Оптиной пустыни. Это обзор и публикация писем старца Новоспасского монастыря Александра (Подгорченкова) братьям Путиловым, письма Тимофея Путилова к младшему брату Ионе Путилову, послушнику Успенской Саровской пустыни, написанные с 1807 по 1823 годы, которые показывают, насколько твердо в начале своей монашеской жизни братья Путиловы следовали старческим наставлениям.
Статьи, написанные известными исследователями, знакомят читателей с историей русского монашества в первой половине XIX века и с духовной биографией преподобного Моисея.
В публикации иеромонаха Диомида (Кузьмина) впервые вводится в научный оборот факт и обстоятельства первого пострижения Тимофея Путилова в рясофор в 1809 году в Свенском монастыре, участие в его судьбе старца Василия (Кишкина), а также и второго пострижения его в мантию в лесной пустыньке 24 августа 1819 году, когда на сороковой день по кончине старца Феофана (Талунина) собрались рославльские старцы. Как писал старец Моисей: «помянул и я, окаяннейший, дни древние своей слабой жизни и лета вечная помянув, пришел в желание себе истинного образа, к которому еще поощрился, и от старцев <…> Между собеседованием их внушилось им предложить мне, грешному, о принятии душеспасительного таинства пострижения. Я, имевши расположенное к тому сердце, счел их слова за глас Божий, призывающий меня к обновлению жизни — тотчас с радостию представил им себя согласным, — а они сие еще подтвердили тем, что теперь приятный к тому случай, для чего и расположились пребыть у нас три дня, между тем, что было нужно поизготовили, и отправя заупокойную службу сорокоуста, который пришелся в субботу августа 23-го ч<исла>, меня в воскресенье, во время часов, удостоил Отец Небесный человеколюбивого приятия Своего — по чину как должно постригли в мантию. — Слава Богу о сем! Имя нарекли по чувствованию отцов, Моисей».
Старец Моисей чтил память своей первой духовной наставницы всю жизнь. По благословению преподобного Моисея имя старицы Досифеи внесли в общебратственный помянник Оптиной пустыни и молились о ней за каждым богослужением. Эта традиция возобновлена и в наше время.
Архивные исследования о связях двух монастырей продолжаются. Новое совместное издание, а также новые архивные находки были представлены 6 февраля 2024 года в Московском Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре на Всероссийской научно-практической конференции «История Московского Ивановского монастыря XIX–XX вв.».