Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Мол­ча­ние под­го­тов­ля­ет ду­шу к мо­лит­ве. Ти­ши­на,– как она бла­гот­вор­но действу­ет на ду­шу!

преп. Никон

Меж­ду со­бою хра­ни­те мол­ча­ние, кро­ме нуж­но­го ни­че­го пос­то­рон­не­го не го­во­ри­те, да бу­дет чист ум ваш в мо­лит­вах. Уко­ряй­те се­бя мыс­лен­но и уни­чи­жай­те, и худ­ши­ми всех се­бя имей­те, и Бог приз­рит на сми­ре­ние ва­ше и пок­ро­ет от всех ис­ку­ше­ний.

преп. Моисей

Мол­ча­ние по­лез­но для ду­ши. Ког­да мы го­во­рим, труд­но удер­жать­ся от празд­нос­ло­вия и осуж­де­ния. Но есть мол­ча­ние пло­хое, ког­да кто злит­ся и по­то­му мол­чит.

преп. Никон

Прожит ли день для вечности?

Воображай себе истину сию всегда, что еже сеет человек в здешнем веке, то самое и пожнет в будущем стократно, и на этой истине поверяй самого себя каждодневно: что ты посеял на счет будущего века – пшеницу или терние? Испытавши себя, располагайся к исправлению лучшаго на следующий день и таким образом всю жизнь проводи.

Прожит ли день для вечности?Ежели плохо проведен день настоящий, так что ты ни молитвы порядочно Богу не принес, ни сокрушился сердцем ни однажды, ни смирился в мысли, ни милости или милостыни никому не сделал, не простил виноватаго, не стерпел оскорбления; напротив же того, не воздержался от гнева, не воздержался в словах, в пище, в питье или в нечистых мыслях ум свой погружал; все сие разсмотрев, по совести осуди себя и положись на следующий день быть внимательнее во благое и осторожнее в злое.

И так разсматривай, любезный, сеятву твою всегда и от терния очищай и пекись, яко истинный христианин, делати не одно только гиблющее брашно, но пребывающее в животе вечном. Какая бо польза, если мы и всем себя на этом свете удовольствуем – и честию, и славою, и богатством, и всеми сластями, душу же свою отщетим оных плодов Духа Святаго, и пусты явимся пред Богом как неплодное дерево, которое обыкновенно посекается и огнем вметается.

Воздавай кесарево кесареви внешним твоим человеком, внутренним же всегда взирай к Богу и закону Его поучайся, и Бог будет с тобою. Я более всего опасаюсь, чтобы ты худым товариществом не повредился; тот товарищ верно худой, который назирает жены и пиры. Вино бо и жены многих погуби, глаголет Писание. Блюди себя от таковых; ибо скоро и удобно входят в нас привычки слабыя и страстныя, отвычка же очень трудна. Редкие освободились совершенно от худых привычек, по большей же части в страстях оных и жизнь свою кончили, на осуждение себе вечное, от чего меня и тебя да помилует премилосердный Господь.

Из писем прп. Моисея Оптинского брату Александру Ивановичу Путилову (впоследствии прп. Антонию)