Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Мно­го и о мно­гом за­бо­тить­ся не долж­но, а сле­ду­ет по­за­бо­тить­ся о са­мом глав­ном – о при­го­тов­ле­нии се­бя к смер­ти.

преп. Амвросий

Луч­ше упот­ре­бить зо­ло­тое вре­меч­ко на раз­мыш­ле­ние о гре­хах юнос­ти и не­ве­де­ния, о бо­лез­нен­ном рас­ка­я­нии в них и ис­по­ве­да­нии, за­ни­мать се­бя час­тою мо­лит­вою, хо­тя и крат­кою, и при­об­ще­ни­ем Свя­тых Та­ин, хо­тя в ме­сяц раз, и раз­мыш­ле­ни­ем: „О го­ре мне, греш­ни­це су­щей, го­ре, бла­гих дел не иму­щей! Ка­ко пред суд Бо­жий яв­лю­ся? Ка­ко со свя­ты­ми все­лю­ся?"

преп. Антоний

Ни­че­го нет к нам бли­же, как смерть! И где бы ни слу­чи­лось окон­чить жизнь свою со упо­ва­ни­ем на Бо­жие спа­се­ние и опу­ще­ну быть в мо­ги­лу, вез­де Гос­под­ня есть зем­ля!

преп. Антоний

Прожит ли день для вечности?

Воображай себе истину сию всегда, что еже сеет человек в здешнем веке, то самое и пожнет в будущем стократно, и на этой истине поверяй самого себя каждодневно: что ты посеял на счет будущего века – пшеницу или терние? Испытавши себя, располагайся к исправлению лучшаго на следующий день и таким образом всю жизнь проводи.

Прожит ли день для вечности?Ежели плохо проведен день настоящий, так что ты ни молитвы порядочно Богу не принес, ни сокрушился сердцем ни однажды, ни смирился в мысли, ни милости или милостыни никому не сделал, не простил виноватаго, не стерпел оскорбления; напротив же того, не воздержался от гнева, не воздержался в словах, в пище, в питье или в нечистых мыслях ум свой погружал; все сие разсмотрев, по совести осуди себя и положись на следующий день быть внимательнее во благое и осторожнее в злое.

И так разсматривай, любезный, сеятву твою всегда и от терния очищай и пекись, яко истинный христианин, делати не одно только гиблющее брашно, но пребывающее в животе вечном. Какая бо польза, если мы и всем себя на этом свете удовольствуем – и честию, и славою, и богатством, и всеми сластями, душу же свою отщетим оных плодов Духа Святаго, и пусты явимся пред Богом как неплодное дерево, которое обыкновенно посекается и огнем вметается.

Воздавай кесарево кесареви внешним твоим человеком, внутренним же всегда взирай к Богу и закону Его поучайся, и Бог будет с тобою. Я более всего опасаюсь, чтобы ты худым товариществом не повредился; тот товарищ верно худой, который назирает жены и пиры. Вино бо и жены многих погуби, глаголет Писание. Блюди себя от таковых; ибо скоро и удобно входят в нас привычки слабыя и страстныя, отвычка же очень трудна. Редкие освободились совершенно от худых привычек, по большей же части в страстях оных и жизнь свою кончили, на осуждение себе вечное, от чего меня и тебя да помилует премилосердный Господь.

Из писем прп. Моисея Оптинского брату Александру Ивановичу Путилову (впоследствии прп. Антонию)