«Бессмертием почтил нас Бог…»
Памяти игумена Антония (Бочкова)

4–5 июня 2025 года в Институте русской литературы (Пушкинском доме) РАН в Санкт-Петербурге прошла научная конференция с международным участием «Монастырь. Мир. Русское слово», посвященная памяти игумена Антония (Бочкова). Игумен Антоний (Бочков; 1803–1872), ученик прп. Льва Оптинского, автор воспоминаний о своем духовном наставнике, церковный писатель и поэт.
Инициатива проведения конференции принадлежала исследователям жизни и литературного наследия иг. Антония (Бочкова), которые 15 лет назад подготовили о нем первую книгу – «Дон Кихот русского монашества» (ИРЛИ, РГИА; отв. ред. О.Л. Фетисенко, сост. Е.М. Аксененко, иеродиакон Антоний (Козин). СПб.: Изд-во «Пушкинский Дом», 2010. – 288 с.).
На открытии конференции прозвучало приветственное слово епископа Мефодия (Зинковского), наместника Николо-Угрешского ставропигиального монастыря, ректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
Подмосковный Николо-Угрешский монастырь стал местом последнего подвига и местом упокоения о. Антония, куда он перешел в 1871 году по приглашению настоятеля монастыря архимандрита Пимена (Мясникова). Почтенный старец поселился на покое в уединенном домике в Петропавловском скиту. Вскоре в Москве началась эпидемия холеры. Зимой 1872 года митрополит Московский Иннокентий обратился к монашествующим с приглашением добровольно послужить страждущим в больницах. Одним из первых на это приглашение откликнулся о. Антоний (Бочков), который всего себя отдал на служение ближним, сам заболел и почил о Господе.
О! как возрадуешься ты,
Когда из этой темноты
Из этой тяжкия неволи,
Душа! ты вырвешься на свет,
Туда, где ни печалей нет
И где страстей не знают боле!

Изучению литературных традиций, которые были аккумулированы в наследии иг. Антония, посвятили свои выступления докладчики: Марина Анатольевна Федотова (ИРЛИ, СПб) «О стихотворных переложениях из Четьих Миней Димитрия Ростовского: к истории духовной поэзии игумена Антония (Бочкова)» и Елена Михайловна Аксененко (ИРЛИ, СПб) «Святоотеческий “плач” в поэзии игумена Антония (Бочкова): освоение жанра».
Ирина Владимировна Федорова (ИРЛИ, СПб) в докладе «Книга игумена Антония (Бочкова) “Русские поклонники в Иерусалиме”: актуальные вопросы изучения» рассказала об особенностях паломнического жанра в творчестве о. Антония и уточнила даты его посещения Святой Земли.
Книга «Русские поклонники в Иерусалиме» была опубликована в 1875 году, уже после смерти автора. В центре внимания автора – прежде всего быт русских паломников, этнографические зарисовки и обостренное чувство встречи с живой евангельской историей.
Мы знаем три страшных поклона,
Какими молился Создатель
В подгорном саду Елеона
Пред тем, как явился предатель;
Но знаем ли тайну молений
Духовной томительной брани
И тяжких смертельных борений
В глубоком саду Гефсимáни?
Ольга Леонидовна Фетисенко (ИРЛИ, СПб) представила доклад «Игумен Антоний и монах Климент: встречи в путях небесных».
Из биографии о. Антония известно, что в 1852 году он посетил Афон и Свято-Пантелеимонову монастырю пожертвовал иконостас для домовой церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Впоследствии Константин Леонтьев в очерке «Пасха на Афонской горе» записал об этом иконостасе: «Он не высок, весь сплошной золоченый; размеры его несколько тяжелы, орнаменты не сложны, не кудреваты, строги. Царские врата тоже низки и очень просторны; большие местные иконы только в один ряд, и лики в естественную величину человеческого образа. Если мне не изменяет память, этих икон всего четыре: Спаситель, Божия Матерь, “патрон” монастыря св. Пантелеимон, которого глава хранится внизу у греков, и русский святитель Митрофаний, принесенный нашими на Афон. Все эти иконы превосходной Троице-Сергиевской чеканной работы. На тонко-узорном золотом поле выделяются в высшей степени изящно вполне человеческие по цвету лица, но по выражению – иконописно, таинственно покойные образы Учителя-Бога, Девы с Младенцем Христом, прекрасного юноши-мученика и седого преподобного старца. Одежды Спасителя – голубая и розовая и св. Пантелеймона – малиновая с зеленым – прелестны своей яркостью посреди сплошной, одноцветной позолоты. Что касается до лика Самого Христа, то я ни прежде, ни после не видал ничего лучшего. Это – икона высокого стиля, а не картина. Нечто прекрасное и мужественное, и молодое, немного бледное, идеальное, тихое, покойное, и вместе с тем что-то тонко-национальное, семитическое, как бы для большей исторической наглядности, для реальности хорошей, счастливой в смысле возбуждения, положительной веры. Может быть, у меня вкус нехорош или технику искусства я недостаточно понимаю, но таково было мое впечатление, и я им делюсь с читателями откровенно.

Прекрасный иконостас этот пожертвован теперь уже скончавшимся игуменом Антонием Бочковым (из купцов), который провел последние годы свои на покое под Москвой, в Николо-Угрешском монастыре».
Протоиерей Александр Берташ, древлехранитель Берлинско-Германской епархии Русской Православной Церкви Московской Патриархии (Германия) рассказал о монастырях Санкт-Петербургской епархии, связанных с именем иг. Антония (Бочкова).
Нам всё дано: и ум, и воля,
Бессмертием почтил нас Бог,
Но странствию в земной юдоли
Он положил недолгий срок.
И мы песчинку этой пыли,
Мгновение земных часов,
Жизнь нашу с вечностью сравнили,
С блаженством будущих веков.
Варвара Викторовна Каширина (Москва) в докладе «Воспоминания игумена Антония (Бочкова) о преподобном Льве Оптинском» рассказала о том, что впервые воспоминания как отдельный раздел вошли в «Историческое описание скита св. Иоанна Предтечи» (СПб., 1847), подготовленное Л.А. Кавелиным. В 1854–1857 гг. о. Леонид (Кавелин) провел их редакцию, представленную в рукописи «Письма (в списках) старца иеросхимонаха Льва (Леонида) (Наголкина)» (ОР РГБ (Ф. 214. Опт-370, 371). В 70-е гг. XIX века в Оптиной пустыни началась подготовка отдельного жизнеописания прп. Льва, над которым работал иером. Климент (Зедергольм). В это время иг. Антоний существенно дополнил свои воспоминания, которые вошли в книгу, а также в более полной редакции сохранились в фондах РГИА и РГБ. Воспоминания иг. Антония (Бочкова), написанные хорошим слогом, отличающиеся искренностью, правдивостью и отсутствием общих мест, вошли во все жизнеописания старца.
Обращаюсь к своему старцу и отцу – прп. Льву Оптинскому, о. Антоний писал:
Я помню твои кроткие советы
И власть твою над сердцем и умом,
И как легко было давать обеты,
Когда ты был порукой пред Творцом.
И как легко было тогда спасенье,
Когда ты путь указывал детям:
Путь послушания, любви, терпенья –
Ты сам прошёл по верным сим стезям…
На конференции прозвучали доклады, посвященные связям светской и духовной словесности, которые показывают перспективность изучения этого направления. Среди докладчиков – ведущие специалисты Пушкинского дома: Елена Михайловна Аксененко, Ольга Леонидовна Фетисенко, Алексей Маркович Любомудров, Марина Анатольевна Федотова, Ирина Владимировна Федорова, Любовь Владимировна Герашко, Наталья Аркадьевна Прозорова, Института мировой литературы РАН – Марина Ивановна Щербакова и Марина Анатольевна Можарова, Института этнологии и антропологии РАН – Олег Викторович Кириченко, декан Богословского факультета ПСТГУ протоиерей Павел Хондзинский, директор Мемориального музея-квартиры св. Иоанна Кронштадтского протоиерей Геннадий Беловолов, насельник Площанской пустыни иеромонах Диомид (Кузьмин) и другие.
После завершения работы конференции была организована экскурсия в Свято-Троицкую Сергиеву Приморскую пустынь, где настоятельствовал свт. Игнатий (Брянчанинов).