Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Тщес­ла­вие и гор­дость хо­тя од­ной зак­вас­ки и од­но­го свой­ства, но действие и приз­на­ки их раз­ные. Тщес­ла­вие ста­ра­ет­ся улов­лять пох­ва­лу лю­дей и для это­го час­то уни­жа­ет­ся и че­ло­ве­ко­у­год­ни­ча­ет, а гор­дость ды­шит пре­зо­р­ством и не­у­ва­же­ни­ем к дру­гим, хо­тя пох­ва­лы так же лю­бит.

прп. Амвросий

Что­бы по­мыс­лы тщес­лав­ные, как и дру­гие ху­дые, не при­хо­ди­ли,– это не­воз­мож­но, а толь­ко сле­ду­ет с ни­ми бо­роть­ся и при по­мо­щи Бо­жи­ей от­го­нять их.

прп. Иосиф

Как во вся­ком де­ле доб­ром прип­ле­та­ет­ся тще­с­ла­вие и о се­бе мне­ние, то на­доб­но оно­му про­тив­лять­ся и от­вер­гать, а то как вь­ю­ще­еся рас­те­ние мно­гие да­же де­ревья ис­су­ша­ет, так и тщес­ла­вие доб­рые де­ла по­губ­ля­ет.

прп. Макарий

Читайте письма оптинских старцев

Оптинские старцы оставили нам великое духовное сокровище – письма, обращенные ко многим своим духовным чадам, в которых содержатся ответы на все вопросы духовной жизни. Варсонофий Великий, отвечая на вопрос одного ученика, который желал спастись, но не знал пути спасения, сказал ему: «Брате! Бог чрез Божественное Писание и чрез отцов указал нам путь спасения, сказав: вопроси отца твоего, и возвестит тебе, старцы твоя, и рекут тебе» (Втор. 32, 7).

Митрополит Трифон (Туркестанов) в работе «Древнехристианские и оптинские старцы» отмечал: «Можно утвердительно сказать, что подобных письменных сношений с духовными детьми мы не встречаем в истории монашества. Хотя и в древности, судя по свидетельству Никифора Каллиста, прп. Исидор Пелусиот написал до десяти тысяч поучительных писем, ревнуя о благостоянии Православной Церкви и о душевной пользе всех христиан (можно найти и еще несколько таких примеров), но это были отдельные послания, скорее проповеди, чем простые письма, и они не обнимали всей жизни того, к кому они посылались. Между тем письменные сношения оптинских старцев очень редко ограничиваются одним письмом, но по большей части, начавшись за много лет, оканчиваются со смертью старца».

Собрание писем прп. Макария Оптинского
к монахиням в 4-х томах

Игумен Антоний (Бочков), хорошо знавший старца Макария, в середине XIX века приветствовал издание собрания писем старца такими словами: «Учение твердое, основанное на адаманте отеческих правил, – вот что особенно поражает в письмах, исполненных при этом глубочайшего смирения. Письма его могут быть названы часами, по которым и во утро, и в полдень, и нощию можно поверять жизнь всякому монаху и монахине, для которых они назначены. И юный, и зрелый, и старый может прибегать во всякое время к этому указателю, который шествовал неуклонно по пути Солнца правды. Глубочайшая осторожность в советах, с твердостию и простотою данных не на короткое время, но часто на многие годы, применение советов к возрасту вопрошавших, к их устроению, ко времени и обстоятельствам, знание монашеской жизни и человеческого сердца – все это утаенное от мира сокровище мудрости и опытности так и бросается в глаза, приобыкшие различать сияние настоящих дорогих камней от фальшивого блеска. В отце Макарии вовсе не видишь аскета-схоластика: редко выставляет он себя учителем, а только благим советником, который, однако ж, знает всю цену своих советов, внушенных многолетним опытом и проверенных не однажды на многих людях».

Собрание писем оптинского старца Амвросия

Ученик старца Макария, ставший впоследствии его преемником, старец Амвросий советовал своим чадам читать и перечитывать письма старца Макария: «Описываете прискорбные и затруднительные свои обстоятельства и говорите, что часто чувствуете потребность в духовном наставлении и укреплении. Советую вам достать себе книгу: “Письма блаженныя памяти Оптинскаго старца иеросхимонаха Макария к мирским особам”. Читайте эти письма. Не сомневаюсь, что в них найдете вы себе обильное назидание и утешение в ваших скорбях и разрешение встречающихся вам недоумений».

В предисловии к собранию писем преподобного Амвросия Оптинского 1909 года протоиерей Сергей Четвериков писал об актуальности и важности их публикации для современного общества: «Читая и перечитывая письма оптинского старца иеросхимонаха Амвросия, общество увидит, что православное русское монашество, которое обвиняют в упадке, в утрате своего древнего духа, пока еще не перестало быть верным себе. В о. Амвросии живет и действует тот же самый дух, перед которым мы благоговейно склоняемся в лице Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского, Зосимы и Савватия Соловецких и который еще так недавно проявился в лице прп. Серафима Саровского».

Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов).
Житие. Письма

Ученик старцев Макария и Амвросия, преподобный Анатолий (Зерцалов), поступил в Оптину пустынь в 1853 году. В 1874 году по указанию преподобного Амвросия был назначен скитоначальником и братским духовником. К этому времени относится начало его старчества. Письма прп. Анатолия печатались в 1902–1906 годах в журнале «Душеполезное чтение». В 1910 году Оптина пустынь осуществила отдельное издание 382 писем старца к 65 адресатам. В предисловии были отмечены отличительные черты эпистолярного наследия старца: «Мы не найдем в письмах о. Анатолия того разнообразия содержания, тех ответов на разного рода практические вопросы, которыми так богаты письма о. Амвросия. Но письма о. Анатолия имеют свои собственные высокие достоинства. Живя исключительно внутренней жизнью, будучи опытным делателем умной молитвы, о. Анатолий запечатлел в своих письмах свою высоконравственную христианскими думами и чувствами душу. Исполненный живой и глубокой веры, опытно познавший извилистый и тернистый путь внутреннего духовного христианского возрастания души, восторженный почитатель монашеского подвига в духе и по заветам великих старцев – Паисия, Феодора, Льва, Макария и Амвросия, и великих наставников древности – аввы Дорофея, Иоанна Лествичника, Исаака Сирина и других, о. Анатолий соединял с глубиною и богатством духовного познания нежно любящее сердце, детски простую душу и удивительную способность настраивать других на свой тон, переливать в их душу собственное духовное содержание. Он умел ласково, нежно, отечески прикасаться ко всякой больной, мятущейся, ни себя, ни других не понимающей душе человеческой, успокаивать ее, расчищать пред нею путь жизни духовной и указывать ей, куда и как идти. И его, по всей справедливости, как и его современника и друга, о. Амвросия, можно назвать истинным врачевателем душ скорбящих и недоумевающих. Письма о. Анатолия учат знать и любить Бога, разъясняют высокую цель жизни христианской и монашеской, ободряют в подвиге борьбы со страстями и немощами, учат молитве Иисусовой и вообще заключают в себе много полезных уроков для всякого, ищущего жизни духовной».

В издательстве Оптиной пустыни переиздаются дореволюционные сборники писем, а также по архивным источникам готовятся новые издания. Эпистолярное наследие оптинских старцев – сокровище духовное, доступно всем, кто желает идти спасительным путем…

В.В. Каширина