Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Смысл и поль­за пе­ре­жи­ва­е­мо­го по боль­шей час­ти поз­на­ет­ся впос­ле­д­ствии.

прписп. Никон

Мы не зна­ем су­деб Бо­жи­их. Он все тво­рит на поль­зу; мы при­вя­за­ны к здеш­ним бла­гам, а Он хо­щет да­ро­вать нам бу­ду­щее бла­го здеш­ни­ми крат­ки­ми бо­лез­ня­ми.

прп. Макарий

Мы долж­ны быть уве­ре­ны, что Про­мысл Бо­жий всег­да о нас про­мыш­ля­ет и уст­ро­я­ет к поль­зе, хо­тя и про­тив­ны­ми нам слу­ча­я­ми.

прп. Лев

Как жить?

Многие поколения людей задают вопрос, в чем состоит особая духовная притягательность Оптиной пустыни. Надежда Александровна Павлович (1895–1980) написала статью, которую прямо так и озаглавила «Оптина пустынь. Почему туда ездили великие?» (Прометей. 1980. № 12).

Ответить на этот вопрос можно словами самих посетителей, которые в обители обрели поддержку, духовное наставление и смысл своей жизни.

Преподобный Варсонофий Оптинский писал: «Наша святая обитель привлекает к себе многих богомольцев, и часто слышится такое мнение, что, побывав раз в Оптиной, стремятся туда всей душой. Не имеет наша обитель ни чудотворных икон, ни прославленных мощей, но вся земля здесь как бы полита кровью и потом святых старцев, и молитвами их низводит благодать на души верующих. Нигде в другом месте этого нет».

Константин Константинович Романов

Великий князь Константин Константинович Романов (1858–1915), внук императора Николая I, двоюродный брат императора Александра III (известный в истории литературы под криптонимом К.Р.), русский лирический поэт, приехал в Оптину пустынь в 1887 году после прочтения книги Константина Леонтьева «Отец Климент Зедергольм, иеромонах Оптиной Пустыни» (1882).

В своем дневнике Великий князь записал: «Вот она, заветная цель моих стремлений! Наконец-то сподобил Господь побывать здесь, в этой святой обители, где, как лампада перед иконою, теплится православная вера, поддерживая в нас дух родного русского благочестия».

В свой приезд К.Р. встретился с известным старцем Амвросием, общение с которым преображало души многих паломников, и навсегда сохранил духовную связь с обителью. Свидетельством высоких духовных устремлений поэта являются его стихи («Молитва» (1886), «Когда креста нести нет мочи...» (1899) и др.). Неслучайно А. Фет называл К.Р. «вестником света». В Оптину пустынь К.Р. вместе с семьей приехал еще раз в 1901 году и целое лето провел недалеко от обители.

Подобная встреча состоялась у знаменитого чайного торговца Сергея Васильевича Перлова (1835–1910), известного владельца «Чайного домика» на Мясницкой улице в Москве, где и поныне торгуют колониальными товарами.

Жена Сергея Васильевича – Анна Яковлевна Перлова относилась к старцу Амвросию, который благословил ее не настаивать на приезде Сергея Васильевича в Оптину пустынь. Но вот настал день, когда Сергей Васильевич твердо сказал супруге, что им надо собираться в обитель.

Келлия преподобного Амвросия Оптинского в Иоанно-Предтеченском скиту

На следующий день после приезда пошли в скит. «Около хибарки старца по обыкновению толпился народ. Необычайность обстановки заинтересовала москвича, и он остановился в толпе. Особенное его внимание привлек мальчик лет десяти, стоявший поодаль с какой-то старушкой. Из разговора с мальчиком Сергей Васильевич узнал, что у ребенка умерла мать, и он пришел со своей бабушкой к отцу Амвросию издалека.

– Зачем же ты пришел к отцу Амвросию? – спросил Сергей Васильевич мальчика. – Ты хочешь просить у него помощи?

– Вовсе не за этим мы пришли, – сказал обиженно мальчик, – у меня умерла мать, и мы с бабушкой пришли спросить батюшку, как нам теперь жить?

Эти вдумчивые слова десятилетнего ребенка глубоко запали в душу Сергея Васильевича.

– Идут за сотни верст к монаху узнать, как им жить, – значит они уверены, что он знает это...

Шамордино. Казанская Амвросиевская женская пустынь

Побывав сам у батюшки Амвросия, Сергей Васильевич уж больше не удивлялся этому, – он с той поры и сам стал всегда спрашивать у старца “как жить?”».

Неизвестно, что сказал старец Амвросий Сергею Васильевичу, но с той поры вся его жизнь изменилась, он стал благотворителем Шамординского монастыря, после кончины старца и до конца своих дней возложив на себя попечение об обители, устроив и укрепив ее материально.

Ответ на вопрос «Как жить?» искали все посетители, которые приезжали к оптинским старцам. У каждого своя беда, своя проблема, свой вопрос…

Иван Михайлович Концевич

Знакомство семьи Концевичей с последним соборно избранным оптинским старцем Нектарием состоялось в 1916 году, и буквально изменило всю их жизнь. Младший брат, Олег, принял монашество с именем Нектарий и стал епископом. Мать была пострижена в монашество с именем Нектарии.

О своей первой поездке в обитель Иван Михайлович впоследствии вспоминал: «Монастырь и старцы произвели на меня неожиданное и неотразимое впечатление, которое словами передать нельзя – его понять можно, только пережив на личном опыте. Здесь ясно ощущалась благодать Божия, святость места, присутствие Божие. Это вызывало чувства благоговеинства и ответственности за каждую свою мысль, слово и действие, боязнь впасть в ошибку, в прелесть, боязнь всякой самости и “отсебятины”. Такое состояние можно было бы назвать “хождением пред Богом”. Здесь впервые открылся мне духовный мир, а как антитеза были мне показаны “глубины сатанинские”. Здесь я родился духовно».

Приезжая в современную Оптину пустынь, как и многие другие паломники, спешишь на исповедь, чтобы обелить свою душу, идешь с молитвой по дорожке к скиту, где когда-то старцы принимали посетителей, прикасаясь к глубокому и неиссякаемому источнику духовной благодати.

Как писала Н.А. Павлович:

Вода из твоего колодца
Чиста, прозрачна и светла.
Она из недр глубинных льется,
Все отмывая добела.

В.В. Каширина