Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Ес­ли хо­чешь из­ба­вить­ся от пе­ча­ли, не при­вя­зы­вай­ся серд­цем ни к че­му и ни к ко­му. Пе­чаль про­ис­хо­дит от при­вя­зан­нос­ти к ви­ди­мым ве­щам.

прписп. Никон

Ни­ког­да не бы­ло, нет и не бу­дет бес­пе­чаль­но­го мес­та на зем­ле. Бес­пе­чаль­ное мес­то мо­жет быть толь­ко в серд­це, ког­да Гос­подь в нем.

прписп. Никон

В зат­руд­не­ни­ях, не­до­у­ме­ни­ях и всех обс­то­я­тель­ствах бли­жай­шее сред­ство и вер­ное к поль­зе на­шей – од­но об­ра­ще­ние ко Гос­по­ду и воз­ло­же­ние на Не­го всей пе­ча­ли и по­пе­че­ния. При­том на­доб­но мо­лить Бо­га о тех, с ко­то­ры­ми пред­ле­жит де­ло, и все ула­дит­ся хо­ро­шо. Гос­подь прос­ве­ща­ет вся­ко­го че­ло­ве­ка, гря­ду­ще­го в мир, и да­ет мир ду­шам на­шим. Уны­ние же и пе­чаль бес­по­лез­ны в де­ле, тре­бу­ю­щем му­же­ст­ва.

прп. Моисей

Мнози борют мя страсти

В дни Великого поста мы внимательнее стараемся относиться к своей внутренней жизни, чаще бывать в храме, освящая свою жизнь соборной и келейной молитвой, прося помощи Божией в борьбе с грехами и страстями.

Слово «страсть» этимологически восходит к греческому πάθος, πάσχω – «претерпевать, испытывать», и используется в этом значении, когда говорится о крестных страстях Иисуса Христа. Современные словари определяют слово «страсть» как «сильное чувство, которое с трудом управляется рассудком», это значение используется для обозначения греховных состояний человека, греховных расположений и навыков, влекущих его к нарушению заповедей Божиих, нередко даже против его воли.

Среди главных страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость.

Страсти, по слову песнопений, борют человека всю жизнь. Преподобный Иларион Оптинский писал своему духовному чаду: «Просила объяснить, почему трудно бывает тебе от беспрестанного нападения страстей: чем больше желаешь противиться им, тем они более восстают? Есть в старческом предании повесть, как бес говорил одному подвижнику, встававшему на молитву: “Ложись и спи, с ленивыми мы не воюем”, – так и тут сопротивление вызывает борьбу. При борьбе с помыслами не следует смущаться и, не смущаясь, надо призывать Господа. Где смущение, там дух неприязненный действует».

О том, как вести духовную борьбу со страстями, говорится во многих письмах оптинских старцев.

Преподобный Макарий Оптинский сравнивал душу, обуреваемую страстьми, с заросшим сорняками полем: «...Земля, которая заросла тернием и разными дурными травами, может ли принести какой-либо плод? А когда потрудятся, вспашут или взроют получше, вычистят корни дурные, тогда бывает удобна к принятию хороших семян и плод приносит; когда же и опять вырастают дурные травы, их не перестают истреблять. Так и земля сердца нашего, запущенная от нашего нерадения, произрастает терния и волчцы страстей: если будем исторгать их помалу, то они истребятся, и земля сердца нашего может принимать семена добродетелей и приносить плод – исполнение заповедей Божиих, которые повелевают не только терпеть обиды и молиться за оскорбляющих, но даже и врагов любить».

По слову старца Макария, «мы не можем быть свободны от страстей, а должны всегда им противоборствовать и не быть праздными...», со страстьми должны бороться, как с дикими зверями, подражая примеру подвижников: «Страсти наши суть для нас немилосердые мучители; и они-то мучат и наказуют человека, преданного им или бывшего в их власти, но познавшего мрак оных и оставляющего их, пока совсем память их изгладится из сердца их покаянием и сопротивлением. Ежели не читали жития преподобной Марии Египетской, то прочтите, как она по обращении своем, находясь в пустыне семнадцать лет, боролась с страстьми, как со зверями, пока благодатию Божиею изгладилась память их из сердца ее».

О том, как противостоять страстям, старец Макарий пишет, что «против каждой страсти надо бороться и противопоставлять ей добродетель:

  • против гордости – смирение,
  • против чревообъядения – воздержание,
  • против зависти и злопомнения – любовь».

Для борьбы со страстями большое значение имеет внутренняя настроенность, как пишет преподобный Иосиф Оптинский: «Со страстями бороться да поможет тебе Господь и очистит от них сердце твое. Надо больше смиряться, и сознавать свою немощь, и просить у Господа помощи. Надо также всеми силами и самой противиться страсти и удаляться от того, что возбуждает страсть. Надо иметь страх Божий и помнить, что не утаится от Бога ни единый помысел, и надо понуждать себя чаще творить молитву Иисусову».

В другом письме старец Иосиф замечал: «А что страсти не отступают, то это по смотрению Божию. Пишут святые отцы, что страсти и падения смиряют человека, приводят его в сокрушение сердечное и тем привлекают ему Божие милосердие. Конечно, надо всеми силами бегать и удаляться греха, ибо если мы будем сами по своему нерадению впадать в грехи, то заслужим только большее осуждение, а в случающихся невольно или по нашей немощи да будем очищать покаянием».

В советах и наставлениях оптинских старцев по борьбе со страстями замечаем удивительное единодушие и укорененность в святоотеческой традиции.

Сравним, например, советы относительно борьбы с господствующей страстью. Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Кто видит в себе какую-нибудь господствующую страсть, тому должно прежде всего противу ней вооружаться... ибо если мы не победим сей страсти, то от победы над прочими не будет нам никакой пользы».

Преподобноисповедник Никон Оптинский: «Надо знать, какая страсть беспокоит более всего, с ней и нужно бороться особенно. Для этого надо ежедневно проверять свою совесть...».

В этой непрестанной борьбе со страстьми необходимо искать заступление у Господа Вседержителя: «От юности моея мнози борют мя страсти, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой!

В.В. Каширина