«Молитвы светильник»
К дню памяти преподобного старца Анатолия (Зерцалова)

По словам преподобного старца Амвросия, старцу Анатолию Старшему «такая была дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается».
Еще будучи послушником Алексеем, будущий старец Анатолий, по милости Божией, обладал этим даром. Когда Оптину пустынь посетил епископ Игнатий (Брянчанинов) и пожелал побеседовать с иноком, кто опытным путем проходит святоотеческое учение о молитве Иисусовой, ему указали на послушника Алексея. За послушание старцу и только после двукратного приглашения инок осмелился беседовать со святителем. Епископ Игнатий, начавший монашескую жизнь под руководством преподобного Льва Оптинского, долго беседовал с Алексеем и после говорил, что был рад встретить такого опытного инока.

Как позднее вспоминали оптинские насельники, после беседы с епископом у скита послушник Алексей встретил старца Макария, окруженного учениками, и в простоте сердца поведал старцу о том, что его похвалил высокий гость.
Старец Макарий сделал ему строгий выговор:
– Ты что вообразил о себе, что ты такой умный? Ведь Преосвященный из любезности сказал тебе так, а ты и уши развесил, думая, что это правда.
Сам же старец потом сказал бывшим с ним:
– Ведь как вот не пробрать? Он монах внимательный, умный, образованный и уважаемый вот такими людьми. Долго ли загордиться?
Преподобный Макарий иногда называл отца Анатолия высочайшим, – с одной стороны, обращая внимание на его высокий рост, с другой же – указывая на высоту его духовного устроения.
О молитве впоследствии о. Анатолий говорил: «Надо молиться Богу, чтобы между душой молящегося и Богом ничего не было и никого. Только Бог и душа. Чтобы молящийся не чувствовал ни неба, ни земли и ничего, кроме Бога, а то молитва будет несовершенная. Когда молишься под впечатлением хорошего пения или чтения, эта молитва еще не есть истинная молитва. Вот истинная молитва: пророк Илия положил голову на колени, молясь, и в несколько минут умолил Господа изменить гнев Свой на милость».

По своему опыту старец Анатолий знал, что «вначале молитва Иисусова всегда бывает тяжка и нечиста, а после усладительна». Своим ученикам писал о молитве:
«Молитва к Богу всякая доходна. А какая именно – об этом мы не знаем. Он Один Судия праведный, а мы можем ложь признать за истину. Молись и веруй.
Молитвы, или правило, когда исполнишь, благодари Бога, а не исполнишь – зазри себя.
Ничто так не помогает молитве, как терпение скорбей и любовь к ближним.
Чтобы утвердилась молитва, лучшее самое средство – терпеть скорби и презренье.
Молитва Иисусова не может быть крепка без крепких скорбей.
Если желаешь иметь мир, то имей Иисуса, если не в сердце, то хоть в устах... Знаю, что без привычки звать Его постоянно трудно и очень трудно! Да кто ж от тебя требует, чтобы ты неустанно твердил сию молитву (Иисусову)? Делай по силе, делай со смирением и самоукорением, и обыкнешь, и полюбишь ее так, что и насильно не оторвут от нее. Потому что она сладка и радостотворна.

Во время молитвы окаявай себя, как недостойного произносить Имя, непрестанно славословимое на Небеси и на земли Ангелами и человеками. А скорби собирай, как сокровище, – ибо это очень способствует Иисусовой молитве.
Молитва Иисусова не только не мешает, но даже способствует слушать чтение и пение, и помогает обыкновенной церковной и келейной молитве, и услаждает, очень услаждает сердце, и дух делает мирным, и мысль дает светлую.
Что касается тягости на душе, то я тебе говорил и говорю: единственное средство быть покойной и веселой – это молитва Иисусова».
С большой любовью, отеческим попечением и терпением старец Анатолий обучал молитве молодых послушниц, которым писал: «Я буду тебе гостинцев давать, только читай непрестанно: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную».
Когда одна инокиня сказала, что у нее плохое зрение, читать трудно, он ответил: «Читай молитву Иисусову и спасешься».
Другая инокиня свидетельствовала: «Я по поступлении в монастырь заболела. Мне было пятнадцать лет, доктора нашли у меня порок сердца и горловую чахотку и сказали, что я скоро умру, но мне не хотелось умирать. Батюшка сказал мне: “Читай, как можешь, и сидя, и лёжа молитву Иисусову, и все пройдет”. Так я и сделала и за святыми его молитвами выздоровела. И с тех пор прошло двадцать три года, и я живу и послушание несу по силам и по келье делаю все для себя, хотя и не имею большого здоровья, но прежде не могла и по келье ходить».

К.Н. Леонтьев, который хорошо знал старца Анатолия, писал о его духовном устроении: «Это, как зовет его один из его почитателей, – огромное дитя (сердцем, характером). Увлекающийся, жалостливый, бесконечно добрый, доверчивый до наивности, без всякой природной хитрости и ловкости, при этом не только не глупый и даже не простой умом, но очень мыслящий, любящий пофилософствовать и побогословствовать серьезно. Понимает прекрасно (по-моему, лучше отца Амвросия) теоретические вопросы вообще».
В 1892 году, во время своей поездки в Петербург и Кронштадт, старец Анатолий встретился там со святым праведным Иоанном Кронштадтским, которого почитал. 10 октября они вместе отслужили литургию в память преподобного Амвросия Оптинского. Как вспоминал старец Варсонофий, когда началась литургия, отец Иоанн увидел, что с батюшкой Анатолием сослужат два Ангела; неизвестно, видел ли их сам батюшка Анатолий, но отец Иоанн ясно видел их.
В акафисте преподобным оптинским старцам прославляются главные добродетели, духовные дары каждого из оптинских подвижников. Старца Анатолия в акафисте именуют «молитвы светильником», – за его глубокую и преданную любовь к молитве…