«Саровский Иерусалим» в жизни братьев Путиловых
К дню памяти старицы Московского Ивановского монастыря монахини Досифеи

Ивановского женского монастыря
инокиня Досифея (княжна Тараканова)»
В стародавние времена верующие люди говорили: «Если ты суров – ступай в Саров, если хочешь опыта – отправляйся в Оптину, а если ты упрям – езжай на Валаам».
Саровская пустынь стала обителью, где начали свою монашескую жизнь братья Тимофей и Иона Путиловы. Тимофей, впоследствии преподобный схиархимандрит Моисей, около сорока лет (1826–1862) возглавлял Оптину пустынь, где укоренил старчество и возродил издание святоотеческой литературы. Иона, впоследствии игумен Исаия, возглавил Саровскую пустынь (1842–1858).
По благословению старицы Московского Ивановского монастыря Досифеи за разрешением вопроса об избрании иноческого пути братья Путиловы обратились к близким ей по духу старцам Новоспасского московского монастыря – Александру (Подгорченкову) и Филарету (Пуляшкину), которые хранили и передали своим ученикам духовные традиции преподобного Паисия (Величковского).
Как писал своим ученикам старец Александр, «я бо старца Паисия почитаю и люблю за разум его – Бога ради, прилежите учению святых отец».
Отец Александр благословил братьев Путиловых, несмотря на противление отца, поступить в Саровскую пустынь, куда в ноябре 1804 года поступил их зять Козьма Дементьевич Крундышев и напутствовал их на монашескую жизнь следующим письмом:
Братьям моим о Христе Иисусе Тимофею и Ионе, по приезде в Саровскую пустыню, советую:
1-е. Живши тамо, ходить к братии и дело иметь с теми только, с которыми прикажет вам строитель и духовник.
2-е. Послушания проходить без роптания, а когда ж в чем отяготитеся, то просите со смирением перевести в другое, когда ж не переведут, послушайтеся.
3-е. Помните и живите, никуда не выходите; потому что вы если какие многие, мнимые вам, увидите неудобности или соблазны, то если оные из себя не истребите и с ними перейдете, и то вдесятеро еще найдете, и с побродяжничеством вашим станут умножаться, пока совсем вас опять возвратят в мир. А когда ж станете слушаться наставлений их и сами себя будете обвинять, и соблазны на братию за собственной свой недуг и немощь признавать, то всегда и во всем будете оставаться мирными.
4-е. Также за послушание, хотя и тяжелое будет, то тяжело оно кажется только за непослушание и упрямство, потому увидите такое ж самое послушание проходящих с покоем вас немощее. Впрочем же, если оставят вас по Вашему желанию без послушания, то столько вас одолеют помыслы, что и не сладите с ними. Почему не отзывайтесь от послушания, но ищите послушания, чтоб ум ваш всегда делом был занят.
5-е. Для вечной вашей душевной пользы паче и паче помните, яко на всякое искушение смирение, самоукорение и терпение – победа. Господь же Премилостивый да просветит вас и умудрит, да поможет вам и да сохранит вас и покрыет от всех шуиих и десных сетей вражиих.
6-е. Проходя послушание, берегите себя от тяжелых подъемов и храните здравие, ответ бо дадите пред Богом, если себя от безумной ревности как-либо повредите и испортите, да и ближних отяготите. Сделавшися бо уродами, уже не братии вы, но братия вам служити принуждена, в каковом случае горькую жизнь иметь будете. От чего меня и вас да помилует Господь».

(в миру принцессы Августы Таракановой).
Нач. XIX в. Холст, масло. 47х34.
Собрание Ростовского кремля
Испросив благословения и молитв у старицы Досифеи, братья Тимофей и Иона Путиловы отправились в Саровскую пустынь, куда прибыли 13 мая 1805 года и с любовью были приняты ее настоятелем иеромонахом Исаией (Зубковым).
Старица Досифея, приняв большое участие в судьбе братьев Путиловых, не оставляла их своим попечением и молитвами. Сохранилось письмо старицы Досифеи к братьям, написанное 29 октября 1805 года, в котором старица укрепляла их на избранном пути, именуя пустынь «Саровским Иерусалимом» и указывая на важность старческого окормления на пути спасения.
По благословению старца Александра осенью 1805 года братья написали своему отцу письмо, в котором испрашивали у Ивана Григорьевича прощение и благословения на монашеский путь. Однако сердце родителя не смягчилось, он строго приказал им возвратиться домой.
Московские родственники Путиловых ополчились и на старицу Досифею. В письме в Саров от 29 ноября 1805 года старец Александр с горечью отмечает, что их сестры старицу «теснят и бесстудно, как слышу я, в глаза ругают». Несмотря на поругания от родственников, старица Досифея не оставляла заботы о братьях Путиловых и вела с ними переписку.
Сперва братья Путиловы, как новоначальные послушники, проходили послушание в хлебне, на кухне, где была такая огромная печь, что повара залезали в нее, чтобы уложить дрова. Тимофей был келейником и письмоводителем больного старца Исаии, к которому искренно привязался. Братья имели общение и со старцем Серафимом. Тимофей на всю жизнь запомнил одно наставление преподобного Серафима Саровского:
– Стоя в церкви, надобно творить молитву Иисусову: тогда будет внятно слышно и церковное богослужение.

(в миру Тимофей Иванович Путилов)
В конце 1807 года братьям предстояло ехать к отцу, ибо срок их паспортов истекал. Накануне отъезда, 20 августа 1807 года, Тимофей и Иона Путиловы писали старице Досифее:
«Благодарение Господу Богу за ваши святые молитвы. Я и брат мой находимся здесь живы и в расположении к жизни иноческой не уклонны, и радуемся, что благость Божия привела нас в сие жилище, только слабо возмогаем в предлежащих подвигах. Различие велико, что мы живем здесь по намерению Бога ради, а не ради мирских нелепых желаний, но по превосходству служения и тщания надлежит быть превосходное, а мы согрешили лениви тщанием.
В мире свойственно было похваление, яко богат есмь, и обогатихся, и ничто же требую. А здешнее место открывает совсем противное тому, открывает то, что я окаянен, и мний, и нищ, и слеп, и наг, и ни о чем так не похвалюся, как токмо о немощах и совершенной бедности своей.
Мы оба находимся при батюшке отце строителе Исаие, его немощам служим и счастливыми себя почитаем, что привел нас Господь послужить сему добродетельному старцу и отцу нашему».
После отказа благословить на монашество своих сыновей, Бог смирил Ивана Григорьевича, посетив его тяжелой продолжительной болезнью. В конце 1807 года к отцу решился приехать только старший сын Тимофей, чтобы испросить у родителя благословения на монашество и оформить увольнительные документы. Иван Григорьевич поначалу был непреклонен, однако затем смирился и дал благословение Тимофею, Ионе же просил передать:
– Он молод, его подговорили. Я сам хочу видеть его и поговорить с ним, и родительской строгостью остановить от этого намерения.
В мае 1808 года Тимофей вместе с Ионой приехали к отцу. Выдерживая свой характер, отец назначил старшего брата Кирилла попечителем над младшими братьями. Кирилл же прямо сказал им:
– Если он в сердце своем положил твердое намерение посвятить себя уединенной иноческой жизни, то я, со своей стороны, его от этого намерения не отвлекаю.
Таким образом, по молитвам старца Александра и старицы Досифеи произошла окончательная развязка братьев Путиловых с миром. Укрепляемые своими духовными наставниками, они расторгли мирские узы и вступили на монашеское служение.
В 1808 году Тимофей вынужден был отправиться в Москву для перемены увольнительного свидетельства. И снова в столице он оказался под опекой старца Александра и старицы Досифеи.

настоятель Саровской пустыни
Тимофей, желая более уединенной жизни, не стал возвращаться в Саров. В Москве он познакомился с учеником прп. Василия (Кишкина), казначеем Брянского Свенского монастыря о. Серафимом, и по благословению старца Александра перешел в Свенский монастырь, а впоследствии удалился в Рославльские леса, откуда затем перешел в Оптину пустынь.
Иона навсегда остался в Саровской пустыни. 6 сентября 1812 года был пострижен в монашество, 15 августа 1813 года посвящен в иеродиакона, 14 марта 1815 года – во иеромонаха. С 1822 по 1842 годы исполнял послушание казначея. В 1842 году по общему выбору всего братства был определен настоятелем Саровской пустыни. 15 августа 1846 года возведен в сан игумена, в 1850 году удостоен палицы и награжден наперсным крестом. Отец игумен любил всегда беседовать с братией о трудолюбии, чистоте и о строгости жизни иночествующих. Говорил о необходимости безропотного несения всех послушаний, чему был сам научен своими духовными наставниками. Говорил, что монах нерадивый о своем спасении есть ругатель Божий. Воздержание, труды, от праздностей удаление, хранение ума в богомыслии, неисходное пребывание в келлии – вот украшения монашеские.
Игумен Исаия почил о Господе в 1858 году, прожив в Саровской пустыни 54 года, из них 16 лет – возглавляя обитель.
Своих первых духовных наставников – архимандрита Александра (Подгорченкова) и старицу Досифею – отец Моисей и отец Исаия почитали и молились о них до последних дней своей жизни.