Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Мес­то не спа­са­ет. От се­бя ни­ку­да не уй­дешь.

прписп. Никон

Ку­да бы мы ни на­ду­ма­ли ук­ло­нить­ся или пе­ре­се­лить­ся, ту­да же и внут­рен­ний свой ха­ос пе­ре­та­щим, ибо как сми­рен­ным ду­шам вез­де зем­ной рай, так и не сми­рен­ным вез­де бу­дет му­ка и ка­тор­га не лег­че смер­ти. Не оп­ре­де­ляй­те се­бе ти­ши­ны вне оби­те­ли сво­ей, но ищи­те ее в ду­хе сми­ре­ния Хрис­то­ва внут­ри оной и в сво­ем серд­це, об­ви­няя се­бя во всем и счи­тая от ду­ши се­бя не­дос­той­ною поль­зо­вать­ся ти­ши­ною.

прп. Антоний

Ес­ли хо­чешь из­ба­вить­ся от пе­ча­ли, не при­вя­зы­вай­ся серд­цем ни к че­му и ни к ко­му. Пе­чаль про­ис­хо­дит от при­вя­зан­нос­ти к ви­ди­мым ве­щам.

прписп. Никон

«Вся Россия – один человек»

На пасхальной заутрене, когда все верующие разделяют радость о Воскресшем Спасителе мира, читается «Слово огласительное во святый и светоносный день преславного и спасительного Христа Бога нашего Воскресения» святителя Иоанна Златоуста.

Вслушиваясь в эти слова, ликует и радуется сердце: «щедрый Владыка принимает и последнего, как первого; успокаивает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и работавшего с первого часа; и последнего милует, и о первом печется; и тому дает, и этому дарует; и дела принимает, и намерение приветствует; и деятельности отдает честь и расположение хвалит. Итак, все войдите в радость Господа нашего; и первые и вторые получите награду. Богатые и бедные, ликуйте друг с другом. Воздержные и нерадивые, почтите этот день. Постившиеся и непостившиеся, веселитесь ныне…!»

«Выбранные места из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя заканчиваются главой «Светлое Воскресение», в которой описывается значение Пасхи для православного человека, когда «вся Россия – один человек», когда следует «взглянуть в этот день на человека, как на лучшую свою драгоценность, – так обнять и прижать его к себе, как наироднейшего своего брата, так ему обрадоваться, как бы своему наилучшему другу, с которым несколько лет не видались и который вдруг неожиданно к нам приехал. Еще сильней! еще больше! потому что узы, нас с ним связывающие, сильней земного кровного нашего родства, и породнились мы с ним по нашему прекрасному Небесному Отцу, в несколько раз нам ближайшему нашего земного отца, и день этот мы – в своей истинной семье, у Него Самого в дому. День этот есть тот святой день, в который празднует святое, небесное свое братство все человечество до единого, не исключив из него ни одного человека».

Спустя годы о великом торжестве Пасхи написал в дневнике иеромонах Василий (Росляков). Его мысли, перекликаясь с переживаниями Н.В. Гоголя, хорошо передают торжественное величие праздника – «пасхального пира», на который призваны все христиане: «Всё в едином порыве устремляется навстречу пасхальной утрени. Небольшая суета возникает, когда из алтаря заблаговременно выносят запрестольную икону и крест для крестного хода, но и эта суета быстро сменяется молчаливым и сосредоточенным возжиганием свечей. Ожидание и предощущение радости сковывает все члены людей, и только глаза, оставшись подвижными, устремляются к царским вратам. И вот тихое алтарное пение как бы неимоверным усилием отодвигает завесу, царские врата распахиваются, и поток света и звука устремляется из алтаря в храм, из храма в ночную тьму и властно растекается по всей земле. Отец наместник с клиром, блистанием праздничных одежд умножая пасхальное сияние, следуя по проложенному пути, выходит из церкви. И кажется, что за этим шествием, как за кометой, тянется сверкающий шлейф. Крестный ход огненным кольцом опоясывает храм и замирает только пред его затворенными дверями. И словно срывается с уст возглас: “Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…”.

Что за великие и таинственные слова! Как трепещет и ликует душа, слыша их! Какой огненной благодати они преисполнены в пасхальную ночь! Они необъятны, как небо, и близки, как дыхание. В них долгое ожидание, преображенное в мгновение встречи, житейские невзгоды, поглощенные вечностью жизни, вековые томления немощной человеческой души, исчезнувшие в радости обладания истиной. Ночь расступается пред светом этих слов, время бежит от лица их. Кажется, что храм сотрясается, его двери растворяются сами, не сдержав могучего потока людского ликования, нахлынувшего на них. Эхо пустого храма подхватывает пасхальный тропарь, но вскоре, сторонясь многолюдства, прячется в куполе храма и исчезает в его белых сводах. Храм становится подобен переполненной заздравной чаше. “Приидите, пиво пием новое…”. Брачный пир уготован Самим Христом, приглашение звучит из уст Самого Бога. Уже не пасхальная служба идет в церкви, а пасхальный пир. “Христос воскресе! – Воистину воскресе!”, – звенят возгласы, и вино радости и веселья брызжет через край, обновляя души для вечной жизни.

Сердце как никогда понимает, что все, получаемое нами от Бога, получено даром. Наши несовершенные приношения затмеваются щедростью Божией и становятся не видны, как не виден огонь при ослепительном сиянии солнца.

Как описать пасхальную ночь? Как выразить словами ее величие, славу и красоту? Только переписав от начала до конца чин пасхальной службы, возможно сделать это. Никакие другие слова для этого не годны. Как передать на бумаге пасхальное мгновение? Что сказать, чтобы оно стало понятным и ощутимым? Можно только в недоумении развести руками и указать на празднично украшенную церковь: “Приидите и насладитеся....”»

В пасхальные дни все ликует и радуется о Воскресшем Спасителе. «Христос Воскресе», – приветствуют друг друга верующие. О пасхальном приветствии преподобный Амвросий Оптинский писал: «Когда начнется в церкви торжественное и взаимное приветствие, тогда помяните, что и аз грешный каждого из вас приветствую обычным всерадостным приветствием “Христос воскресе!”. Велика сила в сем кратком приветствии, как свидетельствует святитель Златоуст в огласительном своем слове: “Воскресе Христос, и низложися ад. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются Ангели. Воскресе Христос, и попрася смерть. Воскресе Христос, и воцарися жизнь”».

Хвалите Господа с небес,
Холмы, утёсы, горы!
Осанна! Смерти страх исчез
Светлеют наши взоры.

Хвалите Бога, моря даль
И океан безбрежный!
Да смолкнут всякая печаль
И ропот безнадежный!

Хвалите Господа с небес
И славьте, человеки!
Воскрес Христос! Христос воскрес!
И смерть попрал вовеки!

К. Р.

В.В. Каширина