Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Приз­на­ком сми­ре­ния и гор­дос­ти да бу­дет для те­бя сле­ду­ю­щее: вто­рая всех за­зи­ра­ет, уко­ря­ет и ви­дит в них чер­но­ту, а пер­вое ви­дит толь­ко свою ху­дость и не дер­за­ет су­дить ко­го-ли­бо.

преп. Макарий

Кай­ся, сми­ряй­ся, сест­рам ус­ту­пай – что мож­но, и не осуж­дай дру­гих – все с не­мо­ща­ми.

преп. Амвросий

Соз­на­вая свою гре­хов­ность, снис­ки­вай­те сми­ре­ние, ко­то­рое силь­но хо­да­тай­ство­вать ко Гос­по­ду как о про­ще­нии гре­хов на­ших, так и о ут­ве­рж­де­нии впредь, к ис­пол­не­нию за­по­ве­дей Его.

преп. Макарий

Милость и снисхождение к ближним – кратчайший путь ко спасению

Слыша многократно повторяемые слова в Пасхальной стихире: «и ненавидящим нас, простим вся Воскресением», постараемся не только прощать, но вместе и сами ни к кому не иметь ненависти. Нет выше добродетели, как любовь; и нет хуже порока и страсти, как ненависть, которая не внимающим себе кажется маловажной, а по духовному значению уподобляется убийству (см.1 Ин. 3: 15).

Милость и снисхождение к ближним – кратчайший путь ко спасениюЛюбящих любят и языческие народы, как свидетельствует Сам Господь, а христианам Он предписывает заповеди большие и совершеннейшие, глаголя: любите враги ваша, благословите кленущыя вы, добро творите ненавидящым вас и молитеся за творящих вам напасть и изгонящыя вы... Будите убо милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть... солнцем Своим сияет на злыя и благия и дождит на праведныя и на неправедныя (Мф. 5: 44 - 45; Лк. 6: 36).

Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению. Сказано во Святом Евангелии: не судите, и не судят вам: и не осуждайте, да не осуждени будете; отпущайте, и отпустят вам (Лк. 6: 37); милости хощу, а не жертвы (Мф. 9: 13). И паки: милуяй же помилован будет (Притч. 17: 5).

Древние христиане, по великой ревности духовной, много подвизались в посте, и во Всенощных бдениях, и упражнялись в продолжительном псалмопении и молитвах. Мы же, в настоящее время, по слабости нашей и нерадению, чужды сих добродетелей. По крайней мере позаботимся об исполнении самого необходимого, что заповедует нам апостол, глаголя: друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6: 2). Но исполнение этой заповеди и совершение этой добродетели невозможно без смирения и терпения, потому что смирение подает крепость во всякой добродетели, а без терпения не совершается никакое доброе дело.

По свидетельству преподобных Каллиста и Игнатия, любовь, и милость, и смирение отличаются одними только наименованиями, а силу и действие имеют одинаковые. Любовь и милость не могут быть без смирения, а смирение не может быть без милости и любви. Добродетели сии суть непобедимые оружия на диавола, на которые он и все множество бесов даже взирать не могут. Вооружим себя этою троицею добродетелей, да приблизимся к Богу, и получим милость вечную от воскресшаго Господа.

Из писем прп. Амвросия Оптинского