Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ес­ли тер­петь не бу­дем скор­бей, а ес­ли и бу­дем тер­петь, да с ро­по­том, с гне­вом, с до­са­дою, с раз­д­ра­же­ни­ем, то что это за тер­пе­ние. Это толь­ко уко­ре­не­ние в се­бе зло­бы, гне­ва, а от се­го гор­дость. Ни­че­го нет уди­ви­тель­но­го, что мо­нах тер­пит скор­би, ко­то­рых мир не зна­ет. Путь в Царство Не­бес­ное уз­кий и тер­нис­тый, по ко­то­ро­му про­шел пер­вый Сам Спа­си­тель ми­ра.

преп. Иосиф

Не на­до уны­вать. Пусть уны­ва­ют те, ко­то­рые не ве­ру­ют в Бо­га, для них, ко­неч­но, скорбь тя­же­ла, так как кро­ме зем­ных удо­воль­ствий они ни­че­го не име­ют, но лю­дям ве­ру­ю­щим не долж­но уны­вать, так как скор­бя­ми они по­лу­ча­ют пра­во на сы­но­в­ство, без ко­то­ро­го нель­зя вой­ти в Царствие Не­бес­ное.

преп. Варсонофий

Си­ла стра­да­ний не в ве­ли­чи­не са­мих стра­да­ний, а в том, как че­ло­век пе­ре­но­сит эти стра­да­ния. Иног­да по ви­ди­мо­му нич­тож­ные обс­то­я­тель­ства при­чи­ня­ют че­ло­ве­ку ве­ли­чай­шее го­ре. На­до со­чу­в­ство­вать. И один и тот же факт по ви­ди­мос­ти раз­ным лю­дям при­чи­ня­ет стра­да­ния в раз­ной сте­пе­ни. Это за­ви­сит от то­го, как че­ло­век при­ни­ма­ет их.

преп. Никон

О приобретении душевного мира

Дело спасения нашего требует на всяком месте, где бы человек ни жил, исполнения заповедей Божиих и покорности воле Божией. Этим только приобретается мир душевный, а не иным чем, как сказано в псалмах (Пс. 118: 165): Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна. А ты ищешь мира внутреннего, и успокоения душевного от внешних обстоятельств. Все кажется тебе, что ты не на том месте живешь, не с теми людьми водворилась, что сама не так распорядилась, и что другие будто бы не так действовали. В Священном Писании сказано (Пс. 102: 22): на всяком месте владычествие Его, то есть Божие; и что для Бога дороже всех вещей целого мира спасение одной христианской души.

О приобретении душевного мираКак бы вещи употреблены ни были, лишь бы с благим намерением, Бог приемлет в благое; и часто из ошибок человеческих устраивает полезное. Преподобный Антоний Великий сказал: «О мимошедшей вещи не раскайся», то есть понапрасну не жалей о том, что сделано так или иначе, только вперед старайся употреблять вещи должным образом.

Сам Господь во Святом Евангелии (Мф. 11: 29-30) прямо и ясно говорит: Возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим. Слова эти показывают, во-первых, что несение ига Христова, прежде всго, заключается в кротости и смирении. Во-вторых, наставление и назидание для собственной жизни должно брать более с примера Христа Спасителя, нежели с примера людей, в которых невозможно обретать полного совершенства, по немощи человеческой. И потому, под благовидным предлогом, не должно смущаться тем, что некоторые не подают нам назидательного примера так, как бы мы желали. При этом может быть ошибка и в том, что мнение и намерения людей различны, — один думает и рассуждает так, а другой иначе. Потому и религиозные взгляды на вещи неодинаковы. Сердца же человеческие знает только один Бог. Поэтому и говорится: ин суд Божий, и ин человеческий. Не без причины Господь ключи Царствия Небесного вручил апостолу Петру, а ключи ада и смерти удержал у Себя. Святитель Димитрий Ростовский объясняет эту причину так: "Чтобы и великие святые, по несовершенству человеческому, не посылали во ад таких людей, которые по сокровенному добру, ведомому одному Богу, достойны наследия Царствия Небесного". В-третьих, слова Спасителя показывают, что безпокойство наше и смущение происходят не от других, а от нас самих, по недостатку в нас кротости и смирения.

Из писем прп. Амвросия Оптинского