Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ве­руй, что ес­ли труд­но при­хо­дит­ся тер­петь, тер­пишь по во­ле Бо­жи­ей и су­ду Бо­жию пра­вед­но­му, ра­ди спа­се­ния.

преп. Никон

Нуж­но по­ну­дить се­бя, что­бы при­вес­ти се­бя в по­ря­док, нуж­но пот­ру­дить­ся в под­ви­ге ра­ди Гос­по­да, по­тер­петь вся­кую тя­го­ту и не­у­до­б­ства в борь­бе с со­бою, со сво­и­ми страс­тя­ми.

преп. Никон

Скорб­ные встре­чи всег­да труд­ны к сно­ше­нию их, но на­доб­но по­нуж­дать­ся нес­ти, по уче­нию апос­тольс­ко­му: тер­пе­ни­ем да те­чем на пред­ле­жа­щий нам под­виг (Евр. 12, 1). при­зы­вая в по­мощь Гос­по­да и мо­ля Его за ос­ко­рб­ля­ю­щих, да нис­пос­лет мир ду­шам на­шим.

преп. Моисей

 «Просите… и дастся вам!» 

Из переписки К. Н. Леонтьева и С.Ф. Шарапова:

В 74 году я приехал из Тур­ции, «обвеянный афонским воздухом», и вскоре поехал в Оптину. Отец Амвросий мне чрезвычайно понравился; но я все-таки в течение пяти лет не получал от него тех уте­шений, которые получал от более сурового Иеронима Афонского. А душевная моя жизнь была очень сложная, трудная, очень запутанная — и сердечно, и хозяйственно и т. д.

 

Ужаснее всего было то, что надо было говорить отцу Амвросию все кратко, все только в окончательном выво­де, без всяких объяснений. Это была мука — после Иерони­ма, который со мной беседовал, расспрашивал, про себя рассказывал, объяснял, богословствовал и т. д., - слышать всякий раз: «Вы покороче: я утомлен; я очень слаб; вы без предисловий; ждет игумения; ждет одна купчиха-вдова уж третий день. Покороче!» И т. д.

Климент выручал, конечно; он рассуждал за старца; он употреблял все усилия, чтобы приучить меня к нему. Я старался — пять лет ездил в Оптину и очень любил туда ездить, но гораздо больше через Климента, чем через отца Амвросия.

Когда Климент умер и я сидел в зальце отца Амвро­сия, ожидая, чтобы меня позвали, — я помолился на об­раз Спаса и сказал про себя: «Господи! Наставь же старца так, чтобы он был опорой и утешением! Ты знаешь мою борьбу!» (Она была иногда ужасна, ибо тогда я еще мог влюбляться, а в меня еще больше!)

И вот отец Амвросий на этот раз продержал меня дол­го, успокоил, наставил, и с той минуты все пошло совсем иначе. Я стал с любовью его слушаться, и он видимо, очень меня любил и всячески меня утешал.

Просите хорошего старца, «и дастся вам!»

(фрагмент письма К. Н. Леонтьева о старчестве // РО. 1894. Октябрь. С. 816-818.)

Из книги монаха Арсения (Святогорского) «Аскетизм»