Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Пос­то­ян­но от­рад­ная жизнь при­во­дит к не­от­рад­ным весь­ма пос­ле­д­стви­ям. И в при­ро­де ви­дим, не всег­да при­ят­ная вес­на и пло­до­род­ное ле­то, а бы­ва­ет и дожд­ли­вая осень, и хо­лод­ная снеж­ная зи­ма, и по­ло­водье, и раз­ные вет­ры и бу­ри, и сверх то­го не­у­ро­жай и го­лод, и раз­ные смя­те­ния и бо­лез­ни, и иные мно­гие бе­ды. Все это пот­реб­но, что­бы че­ло­век на­у­чил­ся бла­го­ра­зу­мию, тер­пе­нию и сми­ре­нию. Так как в бла­го­по­лу­чии боль­шей час­тию он за­бы­ва­ет­ся, а в раз­лич­ных скор­бях де­ла­ет­ся бо­лее вни­ма­тель­ным к сво­е­му спа­се­нию.

преп. Амвросий

Ес­ли че­ло­век тер­пит скор­би с по­кор­ностью во­ле Бо­жи­ей, ис­по­ве­ду­ясь во гре­хах сво­их, то чрез это из­бав­ля­ет­ся от тя­го­ты веч­ных му­че­ний. По­э­то­му луч­ше по­тер­пим здесь неп­ри­ят­нос­ти, как бы они тяж­ки ни бы­ли, воз­вер­зая пе­чаль свою на Гос­по­да и мо­лясь Ему со сми­ре­ни­ем, да из­ба­вит нас от ма­ло­ду­шия и от­ча­я­ния, ко­то­рые ху­же вся­ких гре­хов.

преп. Амвросий

Го­ре на­ше­му вре­ме­ни; ны­не тес­ный и при­с­корб­­ный путь, ве­ду­щий в жи­вот веч­ный, ос­тав­ля­ем, а ищем от­рад­но­го и спо­кой­но­го, но Ми­ло­сер­дый Гос­подь не­воль­но сво­дит с се­го пу­ти мно­гих и пос­тав­ля­ет на прис­ко­рб­ный. Не­воль­ны­ми скор­бя­ми или бо­лез­ня­ми приб­ли­жа­ем­ся ко Гос­по­ду, ибо они нас не­воль­но сми­ря­ют, а сми­ре­ние, ког­да оное стя­жем, и кро­ме дел мо­жет нас спас­ти, по сло­ву свя­то­го Иса­ака Си­ри­на.

преп. Макарий

Из беседы в предрождественские дни

В первые века христианства жил в Греции, во Фракии, замечательный подвижник по имени Марк. Рано он оставил мир, поселился на Фракийской горе, где в уединении и безмолвии подвизался о Господе. От людей он не мог заимствовать примеров, но «в законе Господнем поучался день и ночь». Однажды его посетил авва Серапион.
Когда авва Серапион пришел, Марк встретил его с любовью и завел с ним духовную беседу.

– Как теперь живут христиане? По-прежнему ли их преследуют? Ведь я вот уже 95 лет в пустыне, и за это время не видел ни одного человека.
– Твоими святыми молитвами, отче, гонения прекратились; всюду открыто совершается христианское богослужение, – ответил авва Серапион.
– Слава Богу! – воскликнул Марк. – А есть между христианами такие, которые скажут горе сей: ввергнись в море, и она их послушает?

Из беседы в предрождественские дниКогда Марк произнес эти слова, то вдруг раздался страшный треск, и гора, на которой были подвижники, сдвинулась со своего места и вверглась в море. Марк, обратившись к горе как к живому существу, сказал:
– Стой спокойно, я не тебе говорю.
Следовательно, слова Марка имели творческую силу, так как он был творец закона.

Мы, конечно, не можем творить таких дел, но если, по слову Спасителя, будем иметь веру с горчичное зерно и смиряться, то Господь не отринет нас, а спасет, какими Сам весть судьбами. Нынче в Церкви поются дивные песнопения:

Христос раждается – славите,
Христос с небес – срящите,
Христос на земли – возноситеся,
Пойте Господеви вся земля,
И веселием воспойте, людие,
Яко прославися.

Что означают эти слова?
«Христос раждается – славите», – не языком или легкими, но прославить Христа нужно своею жизнью.
«Христос с небес – срящите», – то есть встречайте Его верою и добрыми делами, неразрывно связанными с верою: вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
«Христос на земли – возноситеся», – это не то, чтобы возноситься над другими, гордиться; нет, это означает, что необходимо отрывать свое сердце от всего земного, суетного и тленного.

Из бесед прп. Варсонофия Оптинского