Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Па­мять о смер­ти на­у­чит вни­мать са­мо­му се­бе. Час­то в цве­ту­щих ле­тах вос­хи­ща­ют­ся от сей жиз­ни в веч­ную, а тем ужас­нее, как ес­ли вне­зап­но, нам же, приб­ли­жен­ным к две­ри гро­ба, уже­ли мож­но от­ла­гать жизнь свою на мно­гая ле­та; по­ка­ем­ся и жи­ви бу­дем ду­шою веч­но.

преп. Лев

Для воз­буж­де­ния на­ше­го не­ра­де­ния сие при­во­дить се­бе на па­мять нуж­но всег­да, что мы смерт­ны, жизнь на­ша весь­ма ско­роп­ре­хо­дя­ща и не­из­­вест­­нос­тию смерт­но­го ча­са очень опас­на, ибо хо­тя и из­ве­ст­но зна­ем, что ум­рем, но не зна­ем, ког­да ум­рем: се­год­ня ли или завт­ра, ра­но ли или позд­но, в день ли или в ночь. Сия судь­ба каж­до­го че­ло­ве­ка сов­сем не­из­ве­ст­на, ког­да ко­го по­се­чет смерт­ная ко­са, и в ка­ком уст­ро­е­нии об­ря­щет: го­то­во­го ли бла­ги­ми де­ла­ми или не­го­то­во­го и злы­ми пре­ис­пол­нен­но­го. В чем бо зас­та­нет ко­го, в том и пред Бо­гом на суд предс­та­вит, и от дел сво­их всяк или прос­ла­вит­ся, или пос­ты­дит­ся. И ник­то нам в ча­се оном смерт­ном не по­мо­жет, то­чию с Бо­гом доб­рые де­ла.

преп. Моисей

Мес­то не спа­са­ет. От се­бя ни­ку­да не уй­дешь.

преп. Никон

Архиепископ Феогност совершил богослужение в монастыре Оптина пустынь

24 марта 2019 года, в неделю 2-ю Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, архиепископ Каширский Феогност, викарий Патриарха Московского и всея Руси, руководитель Синодального отдела по монастырям и монашеству, посетил Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь.

Его Высокопреосвященство возглавил одну из ранних Литургий в храме прп. Марии Египетской. Владыке сослужили наместник монастыря епископ Можайский Леонид, викарий Патриарха Московского и всея Руси, а также братия обители в священном сане.

По окончании богослужения архиепископ Феогност обратился к молящимся со словом, в котором подчеркнул, что сейчас «особое благодатное время Четыредесятницы, время обновления, время нашего духовного возрождения, время, когда мы сбрасываем с себя много ненужного, ложного и обретаем, каждый в свою меру, истинное и необходимое. И постом как никогда мы понимаем важность решительности. И когда преподобного Серафима Саровского чудотворца Мотовилов спросил: «Почему нынешние христиане не такие как были раньше, что не хватает?» — он ответил просто: «Решимости, всё остальное тоже самое». Господь — тот же, благодать — та же, Церковь — та же; устав, книги, Дух — всё то же. Не хватает решимости.

И очень важно понимать, что и слава Богу, что у нас иногда не хватает решимости, ибо многое из того, что мы хотели сделать, оно не разумно и не нужно. И Господь останавливает нас, потому что мы можем взять крест, который нам не по силам. Ибо есть такой великий дар, который предшествует всему — дар рассудительности: рассудить, а твоё ли это, а понесёшь ли ты, то что взял. И вот тогда, когда ты принимаешь решение, после рассуждения что это твоё, — вот тогда уже отступления нет, когда ты должен идти до конца. Ибо решимость — это не обыкновенное решение; решимость — это постоянное подтверждение того, что ты стремишься к той цели, которую ты избрал. Если ты не дрогнешь, не сойдёшь с пути, то Господь тебе поможет, Он тебя укрепит.

И в этой жизни мы все стоим перед выбором, ибо жизнь это серия проблем, и мы выбираем: либо ныть, либо решать эти проблемы. И в зависимости о того, что мы выберем, так и сложится наша жизнь. Ибо жизнь — это не зебра из чёрных и белых полос, а это шахматная доска, и очень много зависит от твоего очередного хода. Ибо Господь дал нам рассудительность и свободу принятия решений. И когда мы после всякой неудачи говорим «искушение», то мы тем самым искушаем Господа, ибо не Господь искушает нас, а наша глупость толкает нас на необдуманные и неправильные поступки. Но велика милость Божия: как бы далеко мы ни находились от пути Божия, если у нас есть решимость вернуться на него, то Сам Господь поможет нам стать на этот путь. И милость Божия заключается именно в этом: как бы ты не заблудился, как бы ты далеко не ушёл с пути Божия, — только призови Господа, и Господь вновь вернёт тебя. И в этом великая милость Божия.

И сегодня, в день когда мы празднуем, воспоминаем молитвенно память Григория Паламы, великого молитвенника, таи́нника, который испытал опытно, и нас призвал к тому, что и нам возможно приобщиться к тому нетварному свету, который даёт Господь, и который всех нас просвещает изнутри и вовне. И сегодня, находясь в этом храме, престол которого посвящён блаженной, великой угоднице Божией, подвижнице Марии Египетской, мы вновь и вновь должны сами себе признаться, что благодарение Богу и за то, что Господь даёт нам рассудительность, и мы не встаём на путь, который неподъёмен для нас.

Во всей истории церковной такая великая подвижница была одна. Господь ей дал такую силу, и её образ, и её путь стоят перед нами. И у святых есть особые пути, которые мы не можем объяснить, и не можем идти по ним, и не можем подражать, но они нужны нам для нашего покаяния, чтобы, когда мы чего-то всё-таки в этой жизни сделаем: постимся, молимся, читаем, делаем поклоны, — перед нами образы великих подвижников Божиих, особенно преподобной Марии Египетской. И как-бы высоко мы не поднимались, какие бы подвиги мы на себя не принимали, всё это настолько мелко и низко по сравнению с теми, которые были до нас, и слава Богу, что мы это понимаем. В этом великая Божия милость, ибо у нас рождается смирение, а в смиренную душу входит благодать, которая просвещает каждого из нас, и даёт тот самый дар рассудительности, о котором мы просим Господа. И именно этот дар рассудительности поможет нам выбрать подвиг по силам нашим, который, однажды взяв, мы донесли до конца своей жизни».

Пресс-служба монастыря Оптина пустынь