Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

По­доб­но то­му, как древ­ле Гос­подь при­зы­вал Сво­их уче­ни­ков, так и ны­не не пе­рес­та­ет звать к Се­бе каж­до­го из нас. Но ду­ши на­ши весь­ма ожес­то­чи­лись и при­ле­пи­лись к зем­ле, и мы не слы­шим гла­са Гос­под­ня, ос­та­ем­ся и пре­бы­ва­ем в не­рас­ка­ян­ном сво­ем сос­то­я­нии.

преп. Никон

Ес­ли мы бу­дем со Хрис­том и во Хрис­те, то ни­ка­кая скорбь нас не сму­тит, а ра­дость на­пол­нит на­ше серд­це так, что мы и при скор­бях, и во вре­мя ис­ку­ше­ний бу­дем ра­до­вать­ся.

преп. Никон

Ес­ли мы всег­да бу­дем с Гос­по­дом, то и мы бу­дем иметь си­лу и мощь сви­де­тель­ство­вать о Нем, и мы бу­дем иметь му­же­ст­во, твер­дость и кре­пость ис­по­ве­до­вать Его, и ис­по­ве­до­вать не толь­ко язы­ком, но и са­мою жизнью сво­ею.

преп. Никон

Страницы: <12

Любовь и кротость были его отличительными чертами. Он никогда не насиловал волю и свободу другого человека. Если монах, например, начинал спорить и не соглашаться, отец Яков говорил ему: «Конечно же, делай, как ты хочешь, ты же свободный человек, а потом приходи и расскажешь мне, что у тебя получилось». В таких случаях он никогда не сердился, не повышал голоса, не настаивал. Мне вспоминается следующий случай. У нас в монастыре, жили в клетке две лесные птицы и, однажды одна из них  умерла. Монах, который ухаживал за ними, решил, что одна птица в клетке не выживет и тоже умрет, поэтому выпустил ее в лес, никому об этом не сказав. Пару дней спустя, когда отец Яков гуляя по лесу, присел отдохнуть,  ему на колени вдруг села наша птица. Он принес ее обратно в монастырь, показал монаху и сказал: «Мне кажется, что это наша птица. А может я ошибся?» Таков был его способ указывать нам на наши ошибки. Он никогда не повышал голоса и никогда не сердился. Если монах, например, делал что-то не так, старец не говорил об этом сразу, а лишь по прошествии нескольких дней. Когда вся братия собиралась вместе, он по ходу беседы говорил, что так вот делать неправильно, а в этом случае лучше было поступить вот так, никогда при этом, не называя имен. Он окружал нас такой любовью и заботой, которую трудно передать словами, ее можно только пережить и прочувствовать самому.

В келлии отца ЯковаОтец Яков очень много молился, Исусовой молитвой, читал Псалтирь. И нам заповедовал то же. Он говорил, что святые наши старшие товарищи, и в любых трудностях и в любых обстоятельствах следует взывать к ним о помощи. Ко Св. Давиду, покровителю нашего монастыря, он обращался особенно часто. Дети говорили, что много раз слышали, как Св. Давид разговаривает с отцом Яковом, когда тот молился перед иконой святого в храме. Проходя мимо его кельи, я  не раз слышал, как старец с кем-то разговаривает, а когда спрашивал, с кем он вчера разговаривал в своей келье, геронда отвечал мне: «Ты же знаешь, что я старый человек и уже совсем выжил из ума, вот и болтаю сам с собой». Но, как я понял позже, беседовал он со святыми. Он говорил, что Св. Давид и Иоанн Русский, мощи которого находятся недалеко от нашего монастыря, являются друзьями на Небе. Однажды старец сильно заболел и молился Св. Давиду об исцелении. Святой сказал ему: «Пригласи к себе отца Иоанна». Через некоторое время в монастырь пришел старый человек в подряснике и прошел в келию старца. Когда мы спросили, кто это был, геронда ответил, что Иоанн Русский приходил исцелить его. Мы тогда не поверили.

Отошел ко Господу блаженный старец в день празднования Введения в Храм Пресвятой Богородицы. Незадолго до смерти он стал говорить братии, что скоро собирается в путешествие и уже не вернется. Мы не могли понять, куда он собрался ехать, будучи уже таким больным. С каждым монахом нашего монастыря он побеседовал перед своим концом, каждому оставил душеполезный совет и наставление, и каждому предсказал, что случится в его жизни. В последнюю ночь он беседовал со мной и предсказал многие события моего будущего. Все предсказания старца относительно моей жизни сбылись. Я к тому времени бросил университет, полностью посвятив себя монашеской жизни. Геронда сказал, что я все-таки закончу учебу. Мне трудно было даже представить, как я смогу это сделать, но после его смерти обстоятельства сложились так, что мне представилась возможность сдать выпускные экзамены. Он предсказал, что я со временем буду иеродьяконом у отца Кирилла, а впоследствии и священником. Также, я вижу, как сбываются на моих глазах пророчества отца Якова, касающиеся всего мира в целом. Он предсказывал очень тяжелые времена для Греции, что мы  видим, сейчас и происходит. Говорил о сложных испытаниях для Греческой церкви и нашей обители, просил нас много молиться ко Господу о ниспослании нам силы и мужества пережить грядущие искушения. За месяц до начала войны в Ираке отец Яков увидел в своей келье Иоанна Русского, который сказал ему, что будет большая война. Отец Яков просил его сделать так, чтобы войны не случилось, но Св. Иоанн сказал, что этого избежать нельзя, так как люди стали очень плохими, и это должно случиться.

– Какие у Вас впечатления от пребывания в России и в Оптиной пустыни?

Отец Давид с братией Оптиной Пустыни– Мне как священнику очень нравится единообразие, которое есть в церковном богослужении в России. Во всех храмах службы почти не отличаются друг от друга. Везде положено, например, священнику класть одинаковое количество поклонов на «херувимской», так и происходит во всех храмах. Мне поэтому очень легко было включиться в богослужение, понятно, что и как будет происходить в следующий момент. Это очень хорошо. В Греции такого нет. Каждый священник служит, как хочет, и приезжая послужить в другой храм никогда не знаешь, как здесь служат, что и как будут делать. На мой взгляд, в Греции этого единообразия явно не хватает.

В Скиту, в котором мне посчастливилось прожить несколько дней, я увидел настоящую монашескую жизнь. Конечно, в самом монастыре из-за многолюдства монаху бывает сложно сосредоточиться на своей внутренней жизни. Такая же проблема существует и в греческих монастырях. Но людям, нравится нам это или нет, необходимы места, где они могут провести несколько дней в отрыве от мира, спокойно и сосредоточенно помолиться, исповедаться и причаститься. Где это сделать, если не в таких местах, как Оптина Пустынь. Старец Яков говорил, что хотел бы жить в горах один в пещере и каждую минуту своей жизни посвятить молитве, но Господь привел его сюда, и каждый день он должен говорить с людьми, которым необходим совет, наставление и утешение. Много раз я видел его в конце дня лежащим на кровати, словно мертвым от усталости. Такое место как Скит дает возможность монаху более сосредоточенно помолиться, набраться сил, чтобы помогать нуждающимся людям. А то, что тысячи людей и в России, и в Греции имеют острую необходимость в духовном окормлении и помощи неоспоримый факт, с которым нам необходимо считаться.

Ближе всего моему сердцу старцы Амвросий, Макарий и Нектарий. Так, икона старца Макария есть у меня в келье и в моей мастерской, я также как и он, занимаюсь переплетами книг, он мой небесный защитник и помощник на этом поприще. Горонда Яков был близок к ним по духу. Есть разные виды старческого служения: кто-то помогает молитвой, кто-то помогает людям словом, отдавая им всю свою любовь без остатка. Я очень люблю и почитаю русских святых и очень благодарен предоставленной мне возможности пожить и помолиться в оптинском скиту, в котором подвизались великие русские подвижники. Мне бы хотелось посетить Дивеево, Санаксарский монастырь, Троице-Сергиеву Лавру, так что моя поездка по российской земле только начинается.

<12