«Без креста — нет венца» К 10-летию со дня обретения мощей преподобноисповедника Рафаила (Шейченко)
19 июня Русская Православная Церковь празднует
память преподобноисповедника Рафаила (Шейченко)
Господь нелицеприятен и принимает, и возвышает, и просвещает из любого народа всякого угодного Ему, богатого и бедного, высокоименитого и неименитого, обремененного образованием и просвещенного благочестием, преображает и возвышает душу настолько, что она становится вновь ясным образом и подобием Божиим, своей нетленной красотой пленяя обращающегося к подвижнику в послушание Христу. Таким подвижником и был преподобноисповедник Рафаил. Сын малороссийского крестьянина, переплетчика и сапожных дел мастера Ивана Шейченко, в крещении нареченный Родионом, он родился в 1891 году в Курской губернии. Окончив земское училище, он сначала, как и отец, работал сапожником, а затем в 1913 году был призван в армию и окончил здесь военно-ветеринарную фельдшерскую школу. В 1918 году он поступил послушником в Оптину пустынь, где и начал проходить школу обучения и внутреннего возрастания в непобедимого воина Христова, чей неповреждаемый щит — смирение, чье оружие — слово Божие.
«Ранним майским утром, в расцвете “своей весны” подошел я к святым воротам Оптиной пустыни», — писал он из ада заключения в начале пятидесятых годов, уже вкусивши горечь страданий и предательств, испив чашу послушания Христу в исповедническом подвиге, неся крест свой и в пору благодатной весны пастырского служения, и через зной терпения во узах оскорблений и поношений от врагов Христовых.
Все эти переживания, обновляя и утишая душу, радостно и молодо воскресали в воспоминаниях об Оптиной — трудноописуемом на земном человеческом языке луге духовном, где так недавно еще расцветали райские цветы чистых во Христе добродетелей.
«Над святыми воротами во весь рост человека возвышался Ангел: в одной руке он держал большой святой крест как символ страдания, а в другой — венец как символ награды и славы...
Слова святого Евангелия, как некий Божественный свет, озарили мой разум и, как острие меча, уязвили истиной слов Богочеловека мое сердце: Аще кто хощет по Мне идти да отвержется себя и возьмет крест свой, и по Мне грядет (Мф 16:24), Аз есмь путь, истина и жизнь (Ин. 14, 6).
Путь на небо всякому последователю Христа, а наипаче иноку, предлежит только через Голгофу, с крестом в руках, с крестом на плечах.
Сим путем восшел в горняя и Он — Сын Божий, сияние славы Отчей, на Кресте Своими страданиями и смертью совершил искупление рода человеческого и Своим живоносным Воскресением совоскресил его, даровав ему новую жизнь и спасение. Других путей туда, на небо, нет, все другие пути ведут в другие, страшные, адовы места... Без креста — нет венца!» В 1923 году Оптина пустынь была безбожной властью закрыта; духовная жизнь ее насельников продолжала идти своим чередом, но уже вне стен обители. В 1928 году послушник Родион был пострижен в монашество с именем Рафаил и в том же году рукоположен во иеродиакона, а через два года восшел на новую ступень — исповедничество. В 1930 году тройка ОГПУ приговорила его к 10 годам заключения.
Находясь в лагере, отец Рафаил не скрывал своей веры, ему во время свидания передали Евангелие, молитвослов, икону. Из заключения он переписывался со многими, давая духовные наставления, и сотрудники НКВД, сочтя, что оптинский монах ведет слишком активную религиозную жизнь, в 1936 году вновь арестовали его, приговорив к 6 годам заключения. В 1943 году иеродиакон Рафаил был освобожден и в 1944 году рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем Благовещенской церкви в городе Козельске. Храм Благовещения был сильно поврежден, и отец Рафаил, восстанавливая его, стал служить в наскоро отремонтированном приделе. Пастырь добрый, он помогал многим нуждающимся. В Козельск из ссылок и лагерей возвращались шамординские монахини; претерпев узы, многие из них были немощны, и отец Рафаил старался их жизнь обустроить. Дверь его кельи была открыта для всех, для каждого находилось утешительное слово, а в случае необходимости и материальная помощь.
В 1948 году МГБ и Генпрокуратура приняли директиву об аресте возвратившихся из заключения священнослужителей, если те продолжали вести активную церковную деятельность.
Враги и предатели церковные оговорили отца Рафаила, и в 1949 году он был арестован и приговорен к 10 годам заключения. Священника обвинили в том, что он говорил проповеди об иконе Божией Матери «Троеручица», о преподобном Иоанне Дамаскине, о вселенских святителях и учителях Василии Великом, Иоанне Златоусте и Григории Богослове, о мученицах Вере, Надежде, Любови и их матери Софии и сравнивал время, когда жили эти святые, со временем настоящим, сравнивал образованность Вселенских церковных учителей с образованностью современного человека, а также верность Христу мучениц — с его малодушием.
Все знали, кто явился причиной его ареста, многие тяжело переживали это предательство и часто жаловались ему на предателей в письмах. На что отец Рафаил отвечал: «Сын Божий, искупивый нас, грешных, на Кресте Голгофском Своими страданиями, в Своей предсмертной молитве взывает ко Отцу Своему за распинателей Своих: “Отче, прости им — не ведают, что творят!” Более того, Он учит: “Любите враги ваши, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих и гонящих вас. Да будете сынове Отца вашего Небесного... ибо Он благ и к неблагодарным и злым”. И мы с тобою, грешные, нуждаясь в прощении грехов, молимся: Отче наш, Иже еси на небесех… и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим. Вот видишь, чтобы получить от Господа прощение, впредь надо самому простить. Итак, дорогое дитя мое, прошу и за меня, и за себя — не сердись ни на кого... как не сержусь ни на кого я и всем простил в самый час скорби моей... и сейчас, как и до самой смерти, буду о них молиться не яко за врагов и обидчиков своих, а яко о благодетелях спасения моего, — да помилует и спасет их Господь. Поступи и ты так же, и воцарится в душе твоей мир и покой, а в этом все счастье человеческое на земле... А то, что совершилось со мною, то это все не по хотению человеков, а по воле Божией — ко спасению моему, и этой воле Божией я покорен на все виды страданий и смерти, где и какова она ни будь, со словом на устах и в сердце, с каким умер в изгнании святитель Иоанн Златоуст: “Слава Богу за все!”...»
После смерти в марте 1953 года гонителя христиан тирана Сталина верующие направили властям ходатайство об освобождении отца Рафаила. Однако все хлопоты их остались бесплодными. Он был освобожден только в 1955 году, после того как началось массовое освобождение из лагерей по неправосудным приговорам. В том же году он был назначен вторым священником в Благовещенскую церковь в Козельске.
Перенесенные им в лагере страдания еще больше приблизили его ко Господу, сделав его сосудом Духа Святого, так что главное, что чувствовал человек, сколько-нибудь способный к восприятию духовного, когда соприкасался с ним, — это великая христианская любовь подвижника ко всем, незаметная для внешних в своем христианском смирении, но проникающая и исцеляющая страждущую душу всякого стремящегося ко спасению.
Иеромонах Рафаил скончался 19 июня 1957 года. Оказавшись слишком внезапной, кончина старца потрясла тогда многих. Когда отца Рафаила хоронили, то гроб с его телом почти в течение целого дня несли от дома до кладбища — столько людей хотело проститься со старцем, для многих из них он был благотворителем, помощником и молитвенником, тихим, смиренным и нежным, как мать, заступником пред Богом и в то же время порывистым, категоричным и строгим в вопросах, принципиальных в религиозном и нравственном отношении, великий своим исповедническим подвигом и верностью Матери Церкви и ее главе Христу.
Иеромонах Рафаил был погребен на старом кладбище в Козельске. Но подвиг исповедника и пастыря не укрылся от Церкви, и его имя было включено в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
22 июня 2005 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II были обретены мощи преподобноисповедника Рафаила, которые ныне находятся в Преображенском храме Оптиной пустыни.
Журнал «Фома» — №6 (74) — июнь 2009. — С. 40 – 41.