Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

По­доб­но то­му, как че­ло­век не за­ме­ча­ет, как он рас­тет, как из ма­лень­ко­го маль­чи­ка ста­но­вит­ся взрос­лым, так и ду­хов­ный рост че­ло­ве­ка идет со­вер­шен­но не­за­мет­но для не­го. Этот не­ви­ди­мый ду­хов­ный рост че­ло­ве­ка и есть са­мо­у­ко­ре­ние.

преп. Варсонофий

Уко­ряй­те се­бя. Уко­рить се­бя нет­руд­но, а не­ко­то­рые и это­го не хо­тят. Пе­ре­нес­ти укор от бра­та труд­нее, а са­мо­му уко­рить се­бя нет­руд­но. Кро­ме то­го, ес­ли мы и бу­дем уко­рять се­бя, а не бу­дем бо­роть­ся со страс­тя­ми, бу­дем есть сколь­ко хо­чет­ся, бу­дем спать сколь­ко хо­чет­ся, то та­кое са­мо­укоре­ние не­за­кон­ное, оно не при­не­сет поль­зы.

преп. Варсонофий

Ког­да вам ди­а­вол ука­зы­ва­ет на чу­жие не­дос­тат­ки и не­мо­щи и по­буж­да­ет вас к осуж­де­нию, вы го­во­ри­те се­бе: „Я ху­же всех, я дос­то­ин веч­ных мук. Гос­по­ди, по­ми­луй мя", и ес­ли да­же бу­де­те го­во­рить это без чувства, то все-та­ки нуж­но так го­во­рить.

преп. Варсонофий

Христианское перенесение скорбей на примере гонений ХХ века

 Монах Платон (Рожков)

Что такое скорби – знают все. Неудачи на работе, проблемы в семье, отношения с окружающими, сорванные планы, разрушенные надежды, ухудшение здоровья и так далее – это то, что христиане называют скорбями, а другие –  проблемами. Проблемами, которые заканчиваются зачастую, говоря по-христиански, унынием и отчаянием, а по светски – депрессией, т.е. безволием, печалью, безнадежностью. К 2020 году по прогнозу ВОЗ депрессия выйдет на лидирующее место по распространенности среди всех заболеваний и станет одной из главных причин смертности, а Россия, по уверению ученых, может оказаться в списке лидеров. Можно предположить, что причиной этого заболевания является отсутствие истинной веры и жизнь не по заповедям, жизнь не по совести.

Изучая наследие новомучеников и исповедников ХХ века, мы можем многому научиться, и найти некое лекарство для этой тяжелейшей болезни настоящего времени. ХХ век для России был временем ломки прежнего строя, когда миллионы людей подверглись невиданным репрессиям и под этим молотом погибли – лучшие. Наши новомученики жили в таких невообразимых условиях, что современному человеку трудно даже представить. Поскольку телевизионные программы, кино, современная литература переполнены сценами насилия, то современное сознание человека уже деформировано и не воспринимает чьи-то страдания всерьез, пока они его самого не коснутся.

Для иллюстрации мы рассматриваем тему репрессий – заключения, тюрьмы, концлагеря, поскольку считаем, что они являются одними из самых страшных испытаний. Так вспоминает о тюрьме маловерующий, но безусловно совестливый человек, петербуржская поэтесса Ольга Берггольц (†1975): «Это безмерное, безграничное, дикое человеческое страдание…. Вынули душу, копались в ней вонючими пальцами, плевали в нее, гадили, потом сунули ее обратно и говорят: «Живи». Я внутренне раздавлена тюрьмой… я покалечена, сильно покалечена…» Вот что примерно переживает человек, когда так близка вероятность гибели тела и души.

Но человек, сохранивший веру в самые ужасные моменты своей жизни, испытывает страдания ничуть не меньше, чем другие, но, исполняя заповеди Божии, получает божественную помощь и чувствует себя совсем иначе, и поведение его отличимо.  Прп. Рафаил Оптинский (†1957), перенесший двадцатилетнее заключение, писал из концлагеря своей духовной дочери, которая жаловалась на тяжелые болезни и одиночество: «Жалею, сочувствую твоим немощам, твоему сиротству и особенно – неподвижности…. Мне не горестно, но сладко, а паче и спасительно претерпеть все – и клевету, глад, изгнание. Страшен только грех, а перед ним и самая смерть чепуха….»

Другой оптинец, схимонах Иоасаф  (Моисеев; †1976) после пятнадцатилетнего заключения говорил: «Слава Господу за все: за радости, печали и скорби. Благо мне, что я пострадал, дабы научиться заповедям Твоим, Господи!..»

Вот пример отношения христианина к скорбям и лишениям. Святой боится только греха, а за скорби благодарит Бога. Мы специально приводим примеры святых для назидания. Это не простой героизм. По независимому свидетельству в заключении лучше всего сохраняют себя в нравственном отношении, т.е. на языке христианина – меньше грешат, люди религиозные (Шаламов В). Хотя нужно всем нам взять на заметку, что принадлежность к Церкви сама по себе не спасает,– многие заключенные из числа христиан, – шли на любые сделки со своей совестью, чтобы спасти свою земную жизнь, забывая о жизни вечной. Так Господь проверяет человека, его веру.

Для сравнения рассмотрим поведение, психологию людей неверующих  в тех же условиях. Например, известный писатель Варлам Шаламов, много лет находившийся в самых страшных советских лагерях, человек умный и наблюдательный, писал о хрупкости человека, о том, что узник становится зверем через три недели – при тяжелой работе, холоде, голоде и побоях. Шаламов писал также, что выжить в лагере можно по-разному, например, благодаря злости и что «можно жить равнодушием, простым чувством самосохранения, уподобляясь животному»… Спасительно ли это? Прп. Рафаил Оптинский подчеркивал, действительно – «терпеть можно стоически, язычески стиснув зубы» а правильно переносить страдания – «это христианский мученический подвиг». Исповедник писал из концлагеря своим духовным детям: «Жалею Вас больше, чем себя. Я уже таковский, скорби, поношения и прочее – это мой удел. Но они моя мудрость, радость и спасение. Ими хвалюсь, за них благодарю Бога моего паче, чем за все благодеяния жизни моей. Они – очищение грехов моих, они есть лествица моя на Небо…» Отличительным знаком христианина является его отношение со смирением к скорбям, а знаком высшей пробы, как на золоте – это любовь к врагам. Такого нет ни в одной религии.

Наши святые новомученики раскрывают все вопросы, касающиеся перенесения скорбей. Прп. Никон Оптинский писал: «Скорбь есть ни что иное, как переживание нашего сердца, когда что-либо случается против нашего желания. Чтобы скорбь не давила мучительно, надо отказаться от своей воли и смириться пред Богом во всех отношениях. Бог желает нашего спасения и строит его непостижимо для нас. Предайся воле Божией и обретешь мир скорбной душе своей и сердцу». И в другом месте: «Участь всех, хотящих спастись – страдать. Поэтому аще страдаем, да радуемся, ибо содевается наше спасение». Прп. Рафаил подтверждает в письме из заключения слова собрата: «Верь, чадо мое, никогда во всю жизнь… я не чувствовал себя внутренне так удовлетворенным как теперь. Господь Промыслом Своим спасительным посылает нам скорби. Но Господь же и крепость людям Своим даст. Господь благословит люди Своя миром!»

Закончим словами исповедника: «Скорби и болезни наш земной удел, в них мы как злато в горниле очищаемся от всякой ежедневной примеси греховной… Скорбями и болезнями, как бы устами св. Пророка, Господь нам говорит – напоминает: опомнись, человек! Не засмотрись, не увлекайся, как малое дитя, игрушками, скорогибнущими прелестями мира сего. Ты на земле путник мгновенный. Жизнь твоя — краткий сон. Там за порогом твоей могилы ждет тебя вечность. Ты венец творения на земле. Ты отблеск Божества, душа твоя без смерти – вечна, как вечен её Творец. Живи разумно, человечно. Постарайся приготовить себе место Там – достойное твоего звания. Твое назначение Небо…»