Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Спо­рить не нуж­но, так как че­рез спор вы­хо­дят иног­да боль­шие неп­ри­ят­нос­ти. Ска­за­но: тот ве­лик пред Бо­гом, кто сми­рен­но ус­ту­па­ет ближ­не­му, и сми­рен­ных Бог воз­но­сит, а гор­дых и спор­ли­вых Бог сми­ря­ет. Уко­рять на­до толь­ко се­бя, а не ближ­не­го, за свои не­дос­тат­ки.

прп. Иосиф

Со спор­ли­вым ха­рак­те­ром ед­ва ли мож­но ожи­дать, что­бы был толк. В ду­хов­ной жиз­ни нет ни­че­го ху­же и вред­нее спор­ли­вос­ти. На вре­мя она иног­да и при­та­и­ва­ет­ся, а пос­ле опять об­на­ру­жи­ва­ет­ся в преж­ней си­ле.

прп. Амвросий

Те, ко­то­рые на нас не­го­ду­ют, они нас на­у­ча­ют лю­бо­му­д­р­ство­вать в ис­пы­та­нии се­бя: точ­но ли мы хрис­ти­а­не? лю­бим ли вра­гов на­ших? – и поз­на­нию в сем на­шей не­мо­щи.

прп. Макарий

Преподобномученик Серафим (Гущин)

10 (23) ноября

Преподобномученик Серафим родился 22 декабря 1872 года в селе Нагулино Балахнинского уезда Нижегородской губернии в семье мелкого волжского судовладельца Григория Гущина и в крещении был наречен Стефаном. Получив начальное образование у частного учителя, Степан в 1888 году устроился конторщиком на железную дорогу в Нижнем Новгороде. В 1893 году он был призван в армию и служил в звании унтер-офицера. По окончании срока службы он вернулся на прежнее место работы – в железнодорожную контору в Нижнем Новгороде.

Новомученики. Оптина ПустыньВ 1908 году Степан Григорьевич оставил мирскую службу и поступил трудником в Оптину Пустынь. 29 октября 1911 года он был определен в число братии послушником. 24 мая 1915 года послушник Стефан был пострижен в монашество с именем Серафим и некоторое время проходил послушание синодичного.

Наступило время гонений на Русскую Православную Церковь от безбожных властей и началось постепенное закрытие Оптиной и аресты среди ее насельников. В 1921 году монах Серафим был рукоположен во иеродиакона и стал служить вместе с иеромонахом Никоном (Беляевым) в Казанском храме, оставленном властями монахам для богослужений. В 1923 году ради сохранения обители и монашеского образа жизни из монахов и послушников была организована артель, но властями была оспорена законность религиозно-трудовой формы существования при советской власти, и в том же году артель была закрыта, а ее имущество передано музею, при котором было разрешено остаться лишь небольшому числу братии. Настоятель Оптиной Пустыни архимандрит Исаакий (Бобраков) благословил здесь остаться служить иеромонаху Никону и иеродиакону Серафиму. В июне 1924 года храм был закрыт, и братия перебралась жить в Козельск, где еще оставался для богослужений городской собор. В 1924 году иеродиакон Серафим был рукоположен во иеромонаха и стал служить в храме в городе Лихвине Черепетского района, а с 1 января 1937 года в храме Покрова Божией Матери в селе Покровском Перемышльского района Калужской области.

Наступил последний период жизни смиренного монаха, переходившего из храма в храм по мере их закрытия и уничтожения. За два десятилетия гонений путь христианского спасения стал твердым и определенным: невозможность что-либо изменить во внешней жизни сосредотачивала человека на церковном служении и спасении души.

Иеромонах Серафим был арестован в день 20-летия годовщины захвата власти безбожниками и начала одного из самых жестоких гонений на Православную Церковь – 7 ноября 1937 и заключен в одну из тюрем в Черепетском районе.

Были допрошены дежурные свидетели – жители Перемышльского района и села Покровского. Один из них показал, будто отец Серафим в преддверии всесоюзной переписи, в которой был поставлен вопрос и о вере, говорил, что это делается для того, чтобы узнать, сколько в России осталось верующих и закрыть оставшиеся церкви, и он говорил жителям, чтобы они не писались неверующими. Другой свидетель показал, будто отец Серафим ему рассказал, что его вызывал к себе председатель сельсовета и спросил, за кого он будет голосовать, на что он ответил: неужели же он будет голосовать против религии, которую коммунисты притесняют.

Новомученики. Оптина ПустыньИеромонах Серафим был допрошен сразу же после ареста, 7 ноября.

– В июле 1937 года вы высказывали террористические настроения против коммунистов. Признаете это? – спросил его начальник Перемышльского районного отдела НКВД.

– Я этого не признаю, так как с моей стороны террористических высказываний против коммунистов не только в июле месяце, но и в другое время не было, – ответил иеромонах Серафим.

– А клевету на советскую власть, которую вы возводили, вы признаете?

– С моей стороны клеветы на советскую власть никогда не возводилось, поэтому я не могу признать этих обвинений.

– В августе 1937 года вы вели контрреволюционную агитацию против предстоящих выборов в Верховный Совет. Дайте показания по этому вопросу.

– Я контрреволюционной агитации против предстоящих выборов в Верховный Совет в августе не вел. В разговоре по этому вопросу я только сказал, что мне это безразлично, так как я выбирать не собираюсь и обойдутся без меня.

– Вы говорите неправду, так как по этому же вопросу в сентябре сего года вы призывали население голосовать против коммунистов и в то же время наводили клевету на советскую власть. Требуем от вас сказать правду и не обманывать следствие.

– Я решительно утверждаю, что с моей стороны контрреволюционной агитации против предстоящих выборов не велось. Население голосовать против коммунистов я не призывал и на советскую власть не клеветал.

11 ноября 1937 года материалы следствия были рассмотрены начальником Перемышльского районного отдела НКВД и переданы на решение тройки НКВД. 19 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Серафима к расстрелу. Иеромонах Серафим (Гущин) был расстрелян в тот же день, что и управляющий Калужской епархией архиепископ Августин (Беляев) и архимандрит Оптиной Пустыни Иоанникий (Дмитриев) – 23 ноября 1937 года и, так же как и они, погребен в общей безвестной могиле.

 

Источники:

Монахиня Мария (Добромыслова). Житие оптинского старца Никона. Введенская Оптина Пустынь, 1996. С. 270, 271.

ГАКО. Ф. 903, оп. 1, д. 339, л. 36 об–37.

УФСБ России по Калужской области. Д. П-12573.