Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Про­ще­ние пре­по­да­ет­ся тем толь­ко, кто счи­та­ет се­бя ви­нов­ным. Сми­рись пред Бо­гом и людь­ми, и Гос­подь те­бя ни­ког­да не ос­та­вит.

преп. Никон

Сми­рен­но счи­тая се­бя всег­да, до са­мой смер­ти, спо­соб­ным ко вся­ко­му гре­ху, к ма­ло­му и боль­шо­му (по на­ше­му по­ни­ма­нию), на­до усерд­но мо­лить­ся Гос­по­ду о по­мо­щи, „да не вни­дем в на­пасть". Са­мом­не­ние не за­бо­тит­ся о хра­не­нии се­бя и бы­ва­ет при­чи­ной ве­ли­ких па­де­ний; соб­лаз­ны бе­рут верх и низ­ла­га­ют че­ло­ве­ка.

преп. Никон

Спра­ши­ва­е­те: „Ка­ким пу­тем ид­ти к Бо­гу?" Иди­те пу­тем сми­ре­ния! Сми­рен­ным не­се­ни­ем труд­ных обс­то­я­тельств жиз­ни, сми­рен­ным тер­пе­ни­ем по­сы­ла­е­мых Гос­по­дом бо­лез­ней, сми­рен­ной на­деж­дою, что не бу­де­те ос­тав­ле­ны Гос­по­дом, ско­рым По­мощ­ни­ком и люб­ве­о­биль­ным От­цом Не­бес­ным, сми­рен­ною мо­лит­вою о по­мо­щи свы­ше, об отг­на­нии уны­ния и чувства без­на­де­жия, ко­то­ры­ми враг спа­се­ния тщит­ся при­вес­ти к от­ча­я­нию, ги­бель­но­му для че­ло­ве­ка, ли­ша­ю­ще­му его бла­го­да­ти Бо­же­ст­вен­ной и уда­ля­ю­ще­му от не­го ми­ло­сер­дие Бо­жие.

преп. Нектарий

Страницы: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]

 

Вид скита и обозрение скитской церкви

В этой простоте построек, в этом глухом затишье, столь приличном месту молитвы, есть нечто такое, что делает вполне понятным восклицание Пророка: «Господи возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея!»

(Из частного письма)

Оптинский скит св. Иоанна Предтечи Господня находится на восточной стороне обители, в глубине монастырского леса. От монастыря ведет к нему небольшая, усыпанная песком тропинка, извиваясь на расстоянии 170 сажен, под природным навесом вечно зеленеющих сосен и елей; она приводит прямо к благолепным скитским св. вратам; еще издали виднеется позлащенный крест устроенной над ними колокольни. – Здесь благоговейное внимание посетителя невольно останавливается на святых изображениях, которыми украшены св. врата извне и извнутри. – И точно, эти изображения, как плод благочестивой мысли блаженного Старца иеросхимонаха Макария, стоют того, чтоб подолее заняться ими:

Выше карниза в подкаморах (по три на каждой стороне квадратной колокольни), изображены поясные лики 12-ти Апостолов с золочеными сияниями. На западной (глухой) стене колокольни, обращенной ко входу – Деисус (т. е. Спаситель с Божиею Материю и св. Иоанном Предтечею), во весь рост.

Ниже, на Фронтоне, в особом месте (киоте) изображена икона Печерския Божия Матери, седящей на троне с предвечным Младенцем на коленях; а обе руки Пречистой положены на плеча коленопреклоненных у ног Ея Преподобных отцов: Антония и Феодосия Печерских. Подстав киота поддерживают два Ангела; внизу иконы золотыми буквами начертана надпись: «Образ Печерския Божия Матери»; ниже киота: «Милосердия двери отверзи нам Благословенная Богородице!»

Над аркою ворот дугообразно начертана надпись: «Вниду в дом Твой, поклонюся ко Храму Святому Твоему».

Под карнизом св. врат, по обеим сторонам входной арки, в 8-ми настенных киотцах, обрамленных столбиками, поясные – изображения Восточных Св. Отцов-подвижников – по правую сторону: Авва Дорофей, Виссарион, Феодор Студит и Максим Исповедник; по левую сторону входа: Макарий Александрийский, Исихий, Досифей и Харитон Исповедник.

Входная арка разделена: по средине створчатыми деревянными воротами; по сю и по ту сторону ворот, внутри арки, поставлены с правой и с левой стороны от входа святые изображения, во весь рост писанные на холсте масляными красками. По сю сторону ворот, на правой стороне изображены Преподобных Отцев Российской Церкви: 1) Савва Звенигородский, 2) Лаврентий Калужский, 3) Тихон Калужский, 4) Николай Радонежский, 5) Варлаам Хутынский, 6) Елеазар Анзерский, 7) Макарий Калязинский; у него на хартии, держимой в руках, епиграф: «от всякао пути лукаваго возбраних ногам моим, яко да сохраню словеса Твоя», 8) Пафнутий Баровский, – на хартии написана: «светильник ногам моим закон Твой и свет стезям моим». 9) Сергий Радонежский, – на хартии надпись: «не скорбите братие и не унывайте: аз отхожду от вас душею, но духом с вами пребуду; Обитель моя во веки не оскудеет». 10) Кирилл Белоезерский, – на хартии написано: «во веки незабуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси». 11) Нил Сорский, – на хартии надпись: «и свою немощь подобает исповедати; и слово Божие не скрывати от хотящих послушати».

По левую 11-ть Преподобных Отцов Православной Восточной Церкви: 1) Иоанн Лествичник, – у него на хартии надпись: «деятельную часть добродетели составляют: послушание и смирение». 2) Антоний Великий, – на хартии надпись: «труд же и терпение, и убожество с благодарением, и умерщвление тела живот есть и сладость вечная души». 3) Савва Освященный, – на хартии надпись: «терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою». 4) Макарий Египетский, – на хартии надпись: «отрицатися себе не иное что быти думай, как готова себе представити братству на все, воли своей вовсе ни в чемь неповиноватися». 5) Пахомий Великий, – на хартии надпись: се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе». 6) Исаак Сирин, – на хартии надпись: «страх Божий начало есть добродетели; глаголется же быти рождение веры». 7) Евфимий Великий, – на хартии надпись: «исчезает во спасение Твое душа моя, на словеса Твоя уповах». 8) Варсануфий Великий, – на хартии надпись: «добро есть еже выну глаголати сие: Господи Иисусе Христе, помилуй мя». 9) Пр. Иоанн, (Пророк) на хартии надпись: «имей смирение, и поможет ти Бог вскоре». 10) Ефрем Сирин, – на хартии надпись: «боли болезнь болезненне, да мимотечеши суетных болезней болезни». 11) Арсений Великий, – на хартии надпись: «бегай, молчи, пребывай в безмолвии: ибо это корни безгрешия».

С внутренней стороны арки: на правой стороне изображение св. Иоанна Предтечи Господня, в пустыни; на левой – св. Пророк Илии, сидящего возле пещеры на горе Кармильской.

С той же стороны, на фронтоне втораго этажа колокольня, в особом месте (диаметрально противоположном –изображенной на наружной стороне – иконе Печерской Божией Матери) (в киоте) изображен образ Знамения Пресвятыя Богородицы; подстав киота поддерживают два Ангела – (как и с наружной стороны); внизу иконы начертана золотыми буквами подпись: «образ Знамения Божией Матери», а еще ниже: «Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим».

Внизу под аркою ворот дугообразная начертана надпись: «Коль возлюблена селения Твоя Господи»

Под карнизом св. врат, по обеим сторонам входной арки в 8-ми настенных киотцах, обрамленных столбиками, поясные изображения подвижников Православной Российской Церкви, Преподобных Отцев: С правой стороны: Варлаама Хутынского, Феодосия Тотемского, Димитрия Прилуцкого и Корнилия Комельского.

С левой: Кирилла Новоезерского, Зосимы и Савватия Соловецких, и Саввы Вишерского.

Если посетите скит летом, то едва вступите в св. врата, взоры ваши, утомленные однообразным видом леса, будут приятно изумлены новым для них зрелищем: среди плодового сада, украшающего пребывание отрекшихся от красот наземных, возвышается смиренный по наружности Божий храм, куда в установленное время стекаются делатели духовного вертограда на славословие. Но прежде, нежели войдем во внутренность храма поклониться его святыне, обозрим расположение скита:

Площадь его, вместе с примыкающею с севера пасекою, составляет почти правильный четвероугольник, в 75 сажен длины а около 105 сажен (с пасекою) ширины; (75 куб. саж. собственно скит, и 30 пасека). Площадь ровная, имеет в направлении от юга к северу небольшую покатость.

Средину собственно скитской площади, как мы сказали, занимает деревянная церковь во имя Собора св. Иоанна Предтечи Господня, построенная в 1821 году из леса, срубленного на этом самом месте честными руками основателей скита. Ближе к стенам ограды, со всех 4-х сторон построены братския келлии, состоящия из небольших деревянных флигелей, каждый для 3-х или 4-х братий, расстоянием один от другаго на каменное вержение, по древнему обыкновению Св. Отцев-пустынножителей. Всех корпусов (включая и здание братской трапезы). (Из них 2 на западной, 1 на восточной, 4 на северной и 3 на южной стороне). Все корпуса деревянные, на каменных фундаментах. Из них корпус, находящийся на восточной стороне (и выстроенный только в 1860 году), с мезонином, в котором помещается скитская библиотека, и 4 на западной покрыты железом (из них 3 обложены в 1849 г. кирпичем), два крыты тесом, а остальные черепицею.

Кроме сего, в северо-западном углу скита, позади трапезы, устроены: ледники, хлебный амбар, дровяной и конюшенный двор. При всех жилых корпусах назади устроены навесы для дров, на каменных столбах, крытые черепицею (за исключением двух, прилегающих к св. вратам, крытых железом).

Между церковью и новым корпусом – св. колодезь, под куполообразною крышею, на столбах.

За сим все остальное пространство, которое более трех обыкновенных десятин, обращено в один прекрасный сад: там и сям насаждены яблони, груши, чернослив и другие плодовые деревья, перемешанные с ягодными кустарниками; в приличных местах расположены овощные гряды, парники и цветочные куртины; сад перерезан в разных направлениях (от келлий к церкви и между келлиями) дорожками, всегда усыпанными песком; на восточной стороне скита, в северо-западном углу, пруд, в котором есть небольшое количество саженней рыбы; впрочем покрытое железистой ржавчиной дно его не благоприятствует разведению хорошей рыбы, и потому главное назначение пруда – служить для поливки садовых растений, овощей, парников и цветов, грядами которых окаймлены все скитския дорожки; по сю сторону пруда (находящегося, как мы сказали, на восточной стороне скита), на небольшом пространстве, между двух корпусов разведена рощица, состоящая из сибирских кедров, лиственницы и пихты, из них до 30 деревьев, посаженные назад тому лет 20, достигли уже средней величины; а 3 кедра, посаженные еще при основании скита (в 1821 году), уже несколько лет приносят плоды. За прудом, вдоль восточной стены, проведена уединенная дорожка, где любящий во время прогулок безмолвствовать и уединяться в самого себя найдет самое удобное к тому место: со внутренней стороны дорожка эта прикрыта частью кедровою рощицею, а частью купою деревьев (дубов, сосен и берез), из которых одни сохранены от посечения, а другия насаждены вновь уединявшимся в виднеющейся из за них келлии – Схимонахом Вассианом.

Наконец в юго-восточном углу скита высятся одиноко три вековые сосны, сбереженные при очистке сего места от леса под сад (в 1857 г.) от посечения настоятельною просьбою покойного Старца о. Макария, из которых одна, носившая посему его имя, в самое короткое время засохла, пред его кончиною (весною 1860 года), а две другия, растущия на одном корне, еще зеленеют.

Такое соединение в небольшом пространстве: плодовитого сада, лесных деревьев, и небольшего пруда, – делает особенно привлекательным для глаз местоположение скита.

На южной стороне его обращает внимание усыпальница почивших о Господе скитян, также обсаженная деревцами и кустарниками (о ней будет сказано подробно в своем месте).

На северной стороне сохраняется, как достопримечательность, малая ветхая келья, упомянутого выше Схимонаха Иоанникия, преставльшегося в 1815 году. Основатель скита Иеромонах о. Моисей, почитая память Старца, сохранил эту келью, а в 1845 году, чтоб она не разрушилась от чрезвычайной ветхости, оправил и поддержал ее: под нее подвели вновь каменный фундамент, обили снаружи тесом и покрыли черепицею; – в этом виде она служит памятником начального основания уединенного жительства на сем месте. Первоначально она стояла возле скитских св. врат, а в 1833 году перенесена на нынешнее место, – к пруду. – Вместо первоначального ветхого забора, сделана в 1840-х годах вокруг скита новая ограда – досчатый забор на каменном фундаменте между каменными же столбами, с навесом покрытым черепицею; на трех углах возвышаются каменные башни; – в юго-восточной устроена келлия для любителей безмолвия.

Скитская церковь, как мы уже знаем, построена в 1822 году трудами основателя скита, о. Моисея, с помощию Козельских Граждан Д. В. Брюзгина и Ф. Т. Третьякова, на каменном фундаменте из соснового лесу, срубленного на этом же самом месте. Освящена 5 Февраля 1822 года бывшим Игуменом Оптиной пустыни Даниилом, во имя Собора св. Иоанна Предтечи Господня и названа по воле (покойного) Преосвященного Филарета, домовою церковию для Архиерейского приезда.

С этою-то целью западная часть храма построена по домовому расположению; – что в тоже время доставляет Старцам удобность к более безмолвному стоянию на церковных службах. Эта пристройка, при входе, имеет крыльцо на столбах под навесом с фронтоном и освещена с двух сторон – северной и южной – 8-ю окнами – по 4 с каждой стороны; окна высокия и широкия с прямыми перемычками, дубовые рамы с медным прибором, окна со ставнями. Квадрат настоящей церкви имеет с южной и северной стороны по одной входной двери, в которые вход устроен в виде рундука на столбах под крышею с фронтоном; а прирубленный, полукружием (семигранным) олтарь освещен двумя (такими же как выше) окнами. Крыша, как над самою церковью, так и на прочей ея пристройке, – железная на четыре ската, над нею возвышается квадратный выступ с карнизом, на коем утвержден глухой купол, оканчивающийся конусообразным шпилем; на шпиле золоченая глава, а в нее водружен золоченый же восьми-конечный крест.

Теперь войдем внутрь скитской церкви с западного крыльца: из холодных сеней, с устроенными по обеим сторонам кладовыми, мы вступим в узкую комнату – это прихожая. В ней останавливает внимание большая картина, изображающая великих пустынников Преподобных Онуфрия и Петра Афонскаго; на лево дверь, ведущая в келью пономаря; – вправо довольно обширный покой, на восточной стороне котораго устроен иконостас, составленный из трех рядов икон: в верхнем ряду ризы окладныя, а два нижния без окладов, живописные, – большею частию плод усердия к церкви братий, занимающихся иконописанием, а частью жертвованные посторонними лицами из усердия к покойному Старцу. На южной стене в большом киоте красного дерева составном, из 4-х частей, иконы старого письма, – три в окладах – по полям с венцами, а одна в ризе; пожертвованы по завещанию бывшего Козельского купца И. М. Кастюрина в 1850 году. Северная стена, отделяющая эту комнату от боковой комнатки, украшена портретами 3-х Российских Иерархов, равно чтимых скитянами, по воспоминаниям, которые соединены с их именами: 1) Митрополит Московский Платон, скончавшийся в 1812 году, попечениям которого Оптина пустынь обязана своим возрождением в начале текущего столетия. 2) Рядом с ним портрет одного из преемников его кафедры и пастырских доблестей – Высокопреосвященный Филарет Митрополит Московский и Коломенский, которому скит обязан вечною признательностью за милостивое и просвещенное покровительство его в издании душеполезных св. отеческих книг перевода блаженного Старца Паисия Величковского. (О чем подробно изъяснено в биографии потрудившегося в этом деле Старца Иеросхимонаха Макария). Портрет Старца-Митрополита, писанный акварелью – чрезвычайно похожий, пожертвован в пользу скита Иеромонахом оного о. Леонидом, а им получен в подарок от покойного князя Д. Н. Урусова. Наконец, 3) портрет в Бозе почившего Высокопреосвященного Филарета, Митрополита Киевского и Галицкого, благословением и отеческим участием коего создан сей скит; о чем рассказано было нами в начале книги. На Западной стене – также весьма похожий портрет известного столько же своею ученостью, сколько и благочестием Преосвященного Никифора Феотокия, бывшаго Архиепископа Астраханского и местночтимого Святителя Иоасафа Горленки, нетленно почивающего в Белгороде.

Из описываемого нами покоя (зала) дверь ведет на лево, в так называемую Архиерейскую опочивальню: кровать и простой шкаф для книг с комодом внизу составляют все ея убранство. Опочивальня эта оставлена в том самом виде, в котором она служила местом краткого упокоения от дневных трудов незабвеннаго Калужского Архипастыря Преосвященного Филарета (блаженного Митрополита Киевского); он, после основания скита в 1821 году, почти ежегодно проводил здесь сырную седмицу или первую седмицу великого поста; для чего приезжал за просто, без всякой свиты, удивляя и утешая всех скитян, своею примерною простотою, доступностью и усерднейшим молитвенным подвигом. Настоятель обители – тогда Настоятель скита, о. Моисей заменял ему келейника, считая за честь послужить своему Архипастырю в его невзыскательных и несложных нуждах. В шкапу хранится круг богослужебных книг, присланный покойным Митрополитом в дар Оптинскому скиту, некоторые с собственною его надписью, в 1857 году, – за два месяца до своей кончины. Итак, это последний – видимый знак его Отеческого внимания к Оптинскому скиту, о котором он, и вдали от него, часто вспоминал, называя в беседах «мой скит».

Пройдя домовую часть церкви, вы входите как бы в поперечный коридор, в коем на левой стороне устроена кладовая комната для ризницы; а правая составляет, так называемый, «молитвенный покоец», где в 1833 году, усердием Московского купца Алексея Ивановича Лобкова сделан иконостас; здесь прежде стаивал во время службы Преосвященный Филарет, часто по целым неделям проживавший в Оптиной обители; теперь же денно и нощно читается здесь псалтырь, в те дни, когда не бывает церковной службы.

Самая церковь не велика, но достаточна для помещения скитского братства; в нее есть три входа: или чрез Архиерейския кельи, с западной стороны, или непосредственно извне – чрез боковые двери: южные и северныя. Обдуманный теплою набожностью и искусно исполненный храм внутреннего расположения церкви придает ей особую священную лепоту; что вообще замечают все ея посетители. Стенная живопись представляет для посетителя образец искусства простых Русских (художников) иконописцев: исполнение весьма правильное, и приличное положение и скромность, свойственная святым изображениям, с первого взгляда дают заметить, что иконописцы в своем искусстве строго руководствовались изучением Св. Писания и образцев Греческой живописи.

На храмовом образе св. Предтеча Иоанн изображен с крыльями, как во исполнение пророчества (Мал. 3, 1), так и в означение его равноангельской жизни, и во всегдашнее воспоминание тамошним насельникам о подражании бывшему, подобно им, человеком, а пожившему по-ангельски. В верхнем поясе иконостаса, по частям, изображен лик Апостолов, идущих на проповедь Евангельскую. Иконостас сей устроен иждивением Тульского помещика Павла Николаевича Хрущова; иконы, его составляющия, писаны в Твери, на сумму, пожертвованную Почетным Гражданином Д. В. Брюзгиным. Первоначальный же иконостас Скитской церкви был пожертвован Преосвященным Епископом Филаретом, тот самый, который он устроивал для своей домовой Архиерейской церкви в Калужском Лаврентьевом монастыре. Настоящий иконостас, кроме золоченой по белому полю резьбы, украшен во всю свою вышину колоннами Коринфского ордена, позолоченными при последнем обновлении церкви в 1860 году, – когда также были, частью исправлены по прежним очеркам, а частью написаны вновь св. изображения, украшающие плоский потолок и стены лепообразной церкви.

На потолке изображена св. Троица, окруженная ликом Херувимов, Серафимов и Ангелов; из которых два держат знамение нашего спасения, Животворящий Крест; один изображен с кадильницею, другие держащими в руках орудия достопокланяемых страстей Христовых. Под карнизом, с южной стороны, в пяти, красиво обрамленных, местах изображены: 1) Воскресение Христово, 2) Осязание Фомы, 3) Явление Ангела Мироносицам, 4) Исцеление разслабленного при купели Силоамской, и 5) Усекновение главы св. Иоанна Предтечи; под ними, возле южных дверей, изображен св. Пророк Илия.

С северной стороны, под карнизом (в симметрии с южною): 1) Беседа Спасителя с Самарянкою при колодезе, 2) Исцеление брением слепорожденного, 3) Рождество Предтечи Господня, 4) Явление Ангела Захарии в олтаре кадильном и 5) Воскресение Лазаря; под ними, возле северных дверей – изображена св. Равноапостольная Мария Магдалина.

На западной стене, над входной дверью, Собор Преподобных Отцев: Исаия отшельник, Феодор Студит, Марк подвижник, Симеон новый Богослов, (в средине) Иоанн Лествичник, Сергий Радонежский, Елеазар Анзерский, Пафнутий Боровский и Нил Сорский; возле них – к северной стороне: Св. Исаак Сирин и Макарий Египетский; ниже их: Варсануфий Великий, Преподобный Иоанн (пророк) и среди их Авва Дорофей. По другую сторону двери на той же стене: копия с знаменитой картины Иванова – явление миру Христа Спасителя; – копия несколько измененная (изменение состоит главным образом в прикрытии приличною одеждою фигур, представленных на картине Иванова обнаженными – для живописного эффекта). А на южной стене, в том же юго-западном углу, во всю стену изображен так называемый Собор св. Иоанна Предтечи Господня, то есть, крещение им во Иордане приходивших к нему.

Все эти обновления Скитского храма суть последние плоды постоянной о нем заботливости Старца Иеросхимонаха Макария, совершенные, под его непосредственным наблюдением, в 1860 году.

Местные иконы Спасителя и Божией Матери, в 1861 году, в Декабре месяце, усердием покойного скитского Иеромонаха Иннокентия (в схиме Иова), обложены серебряными позлащенными окладами искусной работы, известного Московского мастера Андреева; в каждой весу по 10 фунтов, ценою на 400 р. с. каждая.

На перемену местной храмовой иконы св. Иоанна Предтечи Господня, в 1860 году прислана от г-жи В. Н. Соколовой другая иконного же писания с сребропозлащенным венцом. У храмового образа, на особом фигурном аналогии, помещено за стеклом скульптурное изображение лежащей на блюде Главы св. Иоанна Предтечи Господня, изсеченная вместе с блюдом из одного цельного куска мрамора художником Богдановым. Пожертвовано скиту Графом Валерианом Петровичем Толстым, в 1849 году.

Над царскими вратами (сделанными вновь в 1860 году, хорошей резьбы), помещена в первом ряду: икона, изображающая усекновенную Главу св. Иоанна Предтечи Господня, лежащую на блюде, на дубовой дске, в вышину 8, ширину 10 вершков. Копия с подлинника Итальянской школы. Венец и оклад на иконе сребропозлащенные. Пожертвована в скит в 1856 году (от управляющего имением Княгини Юсуповой) г-м И. М. Дудышкиным, с темь, чтобы пред этою иконою горела неугасимая лампада, для поддерживания которой он жертвует ежегодно по 25 р. сер.

Во втором ряду помещены три иконы: местно-чтимая чудотворная икона Знамения Божией Матери. Икона эта, как было сказано выше, пожертвована в скит в 1822 году Козельским купцом Федором Тимофеевичем Третьяковым. Первая мысль об отдаче в скитский храм этого образа, дорогого для него по семейным воспоминаниям и, между прочим, чудесному избавлению его самого от неизбежного потопления, пришла ему (как он сам засвидетельствовал), на 5-й неделе великого поста, в субботу акафиста, во время бывшего здесь крестного хода с водоосвящением. Как при самом основании скита, так и доселе многие приходящие усердствуют служить у сего образа – Матери Божией – молебны и, по вере своей, получают исцеление. В 1840 году на сей образ сделана вновь риза, с задней дскою в виде ящика, серебряная позлащенная; венец убран камушками, тщанием бывшаго начальника скита Игумена Антония и скитскаго Монаха Иоанникия, с помощию благотворительницы, С -Петербургской Почетной Гражданки Е. Т. Лесниковой и детей ея.

b) В том же ряду, на правой стороне, икона св. Иоанна Предтечи Господня (о которой было говорено выше), древняго письма, в сребропозлащенной ризе; подана одним Козельским помещиком при основании скита. с) А на левой стороне – образ Преображения Господня, в сребропозлащенной ризе; подан от Павла Тамбовцева, скитского послушника из Белгородских купцев.

Оба клироса закрыты большими окладными иконами: за левым: d) икона Успения Божией Материи, большего размера, в серебряной прекрасной отделки ризе с позлащенными венцами; поусердствована Тульскою помещицею Анною Алексеевною Казаковою; е) за правым: Крещения Господа нашего Иисуса Христа, одинакового размера с вышеупомянутою, в серебряной же высокой работы ризе, с позлащенными венцами. Поусердствована Коллежским Советником Алексеем Ивановичем Гуляевым.

Перед последнею из сих икон поперег церкви помещена плащаница, устроенная в 1839 году усердием Иеромонаха Московского Данилова монастыря Вассиана и Московского купца Ивана Пименовича Тюляева. Замечательно, что Спаситель изображен не по нагу, но персей обвитый в плащаницу; что и вид представляет особенный, и являет более сходства с смыслом вышитого при сем (на кайме золотом до пунцовому бархату), тропаря. Гробница украшена резьбою и подножие сделано легко и красиво. Глава Спасителя обращена на север. Возле, напротив ея, в ряд с клиросом, в особенном отделе, помещен образ Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи лежащей на блюде; на нем венец и оклад сребропозлащенный; эта икона заслуживает особенное внимание по древности и достоинству письма.

Выше его устроено место, в которое вставляются попеременно лики Святых, икона Воскресения Христова, и двунадесятых, и Богородичных, и Храмовых праздников. А над сим местом помещено изображение Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи Господня резное из слоновой кости Архангельской работы; резьба наложена на синем атласе.

На столбе киота, в коем помещается икона Крещения Господня, висит икона св. Иоанна Предтечи Господня, древнего Греческого письма. Предтеча изображен с хартиею в руке, на которой написано по-гречески: «покайтеся, приближибося Царствие Небесное!» А перст правой руки сложен в именословное благословение. Из надписи видно, что икона эта подана в скит Иеромонахом оного о. Леонидом, а им привезена со св. Афонской горы, из Греческого монастыря Костаманиты, где стояла в параклисе во имя св. Иоанна Предтечи Господня. Лик Предтечи был, в неизвестное время, искажен фанатизмом Турок – выколоты глаза.

В простенке на южной стороне помещена составная икона; она имеет форму ромба (математической фигуры), площадь коего занята золотою, с просветом резьбою; между нею, в самой средине, укреплен овальный сребро-позлащенный киот с мощами св. угодников Божиих: св. Иоанна Предтечи, св. Василия Великаго, Иоанна Златоустого, Григория Богослова и св. Апостола Варнавы, Андрея Первозванного, и Апостола Варфоломея; против св. мощей сделаны прорезы. Эта драгоценность пожертвована в скит отставным Штабс-Ротмистром С. К. Нарышкиным, проживавшим временао в сей обители в 1854 году. Киот быль первоначально вставлен в драгоценном кресте, принадлежавшем образной фамилии Гг. Нарышкиных, обладавших, как известно, в XVI столетия многими святынями, по родству с Царским семейством чрез Наталью Кирилловну, супругу благочестиваго Царя Алексея Михайловича. По сторонам киота размещены крестообразно финифтофыя изображения тех Святых, мощи которых хранятся в киоте. Все это помещено на дске, обтянутой малиновым бархатом и заключено за стеклом в золоченой раме.

Над сею святынею – образ Феодоровския Божия Матери в серебряной позлащенной ризе. Сия икона обретена в пепле сгоревшаго дома Мологского купца Мальцева; задняя часть дски немного повредилась от огня; передняя же сторона и все краски сохранились совершенно.

На северной стене, против этих икон, помещаются: внизу икона формою совершенно сходная с выше описанною составною иконою, с тою только разницею, что в средине ея вделан четвероконечный, сребро-позлащенный черневой работы крест с св. мощами, означенными в надписи, сделанной на обороте, а именно: часть мощей избиенных младенцев, Арсения Новгородского, Моисея Чудотворца Печерского, Преподобного Илии Муромского, Иоанна Многострадального, Пр. Ипатия, Пр. Нестора. Пожертвован в скитскую церковь от Полковницы Анастасии Степановны Кульневой, в 1845 году. А над этой святыней образ Святителя Митрофана, Епископа Воронежского, в сребро-позлащенном окладе; пожертвован в 1845 году от Мценской купеческой дочери Александры Барыковой.

В размещении же икон вообще заметна не простая случайность, а благоговейная мысль человека, привыкшего направлять мысли других к назиданию и пользе душевной.

В средине церкви повешена спускная бронзовая люстра с хрустальным прибором, освещающая храм в большие праздничные дни, по Палестинскому обычаю, т. е. не свечами, а лампадами с елеем, утвержденными на ней в два ряда. Эта люстра, – также как и спускное хрустальное паникадило пред царскими вратами, – поусердствованы в скитскую церковь С -Петербургским купцом И. А. Андреевым.

Пред местными иконами, кроме лампадок, висят паникадила с поставными свечами, а пред другими медные, посеребренные подсвещники с поставными же свечами – в бисерных чехлах; пред некоторыми иконами сребро-позлащенные лампадки.

После осмотра настоящей церкви войдем в ея олтарь:

Полукруглый олтарь, семигранной формы, освещен двумя окнами с северной и южной стороны, а бывшее на горнем месте заложено; здесь помещается величественно: икона Тихвинской Божией Матери, Русскаго иконного письма, на дске мерою: длины 1 аршин 3 вершка, шириною 15 вершков; сей образ дан вкладу в скит приснопамятным скитским же Старцем Иеросхимонахом Леонидом (в схиме Лев), Января 30 дня 1831 года. А сребро-позлащенная риза, в киоте красного дерева, сделана по усердию бывшего скитского Монаха Александра Мальцева, в поминовение родителей своих в 1836 году. Пред иконою повешена сребро-позлащенная лампада – неугасимая. За стеклом киота: на нижнем отливе рамы помещен серебряный, внутри позлащенный ковчежец; в нем, как видно из внутренней надписи, хранятся части мощей новоявленных Преподобномучеников Афонских: св. Игнатия, Евфимия и Акакия, принесенные в дар скитской церкви со св. Афонской горы из Иверского Предтеченского скита скитским Иеромонахом о. Леонидом в 1859 году; серебряный ковчежец для хранения мощей сделан усердием С.-Петербургского купца И. А. Андреева. Над запрестольным образом вверху живописное изображение Господа Саваофа; а по сторонам помещены так называемые штилистовые иконы – по три на стороне, из коих 5 окладные, а в 6-й в средину вставлен сребро-позлащенный четвероугольный киот с частями св. мощей: 1) св. Евангелиста Матфея, 2) Апостола Андрея Первозванного, 3) св. Великомученицы Варвары, 4) Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, 5) св. Мученика Прокопия, 6) часть камня от гроба Господня, 7) часть камня от места, обагренного кровию Архидиакона Стефана; а по сторонам киота изображения тех Святых, часть мощей которых хранятся в оном. В привесе у сей иконы четвероконечный сребро-позлащенный крест с округленными концами; позади надпись: «М. Никиты Епискупа, М. Моисея Архиепискупа, М. Ефрема Новоторжскаго Чудотворца, М. Иоанна Архиепискупа, М. Иакова Боровицкого Чудотворца.» – Пожертвован в Скитскую церковь от Торопецких помещиков Гг. Болотниковых. На иконе Спасителя в привесе крест четвероконечный, сребро-позлащенный с округленными концами; на обороте его вырезана следующая надпись, показывающая каких святых части мощей хранятся в оном: «П. Дамиана – врача, П. Феофана – Постника, П. Еразма, П. Сергия – Посетителя святых мест, П. Иеремии Прозорливаго, П. Евфросина – Затворника, Захария – Постника, П. Луки Економа, П. Мартирия – Диакона, П. Князя Николая Святоши, П. Феофила – Чудотворца, П. Меладия – (Мелетия), П. Моисея – Угрина, П. Григория – Блаженнаго, П. Тита – Воина, П. Нестора – Послушника, П. Афанасия – Затворника, П. Никиты – Затворника, П. Исаакия – Затворника, Священномученика Тита, П. Евстафия, Мученика Василия, Мученицы Варвары, П. Илии Муромца, Князя Феодора – Островского. – Положены в крест мощи святыя лета 7200 (1692) году Октября 16 числа. – Моление, Гвардии Семеновскаго полка Капитан Дмитрий Васильев Мишаков». С ним же, как видно из надписа на обороте, помещена – «часть Животворящаго Древа».

Над царскими дверьми, в олтаре же, помещено несколько икон, между которыми одна состоит из дски, в которую врезан сребро-позлащенный четвероконечный крест; в нем (как видно из надписи на обороте) хранятся частицы: а) Древа Креста Господня, камень гроба Господня, камень гроба Пресвятыя Богородицы, камень от места Неопалимой Купины; б) мощей Святых: Иоанна Предтечи, Евангелистов: Матфея, Марка и Луки, Апостолов: Андрея Первозванного, Варфоломея, Архидиакона Стефана, Филиппа, Святителей: Николая Чудотворца, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, – Московских: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, Священномучеников: Киприана, Вавилы, Лукиана, Анфима, Елевферия, Спиридона, Антипия и Власия, Чудотворцев: Климента Агкирского, Тихона Чудотворца-Святителя, Иоанна Милостивого, Преподобных Отцев: Ефрема Сирина, Пимена Великого, Пафнутия Боровского, Сергия Чудотворца, Василия Амасийского, Великомученика Меркурия, Георгия Победоносца, Евстафия Плакиды, Димитрия Солунского, Иоанна Воина, Феодора Тирона, Иакова Персского и Феодора Стратилата, Мучеников: Никиты, Космы, Дамиана (Безсребренников), Кира, Иоанна, Флора и Лавра, – Св. Анны, Матери Пресвятыя Богородицы, Первомученицы Феклы, Великомучениц: Екатерины, Варвары, Параскевы-Пятницы, Христины, Феодосии, Ирины, девицы Марины, Татианы, Анастасии, Алексия Божия Человека, Царя Константина, Князей: Владимира Киевского, Александра Невского, Георгия, Платона, Петра, Хионии и Февронии Муромских.

Крест мерою – длины 3 ¼ вершка; в поперечнике 2 вершка; ниже креста в той же дске утвержден малый, овальный, серебряный ковчежец, в серебряной же – сканной работы – оправе; в средине открытого ковчежца утверждена на шелковой материи драгоценная святыня – небольшая частица мощей св. Равноапостольныя Марии Магдалины; над нею, и под нею, на бумажных полосках, надпись латинскими буквами: «Exossиbus Mar. Magd. Pan.» – Крест этот найден в Москве, после большого Московского пожара 1812 года, в доме Г-жи Кекловской (купленном Г. Половцовым); а частица мощей св. Марии Магдалины перешла в семейство Г-д Половцовых от вдовы Русского Адмирала Гетцена, которому была поднесена в 1819 году в Далмации жителями местечка Браццо, в знак признательности. Обе эти святыни пожертвованы в скитскую церковь отставным Подпоручиком Артиллерии Иваном Андреевичем Половцовым в 1849 году, при поступлении его в сей скит.

Олтарь также, как и церковь, вновь росписан в 1860 году, усердием Старца Иеросхимонаха Макария: на потолке, над престолом – изображение св. Троицы; на стенах: 1) Моление о чаше (при жертвеннике), 2) Распятие Христово, 3) Снятие со креста, 4) Положение во гроб.

Над южным окном икона св. Иоанна Предтечи Господня, древнего письма, в сребропозлащенном окладе. Поусердствована Курскою купеческою дочерью Анною Шматовою в 1845 году.

Над северным окном икона Ахтырской Божией Матери, также в сребропозлащенной ризе. Поусердствована от Мценского купца О. М. Соплякова, в 1815 году.

На престоле старинная дароносица, в виде церкви, серебряная, сохраняется от пыли под стеклянным овальным колпаком. С правой стороны ея водруженный в особую подставку, и также под стеклянным колпаком, напрестольный, осьмиконечный сребро-позлащенный крест; поверхность его гладкая, на ней укреплено серебряное литое распятие; весь крест, по верхней дске и окраинам убран разноцветныма камушками, в серебряных гнездах; мерою крест – в длину 5, а в ширину 3 вершка; внутри его, – как видно из надписи, вырезанной на обороте, – хранятся: вверху – часть древа креста Господня, внизу – часть мантии Преподобного Сергия, в средине – часть мощей Анастасии узорешительницы; в боковых концах перекрестия – часть мощей Пр. Сергия Радонежского и часть мощей Святителя Митрофана Воронежского. Оный крест пожертвован в скитскую церковь наместником Свято-Троицкия Сергиевы лавры о. Архимандритом Антонием, в 1849 году. По левой стороне дароносицы, в симметрию с крестом, поставлено малое четвертное окладное Евангелие, с искусными финифтовыми изображениями. Кроме означенного креста на престоле лежат еще три напрестольные креста, и в том же числе один перламутровый, весьма искусной работы, принесенный в дар скитской церкви из Иерусалима Иеромонахом Леонидом в 1859 году.

Примечание. Пред иконами Тихвинской и Знаменской Божией Матери и храмовым образом св. Иоанна Предтечи Господня, от усердия покойнаго Старца Иеросхимонаха Макария, горит с 1840 года неугасимая лампада; также и пред образом Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи Господня усердием пожертвовавших сей образ Г. Дудышкиных.

Скитская ризница. Скитская церковь в начале была снабжена церковною утварью и книгами в достаточном количестве Московскими гражданами: Н. А. Самгиным, Г. Ф. Марковым и К. И. Путиловым (братом о. Архимандрита Моисея). В ризницу скитскую, как облачения для служителей Божиих, так напрестольные и жертвенные одежды, в течении всего времени, поступали от разных благотворителей; из них особенно замечательны подаяния Козельских граждан: Д. В. Брюзгина и супруги его Марфы Семеновны, А. П. Карлина, Мологского купца А. П. Мальцова и Московских – Н. А. Самгина и Г. Ф. Маркова. Покойный Старец Иеросхимонах Макарий, во все свое пребывание в скиту, усердно заботился об украшении скитской церкви и поддержании ея ризницы. Искусство хранения св. облачений передано Старцем (который сам несколько лет проходил послушание ризничаго в Богородицкой Площанской пустыни) и вполне усвоено усердием одного из присных учеников его, Иеродиаконом о. Флавианом. Из утвари заслуживают особенного замечания:

1) Еванглие напрестольное полулистовое Московской печати 1634 года; обложено зеленым бархатом; с лицевой стороны – средник – распятие Христово, с предстоящими; в наугольниках – Евангелисты сребропозлащенные, черневой работы; застежки сребропозлащенные же чеканной работы. Надпись по листам внизу: 146 (1636) года Июля в 25 день, Государь, Царь и Великий Князь Михаил Федорович всея России пожаловал сию книгу – Евангелие напрестольное на Чугуево Городище. Сие Евангелие пожертвовано в скитскую церковь Старцем Иеромонахом Макарием Ивановым в 1852 году.

2) Евангелие напрестольное Московской печати 1850 года, печатано на веленевой бумаге с цветными бордюрами, обложено тонким зеленым бархатом. Средник – Воскресение Христово и наугольники – Евангелисты сребропозлащенные. Пожертвовано в скитскую церковь бывшим послушником онаго скита, отставным Полковником Артиллерии Н. И. Голохвастовым в 1857 году.

3) Сосуды служебные позолоченные черневой работы, весом 4 Фунта 36 золотников. Пожертвованы в скитскую церковь от Иеромонаха Московского Данилова монастыря, а в последствии сего скита – Вассиана, в 1851 году.

Из напрестольных одежд с благоговением укажут вам сделанную из темно-фиолетового бархата, пожертвованного в 1842 году Высокопреосвященным Филаретом, Митрополитом Киевским и Галицким, во время последнего посещения им скита; одежда эта может служить образцом нашего швейного искусства, процветающего в девичьих монастырях: она вышита золотом и серебром в виде колосьев и виноградных кистей с бордюрами.

Из пелен к запрестольному образу Тихвинской Божией Матери лучшая, шитая по малиновому бархату золотом и серебром, есть дар Графини А. А. Орловой-Чесменской. Она же в 1846 году, на праздник Светлого Христова Воскресения, прислала в скитскую церковь напрестольный крест, украшенный золотом и каменьями.

Из риз лучшия: 1) Белого фрезета, по оплечью шитая золотом и серебром виноградными лозами с гроздами. Пожертвована от Курского Почетного Гражданина Н. В. Антимонова в 1859 году.

2) Коричневая, по серебряной земле золотные цветы; оплечье малинового бархата, по коему вышит златом и серебром образ Воскресения Христова. Оная риза сделана в Скитскую церковь из погребального покрова Козельской помещицы Е. И. Былим-Колосовской в 1847 году; а оплечье к оным ризам поусердствовал бывший Скитоначальник, а потом Настоятель Малоярославецкого монастыря, о. Игумен Антоний в 1851 году.

3) Риза темно-зеленого бархата, оплечье глазета золотного; оплечье и подольник обложены широким золотным газом, и кроме того золотными кружевами. Поступила в скитскую церковь от Действительной Тайной Советницы и Кавалерственной Дамы ордена св. Екатерины 2 степени Марьи Яковлевны Нарышкиной, урожденной Княжны Лобановой-Ростовской, в 1853 году.

Из воздухов лучшие: 1) малинового бархата; на нем крест, коймы и херувимы шиты золотом и серебром; поусердствован Московским купцом И. М. Михайловым, в 1846 году.

2) Пунцового бархата: крест и коймы шиты золотом и серебром; поусердствован от Курской купчихи Ф. И. Гнучевой, в 1837 году.

Окончив обозрение церкви, зайдем в Скитскую библиотеку, помещающуюся в мезонине нового корпуса, стоящем на восточной стороне скита, за церковью, в роскошной зелени развесистых дубов и елей.

Комната, занятая библиотекою, убрана портретами известных старцев, украшавшими некогда келлию почившего в Бозе скитского Старца Иеросхимонаха о. Макария.

На основание скитской библиотеки поступила келейная библиотека Старца, согласно его желанию; она заключает в себе до 1000 нумеров рукописей и книг разных названий, разделенных на 8 отделений:

I. Рукописей 133

II. Книг Св. Писаний и толкований на оный 37

III. Книг богослужебных 96

IV. Писаний Св. Отцев 94

V. Духовно-нравственных 347

VI. Исторических 219

VII. Духовных журналов (каждый год имеет свой №) 85

VIII. Книг разного содержания (медицинских, хозяйственных, учебных и т. п.), не вошедших в число первых 7 отделов по своему содержанию 55

Итого 1106

А как несколько экземпляров книг одного наименования обозначены одним номером; тогда как, например в VИИ отделении, каждое из изданий обители имеется в 12 экземплярах: то число томов библиотеки доходит таким образом до 1500.

 

Страницы: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]