Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Как се­бя уко­рять? Очень прос­то. Со­весть сра­зу за­го­во­рит, сра­зу бу­дет об­ли­чать, а нам ос­та­ет­ся толь­ко сог­ла­сить­ся, что пло­хо сде­ла­ли, сми­рен­но об­ра­тить­ся к Бо­гу с мо­лит­вой о про­ще­нии. Хо­тя ми­ну­ту, хо­тя пол­ми­ну­ты, а на­до обя­за­тель­но уко­рить се­бя так. На­ше де­ло уко­рить се­бя, хо­тя бы и на очень ко­рот­кое вре­мя, а ос­таль­ное пре­дос­та­вим Бо­гу.

преп. Варсонофий

Ког­да мы се­бя уко­ря­ем, мы ис­пол­ня­ем­ся си­лы, ста­но­вим­ся силь­нее – ду­хов­но, ко­неч­но. По­че­му так, мы не зна­ем. Это за­кон ду­хов­ной жиз­ни. Как в на­шей те­лес­ной жиз­ни мы подк­реп­ля­ем си­лы пи­щей, так и в ду­хов­ной жиз­ни на­ши ду­хов­ные си­лы подк­реп­ля­ют­ся са­мо­у­ко­ре­ни­ем.

преп. Варсонофий

Еже­ли слу­чит­ся при­нять от ко­го уко­риз­ну или пре­неб­ре­же­ние, не­об­хо­ди­мо на­у­чать серд­це свое гла­го­лать, что „мы ху­же их",– не кра­ем язы­ка, но сер­деч­ным за­ло­гом.

преп. Макарий

Игорь Леонидович Волгин «Жена в России больше, чем жена. Достоевский и другие: к истории писательских браков»

8 июля 2023 года, в день памяти Петра и Февронии Муромских, святых покровителей брака, в оптинском лектории состоялось выступление писателя и историка, заслуженного профессора МГУ им. М. В. Ломоносова; доктора филологических наук, кандидата исторических наук, действительного члена РАЕН, профессора факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова и Литературного института им. А. М. Горького. Основателя и президента Фонда Достоевского, вице-президента Международного Общества Ф. М. Достоевского.

Свое выступление Игорь Леонидович начал с истории писательских браков. «Почему в России жена писателя больше, чем жена?» – задается он вопросом.

Рассмотрев историю браков Державина и Карамзина, исследователь приходит к выводу, что в то время жена еще не участвовали в творческом процессе.

Брак Пушкина вроде бы светский, но известно, что Вяземский называл Наталью Николаевну «госпожой современницей» и «госпожой издательницей» – ведь Пушкин издавал «Современник». После смерти поэта вдова пыталась вернуть права на его издание, но безуспешно.

Далее Волгин перечисляет «писательских жен»: Софья Андреевна Толстая, Надежда Яковлевна Мандельштам, Елена Сергеевна Булгакова, – и приходит к выводу, что их «функции» это помощь в переписывании произведений мужа и сохранение его архива после смерти.

Перейдя к Достоевскому, исследователь кратко рассказывает о его личной жизни, о которой известно мало. Ее страницы – это история «несчастного брака» с Марией Дмитриевной Исаевой, драматичный роман с Аполлинарией Сусловой и наконец, счастливая четырнадцатилетняя жизнь с Анной Григорьевной Достоевской.

По мнению Волгина, это был один из тех браков, который и породил традиции брака «писательского», когда супруга становилась ближайшим другом, помощницей и хранительницей посмертной памяти о нем.