Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Долж­но все­ми ме­ра­ми ста­рать­ся удер­жи­вать се­бя, да­бы не при­об­ресть се­бе нес­ча­ст­но­го на­вы­ка ко гне­ву, ка­ко­вый нес­нос­ный по­рок не столь­ко за­ме­тен бы­ва­ет в се­бе, сколь­ко ви­ден он в дру­гих, и гне­ва­ю­щи­е­ся всуе по­вин­ны бы­ва­ют ге­ен­не ог­нен­ной.

преп. Антоний

Как най­дет на те­бя разд­ра­же­ние, твер­ди толь­ко: „Гос­по­ди, по­ми­луй". Мо­лит­вой вся­кая сквер­на очи­ща­ет­ся.

преп. Нектарий

Нам не на­доб­но ув­ле­кать­ся со­бою, что мы луч­ше дру­гих, но счи­тать се­бя пос­лед­ней­ши­ми из всех; в сем-то сос­то­ит и ра­зум ду­хов­ный, и ду­хов­ное обу­че­ние.

преп. Макарий

К 30-летию со дня канонизации преподобного Амвросия Оптинского

Ровно 30 лет назад, в июне 1988 года, прошел Поместный собор Русской Православной Церкви, посвященный 1000-летию крещения Руси, на котором впервые после советского периода были прославлены 9 подвижников Православия, среди которых — преподобный Амвросий Оптинский.

Работа по подготовке канонизации святых началась задолго до проведения Поместного собора.

В 1981 г. была создана Юбилейная комиссия по подготовке проведения празднования 1000-летия Крещения Руси, а в 1983 г. в рамках этой комиссии под председательством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия была создана историко-каноническая группа, в задачу которой вошли вопросы подготовки канонизации почитаемых в народе подвижников веры и благочестия.

В своем докладе на Поместном Соборе Русской Православной Церкви митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий выделил следующие признаки святости православных подвижников:

1. Вера Церкви в святость прославляемых подвижников как людей, Богу угодивших и послуживших пришествию на землю Сына Божия и проповеди Святого Евангелия (на основании такой веры прославлялись праотцы, отцы, пророки и апостолы).

2. Мученическая за Христа смерть, или истязание за веру Христову (так, в частности, в Церкви прославлялись мученики и исповедники).

3. Чудотворения, совершаемые святым по его молитвам или от честных его останков — мощей (преподобные, молчальники, столпники, мученики-страстотерпцы, юродивые и др.).

4. Высокое церковное первосвятительское и святительское служение.

5. Большие заслуги перед Церковью и народом Божиим.

6. Добродетельная, праведная и святая жизнь.

7. В семнадцатом веке, по свидетельству Патриарха Нектария, три вещи признавались причиной истинной святости в людях:

а) Православие безукоризненное;

б) совершение всех добродетелей, за которыми следует противостояние за веру даже до крови;

в) проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес.

8. Нередко свидетельством о святости праведника было большое почитание его народом, иногда еще при жизни.

К прославлению на Юбилейном Поместном соборе 1988 г. были собраны материалы о девяти подвижниках веры и благочестия. По решению Поместного Собора был совершен чин канонизации новоявленных угодников Божиих.

  • блгв. Димитрия Донского
  • прп. Андрея Рублёва
  • прп. Максима Грека
  • свт. Макария Московского
  • прп. Паисия Величковского
  • блж. Ксении Петербургской
  • свт. Игнатия (Брянчанинова)
  • прп. Амвросия Оптинского
  • свт. Феофана Затворника 
Прп. Амвосий Оптинский

В Деяниях собора говорилось, что преподобный Амвросий, «будучи пастырем-старцем, оказал значительное нравственное влияние на современное ему общество. Духовник многих монастырей и пустыней, в своих назиданиях он указывал для людей различных слоев общества единый спасительный путь жизни – покаяние и веру в Промысл Божий. Старец Амвросий смирением и терпением стяжал благодатные дары Духа Святого: рассудительность и учительность, евангельскую любовь и сострадание к каждому человеку, прозорливость и силу врачевания и чудотворения».

На Поместном соборе Русской Православной Церкви впервые прозвучали тропарь, кондак и величание Амвросию Оптинскому.

Поистине, можно сказать, что решения Юбилейного собора ознаменовали собой новый этап развития Русской Православной Церкви, у которой появились новые небесные заступники и ходатаи.