Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

От­ча­я­ние – грех смерт­ный. Бе­гай его. А ве­руй в Ми­ло­сер­до­го Бо­га и Зас­туп­ни­цу на­шу Бо­го­ро­ди­цу и свя­тых. Они все мо­гут сде­лать. А сми­рить­ся и по­тер­петь неп­ре­мен­но нуж­но.

преп. Анатолий

От­ча­и­вать­ся в ми­ло­сер­дии Бо­жи­ем ни в ка­ком слу­чае не сле­ду­ет, при­во­дя в при­мер еван­гельс­кую блуд­ни­цу, раз­бой­ни­ка и мы­та­ря, по­ка­яв­ших­ся и по­лу­чив­ших про­ще­ние от Ми­ло­сер­до­го Гос­по­да.

преп. Анатолий

Па­де­ния на­ши в гнев и про­чие действия страс­тей до­ка­зы­ва­ют нам пред­ва­рив­шую ду­хов­ную гор­дость и уже не­воль­но нас сми­ря­ют; ес­ли бу­дем ста­рать­ся ист­реб­лять ко­рень сей, то вет­ки са­ми от­ва­лят­ся.

преп. Макарий

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

 

Испытания

...Какие бы ни были огорчения, они подобны малейшей искре, т. е. если плюнешь — потушишь. Если же эту ма­лейшую искру будешь раздувать, то произойдет пламень и все доброе устроение в человеке истребит, а раздуванье это составляется от многомыслия, например: «сердце мое под тяжелым крестом; истинно горькая жизнь монаше­ская: все сердце изорвалось»... (преп. Антоний).


Погода суровая, дождь, ветер и холод, так что и к шубе, и к топливу надо прибегнуть. Но ведь не всегда благотвор­ность воздуха и ясная погода полезны, заводятся в расте­ниях черви и другие насекомые, вредящие благим плодам. Так бывает и в нашем духовном устроении: посещение благодати, мир, тишина и спокойствие от стужения (беспокойства) стра­стей, если продолжительно и постоянно с нами пребыва­ют, — то опасно, что можем прийти в высокоумие и ли­шиться заступления, и не будем искусны в борении страстей, и удалимся от скорбного пути. А потому Бог искушает нас противными, к познанию нашей немощи, к терпению и смирению (преп. Макарий).


...Желающие спастись всегда должны содержать в па­мяти слова преп. Петра Дамаскина, что спасение соверша­ется между страхом и надеждою. А желать видеть свое спасение ясно как на ладони, — желание и мнение оши­бочное. Ежели в видимой природе постоянная бывает пе­ремена: то тихо, то ветрено и бурно, то ясная погода, то дождливое время, а иногда неожиданный мороз или град и подобное тому, — то кольми паче в духовной жизни бывают прилоги и неожиданные изменения. Преподобный Исаак Сирин пишет, что любовь христианина к Богу на всякий час испытывается разными переменами, приятными и неприятными, отрадными и скорбными. А желать всегда пребывать в неизменном состоянии есть путь волков, т. е. мысленных, которые таковых благовидными предлогами и доводят до погибели, от чего да избавит нас Всеблагий Господь (преп. Амвросий).


Назидания со всех сторон на нас так и сыплются, толь­ко остается не отвергать, а принимать великодушно, или хоть терпеливо переносить. — Нездоровится нам телесно, ободряет нас святой апостол Павел, глаголя: «елика вне­шний наш человек тлеет, толико внутренний обновля­ется по вся дни» (2 Кор. 4, 16). Поносят нас и обвиняют на стороне, в это время да вспоминаем Евангельские сло­ва Самого Господа: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах», и мзда вечная (Ср.: Мф. 5, 11—12). На земле же все временно и кратковременно и скоропре­ходяще. Скоро все проходит, как приятное и отрадное, так и прискорбное и болезненное. Ежели мы избрали для себя путь благочестия, то долж­ны помнить и не забывать Апостольское слово: «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3, 12) (преп. Амвросий).


Старайся настоящие твои обстоятельства не очень при­нимать к сердцу, а жить, подражая, — как по нужде или по своей воле по лесу ходят некоторые: попадается коря­вое дерево — подогнутся или обойдут, а какая-нибудь на­зойливая ветвь хлестнет в затылок, — не очень на это смотрят (преп. Амвросий).


Пишешь, что доселе у тебя в руках нет еще ничего верного. Но не беспокойся о сем и не сомневайся, а возла­гай надежду на всеблагий Промысл Божий, веруя, что силен Господь привести все к благому и полезному концу, только понуждайся во время настоящей зимы переносить благо­душно имеющие быть неудобства и неприятности, в под­крепление свое всегда вспоминая Евангельское слово: «те­сен и прискорбен путь, вводящий в жизнь вечную» (Ср.: Мф. 7, 14). Если будешь разумно рассуждать и терпеть, то настоящая зима мало-помалу, как бы незаметно, и пройдет. Когда пройдут неприятное время и неприятные неудоб­ства, человек не помнит этих неприятностей. Впрочем, вся жизнь человека, где бы он ни жил, есть не что иное, как искушение. Посмотри на свои обстоятельства и на обстоя­тельства окружающих тебя, и тогда это тебе ясно откроется. Всем желающим спастись коротко сказано: «в терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21, 19). А мало ли скор­бей переносят и те, которые не ищут спасения, и едва ли не более первых? Умудряйся во спасение! (преп. Амвросий).

Истина

Слава Богу, что познал ты или познаешь истину, а где оная находится? Господь сказал: «Аз есмь путь, истина и живот» (Ин. 14, 6), так как Он и уполномочил Церковь, и Сам оной основание и глава, и потому святой Апостол пи­шет: «Церковь есть столп и утверждение истины» (1Тим. 3,15). Вот где надобно искать истины: в учении Святой Сборной и Апостольской Православной Христовой Церкви, свято чтить и повиноваться ее уставам и чиноположениям, ибо Господь утвердительно заповедал: «аще кто преслушает Церковь, буди тебе яко язычник и мытарь» (Мф.18, 17), учение же Церкви все основано на слове Божием, в Священном Писании находящемся, и Сам Дух Святый действовал в святых отцах, постановивших правила, законы и уставы Церкви (преп. Макарий).


...Лучше пострадать за истину радуясь, нежели мироволить и кривить душою своею из человекоугодия (преп. Антоний).

Казначейство

О казначее не озабочивайся слишком. Это одна про­форма, а существенной пользы я не заметил во все время моего управления. Казны от казначеев не только не при­бавлялось, но излишние делались расходы и беспокойства. Пройди памятью о всех бывших казначеях при мне, полу­чал ли я действительно помощь от них? По приказанию владыки я представлял человека, хотя не старого летами, но надежного поведением, с способностями и бескорыстием и в поручениях неупустительно исправного. Нужно, чтоб был добрый и простодушный человек, а не капризный и не ко­варный. Главное дело, самому быть действующим во всех частях с Божиею помощью, и поручить другим, кому что можно, по усмотрению. О. С. настоящий казначей и эко­ном, не именем, а делом, с ним рассуждай и действуй. У меня сначала был известный тебе мужичок Исакий, с которым все дела обрабатывались. Казенного долга не страшись. Хотя он и велик, но по расписанию на 10 лет, можно уплачивать, и должно это выполнять неупустительно, а прочие долги и построечки, по возможности (преп. Моисей).


Если матушке Игуменье угодно будет избрать вас на должность казначеи монастыря, советую не отказываться от сего послушания, ибо сердцем начальницы Бог владеет, а принять оное и проходить со страхом Божиим, с благою целью любви к ближним и спасения их, не боясь скорбей, ибо оные суть порождения собственных наших страстей и попущаются смотрением Божиим к нашей пользе, чтобы мы познали чрез это наше устроение и попеклись бы об исцелении оного заповедями Божиими, простирающимися даже до любления врагов (преп. Иларион).


Тяготишься казначейскою должностью, находя себя неспособною. Да ведь м. Игуменья с тебя не взыскивает. Стало быть, и смущаться не следует, и не должно задумы­ваться о том, что ты неспособная (преп. Иосиф).


Радуюсь о мире с о. Казначеем, которому я немало делал внушений к тому. И в чем наиболее состоит его обязанность? Не в счете денег, но в духовном назидании братства примерным поведением, советом к мирствованию и исполнению воли настоятеля, согласно общебратственной пользе (преп. Моисей).


...Помысл смущает тебя, если примешь послушание казначейское без оговорок, то м. И. не подумала бы, что ты желаешь сей должности. Ты знаешь, как важно это по­слушание, потому тогда объясни ей свои немощи и недо­стоинство. Святые угодники Божий, когда избирались на высшие степени, — смирялись и считали себя того недо­стойными, так и ты поступи, если же все твои объяснения в резон не примутся, тогда уже должна принять: проти­виться не следует. — А как сохранить равномерность ко всему богоугодному? Понуждать надо себя всегда; Бог по­может, придешь в навык и утвердишься в добродетелях (преп. Иларион).

Келья

Я удивляюсь тому, что вам лучше нравится быть в нашей обители, чем в своей, и вы бываете у нас и веселее, и покойнее, и здоровее, чем в своей обители. Это я считаю искушением вражиим, который от истинной пользы влечет человека к мнимой. Святой Иоанн Златоуст не одобряет, если кто, и в своей обители живя, часто и без нужды выхо­дит из кельи, говоря так: «курица, аще часто излазит из своего гнезда, рождает дохлецы; так и инок, часто исходя из своей кельи, делается бесплодным». А святой Исаак Сирин говорит: «если кто любит собеседование со Хрис­том, тот любит быть уединенным». К сему скажу вам и о себе самом, что я, хотя и многогрешный и рассеянный человек, но весьма люблю свою келью, и когда я остаюсь в ней один, тогда бывает у меня праздник на душе. А посе­му даруй, Господи, и вам усердие отыскивать внутри своей кельи Царствие Небесное, и если обрящете, тогда и вы можете сказать: «добро есть мне зде бытии» (Мф. 17, 4) (преп. Антоний).


Хорошо делаешь, что сидишь дома. Святой Арсений Великий учил: «Сиди в келье твоей, и та всему (хорошему) тебя научит». Сиди с Богом, и Сам Иисус придет к тебе. Только держи ту молитву: Г. И. X. С. Б., помилуй мя греш­ную (преп. Анатолий).


Письмо твое получил, в котором передаешь о своих скорбях и немирствии к известным тебе сестрам. Очень сочувствую тебе. Но о переводе из кельи не скорби. Знать, так нужно, чтобы ты это потерпела и смирилась перед Богом, что полезно будет для души твоей (преп. Анатолий).


Помни слово Божие: жительство наше на небесех. эти кельи много и часто отвлекают ум и сердце от горних обителей, много приносят забот и смущений, бесполезных для души. Что сказал Господь: «воззрите на птицы небес­ный, иже не собирают в житницы своя, и Отец Небес­ный питает их. Не вы ли лучши их есте» (Мф. 6, 26) (преп. Анатолий).


После всенощной к тебе придут в келью; то ты встань, зажги свечку и скажи: ну-ка, сестра Варвара, прочитай-ка вечерние молитвы, — и по очереди. Этим отучишь ходить в келью (преп. Амвросий).


Когда ударят к «Достойно» (если находишься в келье), нужно встать и положить три поклона Святой Троице: «Достойно и праведно поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу». Просить заступления Царицы Небесной и читать: «Достойно есть яко воистину...» А если кто чужой будет (в келье), то только перекреститься (преп. Амвросий).


В кельи не ходить и к себе гостей не водить. А если в келье делается тесно духом, то в чулан выйти прочахнуть (преп. Амвросий).


...Касательно кельи: иметь оную или не иметь, тревожа­щие тебя помыслы об этом считай лютым искушением вра­жеским, чтобы смущать тебя и отвлекать от настоящего дела. Будет воля Божия, и полезно будет иметь тебе свою келью, силен Господь устроить это, а неполезного добивать­ся не следует. Всеведущий Бог лучше нашего знает, что нам полезно, полезное и устрояет. Мы же с своей стороны должны твердо помнить Апостольское слово: «любящим Бога вся поспешествуют во благое» (Рим. 8, 28). И стараться во всяком положении и месте и при всяких обстоятельствах держаться благого, и прежде всего благой надежды, веруя слову Лествичника, что иногда Бог и противными благо­детельствует человеку (преп. Амвросий).


Ежели очень уже неудобно будет жить в новопомещенной келье ради многолюдства живущих близ и шумящих, то повремени, помолясь Богу, можешь у матушки Игуменьи попросить келью более удобную. Даст — хорошо, а не даст — понуждайся потерпеть, смиряясь и считая себя недостойной лучшей кельи. При этом хорошо помнить, что Лот, когда в Содоме с многолюдством жил, праведным был, в Сигоре же, обеспечившись удалением от всех, тяжко со­грешил (преп. Амвросий).

 

<<предыдущая  оглавление  следующая>>