<<предыдущая оглавление следующая>>
Благоговение
Надо все делать с благоговением. Иноку надо иметь и голос тихий, и поступь скромную. Не только делать, но и говорить надо со страхом Божиим, обдумывая каждое слово, прежде чем его произнести. «Помни, — говорит святитель Феофан, — что ты, говоря, рождаешь слово, и оно никогда не умрет, но будет жить до Страшного Суда. Оно станет перед тобою и будет за тебя или против тебя. «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф.12, 37)» (преп. Никон).
К священным книгам и священным предметам надо относиться благоговейно. Прежде всего, должно иметь страх Божий. Он научает благоговению. Он научает всему доброму. Небрежное, неблагоговейное обращение со святыней получается от привычки. И это не должно быть (преп. Никон).
Говеть — значит благоговеть. Вести себя благоговейно пред причащением Святых Тайн, ходить как бы в присутствии Божием. Монахи, которые во всякое время должны благоговеть, пред причащением «готовятся» (преп. Никон).
Всякое дело, каким бы ничтожным оно вам ни казалось, делайте тщательно, как пред лицем Божиим. Помните, что Господь видит все (преп. Никон).
Надо благоговейно относиться к священным и освященным предметам. Вот епитрахиль, она только немного перешита руками непосвященного человека и должна быть освящена снова. Обрезки от нее можно употребить на закладки в Евангелие и Псалтирь, и то надо с осторожностью, чтобы впоследствии куда-нибудь они не пошли на неподходящее дело, а то лучше сжечь. Четки не должно брать нечистыми руками и для ночи надо иметь другие; если же не раздеваясь ложишься, тогда можно и эти, лишь бы к телу не прикасались. Бумажки от просфор надо тщательно прятать и сжигать. Надо все делать с благоговением (преп. Никон).
Вы, бывши у нас в обители, удостоились вкусить дара благодатных ощущений. Сим вам показано, что есть благодать Божия, и дабы могли различать ложь от истины и блага мирские и блага духовные. Но она вам показана и сокрылась, ибо не можете понести ее, не искусившись во брани со страстями и не стяжавши смирения. Хотя бы вы и постоянно здесь жили, то все не могли бы удержать ее, ибо и здесь есть борьба со страстями; пока не смирится человек, то не может ни страстей победить, ни стяжать духовных дарований. Но и самое искание дарований небезопасно, подвержено самомнению, а, напротив, иногда лишение оных низводит нас в бездну смирения. В нашей воле состоит делать добро или сопротивное, а награда состоит в воле Божией (преп. Макарий ).
Ваши утешительные чувства очень опасны, они могут вас обольстить и совсем ум помрачить. Хотя бы и точно были оные от благодати, не должно увлекаться ими, но, принимая в помощь смирение, считать себя того недостойною; благодать, иногда посещая нас, дает знать, какое в ней сокрывается богатство, и оставляет <скрывается>, но присно с нами пребывает, а нам, желая ее, надобно пещися о очищении себя от страстей, а при оных да не посмеем мечтать о стяжании ее... (преп. Макарий).
В письме воспоминаешь о прежней твоей теплоте и усердии, коих теперь и следа в себе не видишь, а видишь во всем нерадение, охлаждение, леность и прочее. Тогда было призвание, и благодать Божия носила тебя, как на дланех рук носит мать младенца, а когда вступила в борьбу духовную, то и попущено, чтобы было искушено твое произволение, и тогдашние твои добродетели не стоят нынешних твоих скорбей, сокрушений, воздыханий, соболезнований и прочее... И если бы всегда ты была в таком упоении, то ничего не приобрела бы и не научилась искусу: тогда было действие благодатное, а твоего ничего не было, ты так же была преисполнена страстей, а надобно оные истребить борьбою, смирением и прочее. Теперь ты находишься в борьбе; очисти себя от страстей, то благодать Божия на чистом сердце твоем напишет законы Духа, и Он в тебя вселится (преп. Макарий).
Иногда же Господь поддерживает осязательно Своею благодатью, но за пренебрежение или невнимание к таковым проявлениям благодати оставляет нас, Сам заповедавший не метать бисера пред... Смиренно сознаемся, что мы истинно таковы, и за смирение получим Его помощь в нашей греховности (преп. Иосиф).
Когда священник, благословляя, произносит молитву: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа», тогда совершается тайна: благодать Святаго Духа нисходит на благословляемого человека. И когда какой-либо человек только устами произносит отречение от Бога, благодать отходит от него, все его понятия изменяются, он делается совсем другим (преп. Никон).
Сначала необходимо для испытания веры и произволения пережить в подвиге томление и тяготу, а затем уже даруется утешение Духа Святаго. Дары благодати, полученные с трудом и болезнью сердца, тщательно должны храниться получившим. Трудность и болезненность подвига научает ценить и хранить дар (преп. Никон).
...Благодатное действие во отчаяние никогда никого не приводит, но преподает дар умиления, радость, долготерпение и душевный мир (преп. Лев).
Прочел все твои писания и скажу тебе о действиях твоих, которые ты считаешь благодатными, мы не признаем их такими. Отец Амвросий и мы все не видели примеров таких у святых отцов и у всех благоугодивших Богу. Хорошо бы, если бы и ты понимала их в худую сторону, все эти действия, твердо знаем, что не прогневался бы на тебя за это Господь, если бы это было бы и благодатное и ты сочла бы его за неблагодатное и отвергла бы его. Потому ты сделала бы это так из страха, боялась бы, чтобы не прельститься, и ты это твердо знаешь, что не велено верить самому себе, как и святой Авва Дорофей говорил своему помыслу: «анафема тебе и рассуждению твоему, аще, что ты веси, - от беса веси». — Сердечно бы желал, чтобы «следовало изменение в тебе, сознание себя недостойной всех этих действий (преп. Иларион).
Написала ты, что благодатное состояние перешло, и опять молитва стала с рассеянностью. Этим не смущайся. Так бывает со всеми желающими жить благочестно. Господь порадует человека Своею благодатью, а потом оставляет человека при его немощных силах, чтобы, во-первых, он видел свое ничтожество, а во-вторых, чтобы не обленивался, а чтобы трудился с самопонуждением, ища и прося благодати. Написала еще ты, что прервала свою ночную молитву, чтобы не проспать утреню. Да, уж и Господь сказал: «Сие творите, и онаго не оставляйте» (Ср.: Мф.23, 23). Мне думается, что дать себе хоть краткий отдых — проще будет. Держись более самоукорения (преп. Иосиф).
Живи, как живешь, и где придется, только не унывай и не малодушествуй, ожидая, что речет о тебе Господь. В затруднительном положении, в которое ставят тебя странности других, умудряйся: делай, как можешь, а другие пусть поступают, как хотят. Не знаешь, что отвечать, когда говорят, что нам дана благодать. Несомненно веруем, что А. и всем православным христианам при крещении дана благодать Божия, но действует и обнаруживается благодать сия по мере исполнения заповедей Божиих, из коих главная — смирение. Сказано: «от плод их познаете их» (Мф.7, 16), и смотри на плоды, особенно свои, каковы они (преп. Амвросий).
Надо благодарить Господа, что Он тебе все посылает. Это для трех причин — чтобы привести в чувство, сознание и в благодарность (преп. Амвросий).
За все постигающее нас скорбное или болезненное, а иногда и утешительное, не воздавая должного благодарения и славы Богу, в вышних живущему во свете неприступнем, мы лишаемся мира Христова, превосходящего всяк ум... (преп. Амвросий).
...Мы унылы и забывчивы, а от уныния и забвения часто перестаем быть благодарными к Богу за Его великие к нам благодеяния, временные и вечные. Благодарение же приемлющего, по слову преподобного Исаака Сирина, поощряет Дающаго, еже даяти дарования больше первых. Благодарность в христианине такая вещь великая, что вместе с любовью последует за ним и в жизнь будущую, где он с ними будет праздновать Пасху вечную (преп. Амвросий).
Весьма неблагодарными показываем мы себя пред Всещедрым Богом, когда, находясь по горло в воде благодати Его, и истаеваем от жажды: беспокоимся, и ропщем, и отчаиваемся, и, будучи почтены от Бога всеми благами, не разумеем того наподобие скотов несмысленых. Чего нам не дал Бог? И чего бы Он не хотел дать? Все мы имеем бытие по единой благости Его; произошли на свет от благочестивых законного союза родителей, предпочтительно незаконнорожденным, — в иноверстве, расколе, ереси и язычестве, и от блудного распутства произшедшим. По бытии же телесном получили пакибытие от рождения духовного, которым усыновлены и соединены в един дух с Духом Божиим. Находясь в поприще жизни, мы напутствованы всеми принадлежностями для тела и души. Для тела имеем пищу всякого рода, состоящую из животных, как то: скотов, птиц и рыб и многоразличных плодов земных, имеем воду для всего, имеем огонь также. Освещает нас и согревает солнце, светят луна и звезды. Имеем одежду и дом во упокоение наше. Все это с многим, против других, избытком имеем у себя в наличности (преп. Моисей).
...А что вы всегда располагаетесь благодарить Премилостивого и Великодаровитого Господа, что не по грехом вашим воздал есть вам, но по неизреченной милости Своей устроил тебе способ ко спасению! И сие чувствование благоискусными отцами одобряется, потому что с Божественным Писанием согласуется 102-го псалма. Также и опасство (охранение) иметь, дабы и паки не впасть в малодушие — не опровергается (преп. Лев).
...Сердце и устне, благодарящие Бога за все, привлекают к себе милостивое благоволение Его, а ропотливых не терпит Бог, аще не накажет. И в сообращении друг с другом старайтесь друг друга ободрять, а не тоску наводить безумными суждениями своими... (преп. Антоний).
Для заглаждения тяжких грехов и для получения блаженства в жизни загробной нужно все переносить с благодарностью Богу. Люди в землянках жили, не скорбели. Это тебя бес гонит из монастыря, хочет погубить все твои труды долголетние, — не слушай его, разбойника (преп. Иосиф).
...Бедственно безмерно печалиться и безвременно убивать себя, но всячески должны за все благодарить Господа, каковыми бы Он нас ни наказывал наказаниями на сем свете... (преп. Лев).
...Слава Всемилостивому Господу, наказующему нас и вас, но и милующему и прощающему наши деяния против совести и ближних. Но да благодарим Всевеликодаровитого Бога, вразумляющего нас скудоумных таковыми приключениями, дабы нам памятовать, и привлекать все свои чувства и любовь Создавшего нас, и не удалять себя излишеством мирской суеты от вечного блаженства, Слава Всемилостивому Господу... (преп. Лев).
«Скорбь и болезнь обретох, и имя Господне призвах» (Пс. 114, 3), говорит святой царь Давид. И мы убогие на том же пути в чем другом найдем себе помощь? Благодарение Премилосердому Богу все действующему во благое (преп. Моисей).
...Должно о всем благодарить Господа, праведно налагающего на нас труды к терпению, которое для нас выгоднее утешения, возвышающего душу (преп. Моисей).
...Для души же имеем, во-первых, разум и совесть, дарованные с рождением нашим, во-вторых, имеем благодать Духа, сочетанную и срасленную с душами нашими в таинстве от рождения. Имеем и открыто написанный закон Божий для всегдашнего напоминания нашего, притом бесчисленное множество имеем богодухновенных книг, питающих души наши и всякую добродетель. Имеем Церковь Святую, Матерь нашу со всеми, в потребу душ наших данными от Бога таинствами. Имеем всегда и везде служителей тех таинств, имеем духоносных отцов, добрых благодетелей и советников в нужде. Вам, сверх всего, даны еще и люди в служении и титло благородия. Все это имеете у себя теперь, как и прежде, а имеете не от себя, но Бог излил на вас все сии щедроты, яко чадолюбивый Отец — или без сравнения наипаче всякого в свете отца, и ничего за все оные щедроты Свои не требуя ни от кого, только одной любви и благодарности к Нему. Но где же благодарность ваша или моя? Где любовь? Вы непрестанно почти в гневе, в ропоте и уничижении людей бываете. Не видно, чтобы вы приносили с усердием жертву хвалы, жертву смирения и сокрушения, благоприятные пред Богом. Ежели вы не можете быть в трудных исправлениях добродетелей, то, по крайней мере, хотя бы истинствовали прямым себя самой укорением пред Богом и людьми, — что вы осыпаны щедротами Божиими кругом и находитесь так нечувствительны, что вместо благодарности за благодеяния Господни испущаете ропот, так, как будто ничего от Него никогда не получали и теперь находитесь без всего. Кажется, нет ничего, чего бы лишил вас Бог; вы все имели и имеете для тела и для души своей. Для чего вам не жить покойно?... (преп. Моисей).
За все благодари Бога, и за то, что читаешь сестрам молитвы и сподобилась этим служить им, но нехорошо думать, что это тебе вменится. Нам вменится великая жертва, принесенная Сладчайшим Иисусом на кресте Вечной Правде, а у нас нет ничего хорошего (преп. Анатолий).
А ты благодари, тысячу раз благодари, что вас ограждают от волков, стерегут, бдят за вас. И наказание, какое дадут, принимайте с радостью. Блажен, егоже аще накажеши, Господи! (преп. Анатолий).
Что ты поступила в монастырь — это благо, и всегда благодари за это Бога. Конечно, диавол не перестанет смущать тебя, что в миру жить лучше. Но мы должны слушать Бога, Ангелов, а не диавола (преп. Анатолий).
Вопрос: «Если благодарят, выражают любовь, я себя чувствую как бы виноватой, на душе тяжесть». Ответ: «Все на помощь Божию отдавай... говори: «Господь помог, а не я, Его надо благодарить» (преп. Анатолий).
Если кому-то удастся сделать что-либо доброе или подать милостыню, то надо говорить: «Твоим благословением, Господи, совершил я это!» (преп. Нектарий).
С помощью Божиею умудряйся устраивать себя так, чтобы возможно было держаться внутреннего подвига, который, по Апостольскому слову, состоит из четырех частей: «ко всем долготерпите, всегда радуйтеся, непрестанно молитеся и о всем благодарите: сия бо есть воля Божия» (1Фес. 5, 14, 16-18). Начинать должно с последнего, т.е. с благодарения за все. Начало радости — быть довольным своим положением (преп. Амвросий).