Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

На­па­дет на те­бя тос­ка, чи­тай Еван­ге­лие.

преп. Амвросий

А что том­но бы­ва­ет, то расс­мот­ри со­весть: нет ли ка­ко­го не­рас­ка­ян­но­го греш­ка?

преп. Анатолий

Будь­те му­же­ст­вен­ны и твер­ды ду­хом в ве­ре и упо­ва­нии на щед­ро­ты ми­лос­ти­во­го Гос­по­да, что Он и про­тив­ны­ми нам мня­щи­ми слу­ча­я­ми со­де­лы­ва­ет на­ше спа­се­ние. Поз­най­те свою не­мощь и не­дос­та­то­че­ст­во к по­кор­нос­ти во­ле Бо­жи­ей и к ис­пол­не­нию свя­тых Его за­по­ве­дей, от ка­ко­во­го поз­на­ния при­об­ря­ще­те се­бе сми­ре­ние и уви­ди­те по­мощь Бо­жию.

преп. Лев

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

Новоначальное монашество

...Сколько мог я заметить, неполезно и опасно слишком юных принимать <в монастырь>, ибо они более подвергаются влиянию слабой стороны и, навыкнув худому, не скоро могут прийти к истинному пути, так что ни к монастырю, ни к миру не бывают способны (преп. Макарий).


...Ты не высокомудрствуй и не думай много о себе, будто бы ты достойна сего звания, — помни, что много званных, но мало избранных (Мф. 20, 16), постарайся удо­стоиться милости избрания: послушанием, смирением, тер­пением, кротостью, любовью и молитвою; считай себя последнейшею всех (преп. Макарий).


...Необходимо читать книгу Аввы Дорофея, и знать ее, как солдат знает пункты военной службы. Без сего нет утверждения в духовной жизни; и монах не может жить правильно (преп. Амвросий).


...Не думай о себе много, что ты пошла в монастырь, и будто велико нечто сделала; Бог приемлет от нас все то, что со смирением, а от гордых отвращается. Научайся во всем познавать свою немощь и смиряться, будешь мирна и спокойна (преп. Макарий).


Пишешь о приготовлении своем к монашеству — как поступить? Якоже блудный сын пришел к отцу и рек: «отче! согреших на небо и пред тобою, и уже несмь достоин нарещися сын твой» (Лк. 15, 21), и как мытарь пришел с сердцем сокрушенным и смиренным, воззвавши: «Боже, ми­лостив буди мне грешному» (Лк. 18, 13). Вот какое приуготовление должно быть, ибо образ наш есть образ по­каяния и смирения, и к оному нас Сам Господь призывает. И потому — иди без сомнения, со страхом и радостью (преп. Макарий).


Желание ваше вступить в монастырь, ежели есть ис­тинное, то Господь и устроит так, но когда вы идете в монастырь, думая там успокоить себя от скорбей, то оное не есть истинное. Посвящая себя монастырской жизни, надобно себя отвергнуть и ожидать еще больших скорбей, это-то и значит взять крест свой и вслед Христа идти (преп. Макарий).


Вы поступаете в монашество при самых благоприятных условиях, потому что впоследствии будут вам великие скорби (и искушения), но вы их перенесете, ибо уже окрепнете, и они послужат для прославления имени Божия и для получе­ния венцев... (преп. Варсонофий).


...Новоначальные всегда радуются, если идут в мона­стырь от всего сердца. Сказано в псалме: «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом» (Пс. 2, 11). Вот такие и трудятся для Господа со страхом, боясь Его чем-либо оскорбить, и радуются — как? — с трепетом (преп. Варсонофий).


Если монашенке завидуют, еще больше смиряйся. Пра­вило можешь справлять и не сразу!.. Матушки пугаться не следует. А любить должно, со страхом, впрочем. Мона­хиням всем должна кланяться. Конфуз сам собою прой­дет. Плакать могут не все, а кому Бог даст слезы. А ново­начальным Бог редко дарует слезы. А то возгордятся и будут хуже неплачущих. А чтобы из-за неимения слез не ходить в монастырь — это чистое неразумие. Иным лучше не иметь слез. С монахов, правда, больше спрашивается, но и миряне не святее от того, что с них не спрашивается. Впрочем, заповеди Евангельские писаны как для монахов, так и для мирян. Дурное — везде дурно, а хорошее — везде хорошо: и в миру, и в монастыре (преп. Анатолий).


Веруй в Бога, создавшего тебя и приведшего тебя в число избранных своих овечек. В число возлюбленных своих не­вест. Каковою ты теперь и записана на небесах. А скорби теперешние твои (как я недавно писал одной) есть твое приданое Жениху твоему Возлюбленному Иисусу. Не бры­кайся же, когда суют тебе целую пазуху драгоценного приданого (преп. Анатолий).


А для новоначальной монашенки самый лучший пост, самая высшая добродетель есть терпеть все, что Бог по­шлет (преп. Анатолий).


Поздравляю тебя, С., со вступлением в избранное и возлюбленное Господом нашим стадо, в число невест Божиих. Блюди себя, живи достойно новому своему званию, а звание сие высоко, о нем говорит Апостол: «Вы есте граж­дане Иерусалима Небесного, царское священие, язык свят, люди обновления» (Ср.: 1 Пет. 2, 9). «Жительство ваше на небесех есть» (Флп.3, 20). А небесное жительство — вер­нее, Небесное Царствование чем достигается? Святое Писа­ние говорит: «Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное» (Деян.14, 22) (преп. Анатолий).


Поздравляю тебя со вступлением на новый путь жизни. Это тот, восхваленный Господом узкий путь, по которому идут не многие. Но он ведет в Царство — и Царство не временное, мимотекущее, а вечное, Царство это — Царство всех веков (преп. Анатолий).


Ты пришла в монастырь учиться, и учись терпению, смирению и прочим добродетелям, украшающим венец мо­нашества. Кто учится мастерству какому-нибудь, то неуже­ли сразу возьмет шило, дратвы или там топор, кисть и сделает тотчас сапог, шкаф, картину? Если этого не может быть в действительности, то как же ты хочешь сразу на­учиться науке наук? Ибо монашество выше всяких наук, оно учит небесному ангельскому жительству. Стало быть, и здесь, как в мастерских, человек грешный, поступающий в монастырь для приготовления себя к вечной жизни, не делается сразу святым, а прежде многажды погрешает, пор­тит начатое и за это получает от близких, особенно от высших себя, укоризны или наказания. Так и живет, учась и смиряя себя. И возрастает потом незаметно в меру возраста исполнения Христова. Говорю — незаметно, ибо, если кто станет примечать за собою, что он преуспел, то уж это плохо, и погибель монаха близ (преп. Анатолий).


Как поется в тропаре мученице: «Тебе, Женише мой, люблю» и прочее, а всякая монахиня, по учению святого Феодора Студита, есть мученица. Помни же, кому обручи­лася еси! (преп. Анатолий).


...Мы с тобою веруем и исповедуем, что есть Бог, есть вечность, есть демоны, есть Ангелы, и мы с тобою, сестра Н., обреклись или облеклись в Ангелов — в ангельский образ. Весь свет смотрит на нас (исключая развратителей и диавола) как на святых, и ублажает нас, а себя, сравнивая с нами, окаивает. Да и подлинно, и истинно: всякая девица, посвятившая себя Богу, есть невеста Иисуса Христа, есть подобие Самой Божией Матери... «Приведутся Царю (Иису­су Христу) девы в след Ея (Божией Матери); приведутся в веселии и радовании... Введутся в храм Царев...» (преп. Анатолий).


Ведь мы монахи, невесты Христовы. Он, т. е. Иисус, настоящее наше солнце. Этого будем искать. Если Он кого просветит и обогреет, тот неизреченной радости и сладо­сти сподобляется. И радости сей никто же возьмет. А кото­рая радость в сем мире бывает, то велика она или невели­ка — все временная (преп. Анатолий).


...Ты идешь по тому пути, которому завидовали и ко­торого искали богачки, знатные, княжны и царицы. Вспом­ни великомученицу Варвару! Вспомни святую Евфросинью. Вспомни даже тех, кои насладились и пресытились мирски­ми наслаждениями, величайших красавиц и богатейших — Пелагию и Евдокию. Чего у них не было? Сундуки золота и жемчуга! Князья за ними ухаживали! Но, как мудрые, они все побросали и пошли на посты и злострадания в мона­стырь (преп. Анатолий).


Тебе помысл приходит: зачем ты пришла в монас­тырь? Зачем приходили в монастырь все святые? И цар­ские и княжеские дочери? Вот и ты захотела идти тем же путем, чтоб здесь потерпеть да пострадать немножко-не­множко и за это там царствовать с Господом и со всеми святыми во веки и веки веков нескончаемые! (преп. Ана­толий).


Ибо доля монашек высокая-превысокая: выше неба и звезд небесных. Их часть вместе с Ангелами. Только надо потерпеть. А тебе все не хочется терпеть, ты, значит, не понимаешь, где живешь. Говорю, Господь спасет тебя, только потерпи (преп. Анатолий).


Описываешь труд жития монашеского. Правда, и святым отцам он казался трудным. А нам страстным и подавно. Но дело в том, что труд не напрасный, — не то что скорби мирских (преп. Анатолий).


Делайте все сами, что можете, старайтесь не поль­зоваться чужими услугами. В келье своей ничего съестно­го не держите, всегда аккуратно ходите к трапезе, ибо Господь благословляет скудную пищу и делает ее вкус­ною. Заметьте, бывает, что те монахи и послушники, кото­рые не трапезовали со всеми, а брали пищу себе, хворали и даже умирали (преп. Варсонофий).


Жены с миры богомудрые вслед Тебе (Христа) течаху... И ты, маленькая монашенка, в числе их, т.е. жен-мироносиц, находишься. Ибо и ты оставила дом, отца и людей и потекла за возлюбленным Иисусом. И вот теперь служишь Ему, Царю царей, служишь, ибо терпишь скорби, болезни, стараешься не поддаваться страстям (преп. Анато­лий).


Ибо послушница, волею-неволею терпящая скорби, есть невеста Христова, и там ей готовит Жених ее царский трон и почести, вместе с Божиею Матерью, как читаем: «предста Царица одесную Тебе в ризах позлащенных одеяна и преукрашена. Приведутся Царю девы вслед Ея, приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев» (Пс. 44, 10, 15—16). А кто эти девы? Это ваша братия, молоденькие послушницы, терпящие скорби Господа ради. Я знаю, что ты ропщешь и смущаешься, а все же живешь. А Милосердый наш Отец Небесный и это примет как дар Ему. Не унывай, Л. Доля монашек ужасно высока, оттого она и тяжела здесь... (преп. Анатолий).


...Проходя подвиг сей, избегай во всем приумножений и оскудений, а иди среднею стезею, памятуя слова святого Исаака Сирина, что умеренному деланию цены несть... (преп. Иларион).


В наши времена Бог не посылает подвижникам таких испытаний, как древним, потому что не могли бы понести, и не подает древних дарований, чтобы не вознеслись без­мерно (преп. Лев).


Новоначальный и в самых обыкновенных случаях все тщеславится (преп. Лев).


О новоначальных послушниках, по преимуществу склон­ных к тщеславию, преподобный имел обыкновение говорить так: «У кого голосок да волосок, у того лишний бесок (бес тщеславия)» (преп. Лев).


Храни совесть, блюди мир, трудись по силам, молись всегда: ходя, лежа, вкушая, и будешь со временем походить на монахиню, и Господь пребудет с тобою навсегда (преп. Анатолий).


...Все будет зависеть от тебя самой; ты знаешь, что значит в переводе слово «монах», он должен быть один (преп. Амвросий).


Монашество само по себе имеет великую важность духовную и приносит большую пользу душевную тем, кто приступает к оному с искренним расположением и прохо­дит оное с простотою и незлобием во смирении (преп. Амвросий).


Ведь ты веруешь, и я очень знаю, что ты вошла в брачный Чертог Небесного Жениха — в ангельское монашеское общество, не с тем, чтобы нежиться да свои капри­зы преследовать, а, глядя на Жениха своего, идти за Ним, Его святым путем. А как Он шел? Разве Он сидел на престолах? Разве почести собирал? Хотя и стоил того, и мог. Но этого Он не делал. А только творил повеленное Ему Отцом — творил добро. И за это от облагодетельствован­ных слышал: «Ты Самарянин и что бес в Тебе» (Ин. 8, 48) и подобное. И вот за сие и Бог превознес Его имя паче всякого имени. Хочешь быть вместе с Иисусом, иди за Ним. А капризничать грех! (преп. Анатолий).


Советую внимательно прочитывать те книжечки на­ружного поведения для новоначальных иноков, которые я дал бывшим у меня сестрам. Шалости, каковы бы то они ни были, хотя и кажутся невинными, очень душевредны для иноков. Шалости и всякая вольность в обращении, хотя и со своими сестрами, есть дерзость, по толкованию святых отцов, и не радящих о покаянии и исправлении вводят в блуд, чего, к несчастию, многие не знают. Монашеская жизнь называется еще и постническою, девственною и не­стяжательной, а поэтому особенно надо храниться от гре­хов, ведущих к нарушению сих добродетелей. Не для игр, забав и увеселений мы вступили в обитель. Не должно быть в обителях места смеху и забавам! (преп. Иосиф).


Никого никогда в свою келью не пускайте без молит­вы, пусть сначала пришедший произнесет молитву и только тогда впустите его. Выходя из кельи своей и входя в свою келью, кладите четыре уставных поклона с молитвами, а вообще всегда навыкайте молитве Иисусовой (преп. Варсонофий).


Если кого-либо встречаете из братии — всегда кланяйтесь первыми, у иеромонаха берите благословение, смиряй­тесь, смиряйтесь, смиряйтесь (преп. Варсонофий).


Первым вашим делом, как только просыпаетесь, пусть будет крестное знамение, а первыми словами — слова Иису­совой молитвы (преп. Варсонофий).


Вот вам оружие <четки>, нещадно бейте этим неви­димых врагов. Прежде всего, имейте всегда страх Божий, без него вы ничего не достигнете, теперь для вас начинает­ся новая жизнь... Теперь везде разговор идет у бесов: «Были почти наши, теперь пришли сюда спасаться, как это можно?» (преп. Варсонофий).


Диавол вам не даст сделать ни одного шагу, за каждый шаг надо бороться. Вы помните, как евреи при построении храма в одной руке держали заступ, а в другой меч. Это вообще сказано про совершение добродетелей. С одной сто­роны, мы должны исполнять Евангельские заповеди, а с другой, отбиваться от врага мечом, борясь за каждый шаг... У нас один меч — молитва Иисусова. Сказано: «Бей этим мечом невидимых ратников, ибо нет более сильного орудия ни на небе, ни на земли» (преп. Варсонофий).

 

<<предыдущая  оглавление  следующая>>