<<предыдущая оглавление следующая>>
Послушание
Вопрос: «Мне теперь дано очень спешное послушание... посещать ли мне церковные и общекелейные службы?». Ответ: «Обязательно, обязательно, хотя послушание и выше поста и молитвы, но это понимать надо с рассуждением. Потом — лет через семь — тогда дело другое, а теперь обязательно. Монашеское дело прежде всего, а главнее всего — молитва» (преп. Варсонофий).
...Сегодня (т. е. в день чистки храма и всех принадлежностей) у всех что-нибудь, да случилось; это диавол нам мстит за чистку храма... (преп. Варсонофий).
Вопрос: «Ходить ли к вечерне, если очень много работы?». Ответ: «...Надо. Вот всегда я ходил к утрени, вечерни и молитвам вечерним, а дневное келейное правило опускал, когда много был занят послушаниями (правило: кафизмы, Апостол, Евангелие, помянник). Так и вам советую поступать» (преп. Варсонофий).
...Высказываешь сильное желание побывать в Оптиной и, не находя другой причины, которая была бы в глаза матушки Игуменьи достаточна для того, чтобы отпустить тебя, благословляешься проситься ехать с книгой за сбором. Нет, не советую тебе быть сборщицей. На хлопоты же твои о том, чтобы побывать в Оптиной, скажу тебе, что не наше это дело, оставь эти заботы. Бог знает, какими путями устроить, чтобы тебе увидать меня. А то, что ты потерпишь от неисполнения желания твоего побывать в Оптиной и повидаться со мною, то это послужит тебе на спасение души твоей, и за это получишь награду (преп. Иларион).
Мирские люди смотрят на монахов как на зверей, обрекают их на хлеб и воду, а не помышляют о немощах наших. Были во времена оные великие подвижники, но не все, а ныне умножились немощи наши. Молись Богу о них (преп. Макарий).
Жалкие твои родители не понимают, где может быть тебе польза, они видят только стены и одежду монашескую, а во внутренность жизни проникать не могут, и растолковать им сего неудобно, это познание только опыт дарует (преп. Макарий).
...Как издевается мир над духовными, и горе нам, что должны бы быть свет мира, а теперь мир хочет просветить нас своим мрачным и темным — не светом, а тьмою (преп. Макарий).
Смотри, какое есть училище благочестия: обитель дает видеть свои грехи и познавать, хотя отчасти, немощи. Ты, бывши в мире, мечтала о себе, что имеешь любовь Божию, которая есть глава всех добродетелей и совершенство, а теперь познала, что еще ничто, но и больше сего должна познать, когда будешь как должно смиряться, не языком и пером, а сердечно... Ты говоришь: я всех люблю, и этим себя обольщаешь. Любишь до тех пор, пока тебя не копнут, какая же это любовь? Господь Премилосердый да вразумит тебя и укрепит в пути истинном, а не заблудном... (преп. Макарий).
...Мирские люди, и благочестием сияющие, не знают сих <монашеских> браней и не бывают так ввергаемы в пещь искушений, как в нашем звании, по мере каждого устроения (преп. Макарий).
Суета же монастырская от мирской много различна: там по необходимости, а в мире для прихоти и роскоши (преп. Макарий).
...Случилось искушение — отвращение от монастыря, мне кажется, оттого, что она долго пробыла в мире, увлекалась прелестями и мнимыми удовольствиями мира, а открыть было некому, и укрепить также. Теперь же, при помощи Божией, может опять прийти в прежнее устроение... (преп. Макарий).
Прежде я не понимал, что делается в миру, а теперь, когда приходится мне сталкиваться с ним, он поражает меня своей крайней сложностью и безотрадностью. Правда, бывают радости, но они мимолетны, мгновенны. Да и какие это радости? Самой низшей пробы... А у нас блаженство, даже немножко как бы похоже на рай. Бывают, конечно, и скорби, но это временно... (преп. Варсонофий).
Пишете, что не можете себе выработать правильного понятия о монастырях, к тому же вам толкуют, что будто бы Господь в Евангелии ничего не говорил о монастырской жизни. А, напротив, многое сказано. Когда богатый юноша спрашивал Господа, как ему спастись, Господь ответил ему: «аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди» (Мф. 19, 17), т. е. если хочешь получить только спасение и жизнь вечную, то исполняй заповеди Божий. «Аще хощеши совершен быти, продаждь имение и раздаждь нищим: и гряди вслед Мене» (Мф. 19, 21). — Вот прямое указание на различие жизни в мире и жизни в монастыре. И спрошу вас, кто выше — служащий ли самому царю или служащий слугам царским? Удаляющиеся в монастырь идут с тем туда, чтобы служить Богу, а остающиеся в мире обязуются служить рабам Божиим благотворением и милостынею. Еще прямое указание в Евангелии о различии жизни в мире и жизни в монастыре такими словами Господа: «иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин» (Мф. 10, 37), «а ежели оставит отца или матерь, и жену, и чада, и братии, и сестер и вся, елика имеет, сторицею приимет и живот вечный наследит» (Ср.: Мф. 10, 29), т. е. еще в настоящей жизни вместо пяти или семи братий и сестер будете иметь сто или более сестер или братий, как вы и видели в Оптиной Пустыни и в Казанской женской общине. — Пишете, что многих из сестер этой общины вы видели и говорили с ними, и удивляетесь, и недоумеваете, через что они получили спокойствие духа. Отвечаю: через то, что они отреклись от мирских забот и от своей воли и делают все и поступают по духовному совету, с откровением своей совести, и своих поступков и намерений, и сердечных помышлений духовному наставнику и наставницам. Несправедливо некоторые толкуют вам, что удаление в монастырь есть проявление малодушия, боязнь борьбы, тогда как поступающие в монастырь должны поступать на борьбу с врагом с мужеством, и с верою, и надеждою на милость и помощь Божию. Из всего сказанного вы можете видеть различие жизни в мире и жизни в монастыре. Считаю нелишним объяснить вам, что мужчины в настоящее время так же, как и в древние времена, могут буквально исполнить Евангельское слово Господа: «продаждь имение и раздаждь нищим: и гряди вслед Мене» (Ср.: Мф. 19, 21). Говорю это о мужчинах, поступающих в монастырь. Женскому полу так нельзя. Для них требуется обеспечение и в монастыре, чтобы было на что иметь келью и себя содержать. В мужских штатных монастырях дается живущим жалование из доходов, а в общежительных дается и одежда, и обувь, и общая трапеза, а в женских монастырях, как показывают примеры, неудобно всего этого иметь от монастыря, а приходится прибавлять и свои средства и по слабости телесной или по воспитанию и по другим причинам (преп. Амвросий).
...Один схоластик, купаясь, чуть-чуть не утонул. После чего дал клятву не входить в воду, пока не выучится плавать. Так и ты на сухом месте хочешь выучиться плавать, т. е. в городе у себя учиться монашеству. В особенности во время ярмарки много к тому случаев. Ты испытай монашество в монастыре. Во всяком случае, пожить в святой обители лучше, хотя бы и так, в гостях. Наши отцы и сановитые люди так делывали в прежнее время. А у католиков даже и для замужней жизни знатные девицы воспитывались в монастырях (преп. Анатолий).
Инокиня принадлежит Богу, и ей полезнее служить Ему в кругу единомысленных сестер, но не в мирской семье, хотя и близких людей (преп. Никон).
Учение Православной Церкви о почитании святых мощей хорошо изложено и объяснено в первой части «Камня Веры» Стефана Яворского, который между прочим приводит причины почитания святых мощей, именно: во-первых, свидетельство VII Вселенского Никейского Собора, который (не в правилах, а в третьем действии своем) называет мощи святых источниками исцелений, имиже Бог многа благодеяния человеком творит, а во-вторых, свидетельство святого Кирилла Иерусалимского, который в 18-м оглашении своем пишет так: «не душа точию святых почитания достойна есть: но и в телесах их усопших есть сила некая и могутство. Лежащ бо во гробе Елисеовом мертвец, мертваго же пророческаго тела прикоснувыйся, оживе» (преп. Амвросий).
...Святой Василий Великий в 91-м правиле говорит: «если решимся отвергать неписаные обычаи (Православной Христианской Церкви), как бы не имеющие великой силы, то неприметно повредим Евангелию в главных предметах, или даже сократим Благовестие в единое имя без самой вещи». К таким неписаным преданиям Христианской Церкви всегда принадлежал обычай почитать не только честные останки и мощи святых угодников Божиих, но и сами вещи, им принадлежавшие. Например, не без причины установила Церковь празднование поклонения честным веригам святого апостола Петра (16 января). Явно, что через эти вериги были какие-либо чудеса и исцеления. Христиане первенствующей Церкви также свято чтили головные повязки святого апостола Павла, орошенные потом апостольских его трудов, так как чрез них получали исцеление от болезней и от злых духов. Если христиане так почитали вещи, принадлежавшие святым угодникам Божиим, то понятно, по каким причинам они почитали телесные их останки, или мощи, и почему составился обычай (утвержденный VII Вселенским Собором и другими поместными) строить храмы не иначе как над мощами святых мучеников, так как в первые века христианство распространялось и утверждалось преимущественно чрез проповеди мучеников и их страдания. Но из этого не следует заключать, чтобы целокупные мощи преподобных не имели равносильной важности: подвижническая жизнь преподобных есть продолжительное, ежедневное, добровольное мученичество. — А что целокупные нетленные мощи известны только в России, это несправедливо. С IV века и доныне Греческая Церковь хвалится целокупными мощами угодника Божия святого Спиридона Тримифунтского, которые не только нетленны, но в продолжение пятнадцати веков сохранили мягкость. Николай Васильевич Гоголь, бывши в Оптиной Пустыни, передавал издателю жития и писем затворника Задонского Георгия (о. Порфирию Григорову), что он сам видел мощи святого Спиридона и был свидетелем чуда от оных. При нем мощи обносились около города, как это ежегодно совершается 12 декабря с большим торжеством. Все бывшие тут прикладывались к мощам, а один английский путешественник не хотел оказать им должного почтения, говоря, что спина угодника будто бы была прорезана и тело набальзамировано, потом однако решился подойти, и мощи сами обратились к нему спиною. Англичанин в ужасе пал на землю пред святыней... (преп. Амвросий)
Во исполнение слов Господних: «земля ecи и в землю отыдеши» (Быт. 3, 19), и в мощах предается тлению часть некая, или пальцы какой-либо руки или ноги, или что иное. Недавно в Зосимовой пустыни заметили, что гроб основателя обители находится в воде, потому что место сырое. Высекли из целого кряжа гроб и сделали новый деревянный гроб, и во время переложения увидели, что все тело старца цело, а ступни ног предались тлению. Вот и равноапостольного князя Владимира осталась нетленною только глава, а из всего тела одни кости. При конце мира, по трубному гласу Архангела, тело душевное изменится и претворится в тело духовное (преп. Амвросий).
Действительно, теперь на Афоне нет мощей <целокупных>, как говорят, по следующему обстоятельству. Один благочестивый старец жил там в безмолвии и уединении, и ученика своего всегда поучал держаться безмолвной и уединенной жизни. По кончине старца чрез год, по обычаю афонскому, разрыли могилу и нашли главу старца, источающую благовонное и целительное миро. Многие стали ходить на поклонение этой главе, и мазались целебным миром, и тем нарушали безмолвие ученика. Поэтому он с упреком сказал почившему старцу: «Отче! ты при жизни своей всегда поучал меня безмолвию и уединению, а по смерти своей нарушаешь это». После этих слов благовонное и целебное миро иссякло и осталась одна простая кость, и люди перестали ходить на поклонение. И говорят, что после этого находили в могилах одни кости желтые, или белые, или черные, по которым и различали состояние почивших душ, или находили нерастлевшие тела темные. О таких всем братством молились в продолжение трех лет, ежегодно разрывая могилу и прося местных архиереев читать разрешительную молитву. Некоторые тела, и по прошествии трех лет, остаются нерастлевающимися. Так их и оставляют. Причину этому домышляют такую: грехи против Бога Бог прощает по молитвам других, особенно по молитвам церковным и за поминовение на Бескровной Жертве или за милостыню, подаваемую за сих умерших, а грехи против ближнего — обиду и неправду — Бог не прощает, если обидевший и неправдовавший вовремя не удовлетворит обиженного или не примирится испрошением прощения. (В монашестве подобные случаи могут быть за самочиние и преслушание отеческих повелений и заповедей, за нераскаянность и утаивание грехов.) В сороковых годах, или прежде, в Бессарабии турками сделано было разграбление. Русское правительство от турецкого потребовало удовлетворения, ограбленным велено было показать свою обиду. Кто показывал несправедливо и прибавлял свой убыток вдвое или втрое, тех тела по смерти оказались нерастлевшимися и темными. В России же много мощей святых: преподобного Сергия Радонежского, святителей: Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, Димитрия Ростовского и многих других, которые о святости своей свидетельствуют чудесами. Бывают и грешные тела нерастлевающимися. В одном монастыре случайно открыли тело одного иеродиакона нерастлевшееся и темное. Местный архиерей в это время ездил по епархии. Владыку попросили прочитать разрешительную молитву над сим телом. Но и по разрешительной молитве тело осталось в одинаковом положении. Владыка спросил: «Кто он был и что за причина такого положения?» В ответ получил, что он был единственный сын бедной вдовы, и против воли матери пошел в монастырь, а мать, по причине бедности, всегда на него роптала, и кто-то проговорил, что мать его и до сих пор жива. Владыка приказал отыскать мать. Привели девяностолетнюю старуху, согбешгую. Владыка, указывая на положение ее сына, сказал, чтобы она простила его. Но старуха, отворачиваясь, не соглашалась, повторяя: «Я столько горя перетерпела через него!» Владыка продолжал убеждать старуху и, наконец, сказал: «Если не простишь, то и сама будешь связана». Убежденная старуха как бы нехотя сказала: «Ну, Бог его простит!» Темное тело тотчас рассыпалось в прах (преп. Амвросий).
Спрашиваете, можно ли вам носить на себе крест с мощами? Можно, только во время переезда на другое место, когда бывает это вам нужно. В другое же время иметь их в образной комнате. Сами сознаете, что для этого требуется чистота жизни (преп. Амвросий).
О вскрытии из любопытства гробов умерших с мнением твоим я согласен, что не должно их вскрывать и смотреть. Священники ваши справедливо сказали, что если угодно будет Богу, то Сам Он и прославит (преп. Иларион).
...Истинное святое мужество всегда соединено с чувством глубокого смирения. Смиренный всегда готов все потерпеть, и внутреннее, и внешнее, считая себя достойным не только посылаемых скорбей, но и еще больших. Смиренного расстроить, смутить нельзя — он всегда готов ко всему, так и сказал Моисей Мурин, когда его выгнали из трапезы: «Уготовихся и не смутихся» (Пс. 118, 60). Итак, уготовим свои души и сердца смирением, и оно нам поможет в терпении всяких искушений (преп. Никон).
Есть старинная мудрая поговорка: «Смелым Бог владеет» (преп. Амвросий).
Что ж касается вещелюбия и мшелоимства (сиречь (то есть) излишества различных вещей), то сия немощь, по рассуждению святых отцов, горше и пребедственнее сребролюбия, но да пополяем <укоряем> и окаеваем себя, и Господь Всесилен нас и судьбу нашу во благотишный и спасительный устроить конец... (преп. Лев).
...Я не одобряю преждевременной заботливости вашей о имени будущему своему чаду, правильнее бы прежде о том просить Бога, чтоб умерил болезни в рождении и даровал бы благополучно разрешиться от бремени и остаться здоровою, а имена в святцах все святые. И если сказано от Спасителя нашего: «не пецытеся о утри» (Мф. 6, 34), то должно ли за полгода, или еще более, печься об имени, какое дать чаду (преп. Антоний).
А мне недавно пришла мысль такая: если вы первому сыну дали имя дедушкино и отцово, то посему и первой дочери, если ею ныне Господь благословит вас, хорошо дать имя бабушкино и матернее. Впрочем, примите это не за заповедь и не за совет, а просто за праздный помысл мой, а в свое время Сам Господь вразумит вас (преп. Антоний).
Юного брата направляй искусненько, прежде молитвою о нем, а потом и советом кратким, возлагая все на Господа, яко от Того исправляются стопы человеку. Блюди и себя отовсюду (преп. Моисей).
Приходящих к тебе за советом и утешением сестер не презирай. А сначала молитвенно воздохни ко Господу и скажи мысленно: «Господи, за молитвы пришедшей ко мне сестры, вразуми безумие мое сказать ей слово на пользу». И говори, что Бог пошлет тебе на сердце. Потом укоряй себя в том, что людей учишь, а сама не исполняешь того, чему учишь, и молись в уме, чтобы не послужило это к твоему осуждению, как и мною написанное к осуждению моему (преп. Иосиф).
Вопрошала: как поступать тебе, когда сестры, нуждающиеся, относятся к тебе за советами, и думаешь, не грех ли давать советы другим, когда сама погружена в грехах, и боишься тщеславия? Если кто спрашивает, почему же не сказывать — это духовная милостыня, говорить надо от учения святых отец, со смирением, считая себя в сем деле только орудием (преп. Иларион).
Что же касается желания некоторых сестер иметь к тебе откровение? Советую тебе без благословения матушки Игуменьи никого к себе не принимать, тогда только, когда м. Игуменья заставит тебя за послушание, и тогда с оговоркою, что ты и сама в этом деле мало что знаешь и неопытна. В противном же случае можно навлечь на себя большие скорби (преп. Иларион).
...В уговоре келейной девочки попросить прощения — это хорошо ты сделала, а в неладах ее со старшей — одну уговаривай смиряться, а другую — понести немощи сестры... (преп. Иларион).
И ежели Премилосердый Господь невидимо <даст> и паки вам подобно прилепиться духом к каковой старице, то, искусясь, лучше будешь цену знать и как благоговеть к наставнице своей и при благости Господней будешь преуспевать (преп. Лев).
...Мы должны преп. Иоанна Лествичника совету следовать с простотою и несомненною верою вопрошать, и Дух Святый и чрез неискусного будет нам в ясном произносе ее <матушки> устами душеназидательные ответы и советы преподавать (преп. Лев).
Пишешь, что с тобою повстречались сильные смущения против м. Аркадии чрез ее укоризны. Ты не знаешь сему причины, но между тем сама ее объяснишь: что ты не <имеешь> к ней особенной веры, а следовательно, и не открывала чисто своей совести, показывала же наружно оное расположение, и посему и ее сердцу извещается твоя противоположность, и надобно полагать, что некоторые случаи, может быть, доходили до ее сведения, по связи оных с другими чрез их откровения. По нашему разумению, самая сия есть причина немирства между вами. Не противоречь сама себе: говоришь, не могу от матушки отстать, и не имеешь к ней особенной веры, какая же из сего польза? ежели хочешь быть расположенною и пользоваться, то гордость и самолюбие все прочь откинь и совершенно себя <изменяй>, страсти оные так ослепляют, что и худое считаем за доброе (преп. Лев).
..А сердце твое лежит ко обители и к старице каковой-нибудь, к которой относишь и объясняешь накопляемые помыслы, сие должно полагать внутри покой, а извне попущенная скорбь от врага, дабы расстраивать внутренний покой. А когда же такового <привлачительного> чувства внутри не имеется, то необходимо за нужное почесть переменить место, и право имеешь изыскивать себе удобнее к собранию своих чувств и ко спасению души своей... По приезде туда <в новую обитель> прежде помолитесь Премилостивому Господу, дабы вам даровал благопотребное чувство и веру, сорастворенную благорасположенностью к ее <старицы> святыне, и потом, ежели ощутите в сердце своем к ней любовь и благоговение, тогда самая привлекательность чувств принудит тебя открывать свои чувства... (преп. Лев).