Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Гос­подь ви­дит серд­це че­ло­ве­ков. А лю­ди в суж­де­ни­ях сво­их всег­да мо­гут оши­бать­ся, и тог­да суж­де­ния эти бы­ва­ют пло­дом прос­то­го празд­но­сло­вия.

прписп. Никон

Как бу­дешь ко­го осуж­дать, то ска­жи се­бе: ли­це­ме­ре, из­ми пер­вее брев­но из оче­се тво­е­го (Мф. 7, 5). Брев­но в гла­зу – это гор­дость. Фа­ри­сей имел все доб­ро­де­те­ли, но был горд, а мы­тарь имел сми­ре­ние, и был луч­ше.

прп. Амвросий

Суд пра­вед­ный дол­жен от­но­сить­ся к нам са­мим, а не к дру­гим, и не по на­руж­ным де­я­ни­ям долж­но се­бя су­дить, а по внут­рен­не­му сос­то­я­нию или ощу­ще­нию.

прп. Амвросий

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

 

Отношение к ближним

Со всеми людьми, встречающимися на жизненном пути твоем, поступай так, как тебе хотелось бы, чтобы с тобой поступали (преп. Никон).


Спасение ваше и погибель ваша — в ближнем вашем. Спасение ваше зависит от того, как вы относитесь к свое­му ближнему. Не забывайте в своем ближнем видеть образ Божий (преп. Никон).


Без терпения и снисхождения к ближним жить невоз­можно (преп. Никон).


Немирствие губит людей (преп. Никон).


Не надо давать волю своим чувствам. Надо понуждать себя обходиться приветливо и с теми, которые не нравятся нам (преп. Никон).


Если между нами произойдет какое-либо недоразуме­ние, или нам покажется, что нам делают что-нибудь пло­хое нарочно, надо сейчас же попросту объясниться, и тогда всякое недоразумение исчезнет (преп. Никон).


Вопрос: «Про меня сказали нехорошо, а теперь обра­щаются. Как мне быть? Уклоняться ли?» Ответ: «Нет, это будет как бы в отместку, а ты по-христиански, если можешь, помоги» (преп. Никон).


А как я, хотя люблю вас по духу, яко дочь, но помню и то, что нрав имеете жесткий, в чем и советую Господа ради старайся себя умиротворить и к терпению себя приобучать, и понуждай себя матушку А. уважать и предпочи­тать; Господь Премилостивый да ответит тебе во смире­нии, и паче сих мною написанных, и вы знаете, что на всякое искушение — смирение, самоукорение и терпение — победа... (преп. Лев).


...Против же непристойных и соблазнительных слов вы можете при помощи Всевышнего мужественно и дерзно­венно сказать, дабы она впредь не смела более произно­сить. — А по <отходе> ее должна молить и просить Премилосердого Господа, дабы вразумил и просветил ее сердце к познанию истинного любомудрия, и вас бы покрыл от всех наветов вражиих и блазненных чувств, и да сохранит вас от злобы наветующих... (преп. Лев).


Когда позовут вас в гости, если востребует сего необ­ходимость, идите с миром Божиим, но скорее старайтесь возвращаться в дом ваш. Также и на брак не гнушайтесь идти, только с большею осмотрительностью, в сем случае будьте постоянны в поступках кротости и воздержания: не зазирая же и осуждая поступки других; коль скоро замети­те начало неблагоустройных глумлений, не ожидая даль­них, извинившись звавшим вас, поспешайте домой. Притом не на всякую просьбу на брак соглашайтесь, но более уст­раняйтесь, а ходите только на самые необходимейшие бра­ки, т. е. к ближним родным или к благочестивым о Господе друзьям (преп. Лев).


...Просите моего благословения говорить ли брату когда надобно или умалчивать: вы, конечно, не в силах его испра­вить, ибо он имеет самовластие и знает, что худо и что хорошо. Но не оставляйте делать ему дружеские советы об оставлении христианину неприличных деланий, молитесь за него Господу и Пречистой Богородице, призывайте в помощь угодников Божиих: то, что кажется от человек невозмож­ным, но от Бога вся возможна суть. Вы же не скорбите о сих неприятностях, ибо они суть маловременны и преходящи, но не без воли Божией бывают (преп. Лев).


Надо судить о человеке по его характеру. У тебя харак­тер более сильный, а у нее - слабый, и она действует по-своему, как может. Ведь и ты сама, обличая других, действу­ешь неодинаково и фальшивишь, когда слабому говоришь более настойчиво и резко, а более сильному и высокому более мягким тоном (преп. Амвросий).


<Из рассказа г-жи N.> Когда же коснулось об отплате злом за зло, то я заметила, что этого, кажется, во мне нет. «Будто бы? — воскликнул старец. — А одним суровым взглядом своим отплатишь иногда так, что не забудут долго его» (преп. Амвросий).


На жалобы сестер, что досаждают им, укоряют или даже бранят, батюшка обыкновенно отвечал: «Благословляющия уста не имут досаждения» (преп. Амвросий).


Когда в мирском доме бываешь: то как в дом взойдешь, в первой комнате креститься три раза, а в другую комнату (перейдешь), можно один раз. А когда обедать сядешь, за первым кушаньем только один раз перекреститься, и на весь обед (преп. Амвросий).


Не должно обращаться свободно с мирскими — ты их соблазнишь (преп. Амвросий).


Уступай N. во всем, предложи свой совет, только не настаивай (преп. Амвросий).


Надо быть ко всем почтительной. Будь ласкова, но не ласкательна. Поклонись, да скорее мимо проходи (преп. Амвросий).


Прочитай «Живый в помощи Вышняго», да и иди, про­щение проси, — на кого немирна (преп. Амвросий).


Если кто сердится на тебя, то спроси у него причину (преп. Амвросий).


Если кто непокоен (т. е. немирен на тебя, а не выска­зывает сего), то угождай ему, будто не замечаешь сего (преп. Амвросий).


Если помысл будет говорить тебе: отчего ты этому человеку, который оскорбил тебя, то и то не сказала? — то скажи своему помыслу: теперь поздно говорить — опоз­дала (преп. Амвросий).


Будь сама к другим снисходительна (преп. Амвросий).


Нужно ближнего успокаивать, — и с тобой то же мо­жет быть (преп. Амвросий).


Сама живешь нерадиво, а с других строго требуешь, чтобы исполняли все (преп. Амвросий).


Ты молчи пред всеми, и тебя будут все любить (преп. Амвросий).


Шуточками лучше высказывай, когда непокойна (не­мирна на кого) бываешь (преп. Амвросий).


Не должна вмешиваться в их (вместе живущих) спор. А уйди в свою келью, возьми бутылку воды и полей между ними; особенно же каждой можно говорить. Скажи К.: мы без щей насидимся, — ни я, ни ты не умеем варить, а другой скажи: потерпи — она Петербургская (преп. Амвросий).


Не должно выбирать сестру по духу, а то будет по плоти (преп. Амвросий).


Будь проста, и все пройдет. Считай себя хуже N. Если будешь внимать себе, то найдешь, что ты действи­тельно хуже N. (преп. Амвросий).


Смотри на всех просто (преп. Амвросий).


Жить просто значит не осуждать, не зазирать никого. Например, идет Е—да. Прошла, и только. Это значит, ду­мать просто. А то при виде проходящей Е—ды подумать о ней с худой стороны: она такая-то, характер у ней такой-то. Вот уже это непросто (преп. Амвросий).


Если непокойна то скажи: все по своим местам! Себе внимать и Авву Дорофея читать! — Напиши это и где-нибудь приколи (преп. Амвросий).


Ты ей, N, раз уступишь, а она тебе десять раз (преп. Амвросий).


Когда ты непокойна на N, то клади поклоны от 3 до 9 с молитвой: Господи, якоже веси, помози рабе Твоей N.. и за ее молитвами меня, окаянную, помилуй. — Тогда клади поклоны, когда непокойна (немирна), а то не надо (преп. Амвросий).


...Ты пошла книзу, что скоро и жизни не рада будешь. Как говорят: ни Богу свеча, ни миру калач. Что святые отцы хвалят, каким путем сами они шли и нам по любви своей для нашего облегчения завещали, ты поносишь, — говорю о пути старчества и откровения помыслов. Куда ты готовишь себя? Или надеешься избежать врат смерти? Ей, не избе­жишь! Пощади себя, сестра! (преп. Анатолий).


Ты спрашиваешь, как должна держать себя в отноше­нии к людям? Помысл твой говорит тебе правильно: об­ращайся в простоте сердца. А когда кто во зло употре­бит твои слова, то явно, что угодно Богу наказать тебя сим, за предварившую твою какую-нибудь вину. Впрочем, что кажется тебе от простоты сердца сказано, а между тем и от навыка к излишней болтовне, а другие по свое­му устроению могут принимать слова твои и в худую сторону, а потому надобно иногда иметь в словах осторож­ность: зная человека, что может понести, надобно иметь такое и обращение. Не все в одной мере. «Будите мудри яко змия, и цели яко голубие» (Мф. 10, 16). Искус да будет тебе учителем (преп. Макарий).

Отношение к братии

А тебе советую держаться золотой средины в обра­щении с младшими и старшими, стараясь не настаивать на своем, и делать по своей обязанности то, что будет воз­можно по соображению, руководствуясь страхом Божиим и благою совестью (преп. Амвросий).


Ты пишешь о немощах некоторых братий и спраши­ваешь меня, что тебе делать? Что мы сами собою сделаем, аще не Господь поможет? Хорошо, что познают свою не­мощь и ищут врачевания. Конечно, не легко исцелиться, но, при помощи Божией и нашем произволении, все возможно. Твое дело: сострадать больному, давать совет удаляться, а паче всего смиряться; может быть, не попущена ли за возношение сия страсть. Остерегайся буия ревности, по слову святого Исаака, и смотри свои немощи и от них же ныне покровен благодатью Божиею; за строгий суд мо­жет и самому попуститься. Мы ходим посреди сетей, ко­торых только смиренная мудрость избегает (преп. Мака­рий).


...Пишешь, что для тебя грустно и тяжко сознавать, что Господь у всех как бы на последнем плане. — На это тебе скажу: ежели мнение пророка Илии не оправдалось, взывавшего ко Господу: «олтари Твоя раскопаша, проро­ки Твоя избиша, остахся аз един, и ищут души моея» (3Цар. 19, 14); и сказано было ему от Господа: «оставих седмъ тысящ мужей, не преклонивших колена пред Ваа­лом» (Ср.: 3Цар. 19, 18), то наше с тобою мнение может оказаться еще ошибочнее. И Апостол предостерегает: «мняйся стояти да блюдется, да не падет» (1 Кор. 10, 12) (преп. Амвросий).


Обычные немощи человеческие: младшие толкуют про старших, а старшие про младших, и все мы забываем Апостольский совет или, вернее, заповедь: «облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы: и мир Божий да водворяется в сердцах ваших» (Кол. 3, 12—13). Мы же, порицая друг друга по неразумию нашему, лишаемся сего блаженного мира. А в псалмах сказано, что в мире место Его, т. е. Божие, и Апостол пи­шет: «пребываяй в любви в Бозе пребывает» (1Ин.4,16). «Любовь же сия долготерпит, милосердствует, не зави­дит, не превозносится, не гордится» (то есть не уничи­жает никого), «не бесчинствует, не ищет своих си, не мыслит, и не помнит зла, всех любит» (то есть покрыва­ет всех немощи и недостатки), «вся уповает, вся терпит, любы николиже отпадает» (1 Кор. 13, 4—5, 7—8) (преп. Амвросий).


...Никого презирать не следует. Мы не знаем, — какой кто получит конец. О презирающих других читается в паремиях: вздохнут и рекут, како сии, презираемые нами, обретошася в сынех Божиих (прей. Амвросий).


Старинные люди давно решили, что век без притчи не проживешь, и прибавили, что и горшок с горшком сталкива­ется, кольми паче людям, живущим вместе, невозможно про­быть без столкновения. И особенно это бывает от различ­ных взглядов на вещи, один о ходе дел думает так, а другой иначе, один убежден в своих понятиях, кажущихся ему твердыми и основательными, а другой верует в свои разуме­ния. Ежели в первоначальном правиле арифметики сла­гается один и один, то выходит два; если же в третьем правиле помножить два на два, то выйдет уже четыре; если же дело дойдет до дробей, то окажутся цифры вверху и внизу, а посреди их черта: так бывает и в делах челове­ческих. Если их очень раздроблять, то окажется неудобство и вверху и внизу, с какою-либо преградою посреди. Я как тебе писал и говорил прежде, так и теперь скажу: ежели будешь веровать в Промысл Божий и надеяться на всесиль­ную Божию помощь, то не встретишь таких неудобств, ка­кие предполагаешь, и сверх того будешь всегда пользовать­ся возможным спокойствием душевным. Когда же будешь заботиться о том, чего не может и случиться (потому что предположения по большей части неверны и ошибочны), то напрасно себя будешь только беспокоить (преп. Амвросий).


Кто уступает, тот получает три осьмушки с половиной, а кто мнится и право настаивать, тот получает только одну осьмушку, а иногда и одной не получает, когда сам расстроится и другого расстроит (преп. Амвросий).

Отношение к врагам

Противодействовать и бороться с людьми, причиняю­щими зло, не надо, не только делом или словом, но даже в помыслах своих. Иначе бесы будут побеждать. За таких людей надо молиться. Тогда Господь поможет и бесы от­ступят... Монах должен к смерти готовиться, поэтому надо всегда думать о том, чтобы встретить смерть в мире со всеми. Миряне этого не знают, поэтому и не придают значения немирствию (преп. Никон).


...Первейшее и самонужнейшее... средство к примире­нию с обидящими и гонящими нас есть молить о них по заповеди Христовой... (преп. Лев).


А сестра Т. И., хотя по действу злокозненного диавола гневом и дышит на вас, но... усты Давидыми вопием во псалме: «Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое: аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю...» (Пс. 26, 3). И по сим божественным словесам мы должны с тобою со упованием и благонадежней уповать на Промыслителя Господа нашего Иисуса Христа, Который всячес­ки защитит вас! (преп. Лев).


...Причин или вин ко оскорблению ей <враждующей сестре> постарайтесь не подавать и Господа Бога о ней молите и просите, дабы дал ей Бог по Своему человеколю­бию здравый разум и истинное рассуждение к познанию достодолжных христианских правил, и когда по нашему со­вету будешь употреблять, то А. И. совсем против вас будет другая и любовью сорастворенная; во размышления же и во мнения вдаваться нам с тобою не токмо не полезно, но зело вредно! ... Бояться же А. И. не токмо спящей, но и бдящей не должно бояться; она хотя имеет вид и свирепый, но, одна­ко, благомыслящих мыслей не отвергает, но желает спасти­сь так, как и прочие девы... (преп. Лев).


Что вы берете участие в нашем покое по причине усми­рения сущих к нам нерасположенных, за сие благодарим вашу любовь, но чтобы посчитать усмиренных врагами, такая мысль несправедлива, они Суда только орудия, чрез кои Бог посредственно строит нашу пользу... (преп. Лев).


Вы изволите вопрошать мою худость, дабы вас научить терпению против обидящих и враждующих вас, а как нас научает Спаситель наш Иисус Христос в Евангелии от Матфея: «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 39—45). Итак, внимая сему евангельскому учению, мы обязаны всячески молиться за творящих нам напасть. Такожде под­тверждает святой апостол Павел, пиша к Римской церкви в главе 12-й, стих 17-й: «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12, 17—21). Да видим, прелюбезнейший, каковое нам учение преподает Сам Спаситель Господь наш Иисус Христос и возлюбленный Его ученик святой апостол Павел, просвети­тель вселенной, ясно научает, как нам поступать со обидящими и ненавидящими нас. И в дополнение во вседневной евангельской молитве (то есть «Отче наш»), всегда читаем: «...и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должни­ком нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго». Стих 14-й: «...Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный: аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14—15) (преп. Лев).

Отношение к игуменье

Касательно любви тебя Матушкою, возноситься очень неразумно. Потому что, обратись любовь ее в противную сторону, тогда ты придешь совершенно в отчаяние. А это очень может быть. Немножко уж и было. Помни стих Давида пророка: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия...» (Пс. 145, 3). А что? «Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего... Воцарится Господь во век» (Пс. 145, 5, 10) (преп. Анато­лий).


А ты ходи к Матушке. Враг борет тебя, потому что ты через Матушку можешь спастись от его власти (преп. Анатолий).

Отношение к настоятелю

...Буди настоятелю тамошнему первым послушником и слугою, а не товарищем вопреки глаголющим; ибо кто про­тивиться будет власти, тот Божию повелению будет про­тивиться, поелику Спаситель говорит: «слушаяй вас Мене слушает!» (Лк. 10, 16). О вопреки глаголющем настоятелю радуются бесы... (преп. Антоний).

 

<<предыдущая  оглавление  следующая>>