<<предыдущая оглавление следующая>>
Пение
Ты скорбишь о расстройстве вашего хора; ежели оный и расстроится, то, верно, за тщеславие ваше. Пели хорошо и тщеславились: и это уже не ради славы Божией, а ради своей славы; не можете пения петь хорного, пойте простое со смирением, и оно уладится для вас лучше хорного нотного. Ангелы непрестанно поют и славословят Бога, но по нотам ли они поют? И тщеславятся ли оным? напротив, они благоговеют и не могут насытиться славословием, так и вы, когда оставите тщеславие и будете петь ради славы Божией, то Бог пошлет вам и человека, и сих умиротворит (преп. Макарий).
...Слова церковных песнопений, не только Евангелия, но тропарей и канонов, могут наполнить блаженством душу, не совсем еще погрязшую в житейской прозе. Но чтобы пение церковное производило должное впечатление, необходимо вникать в смысл этих песнопений, — и тогда не оторваться от них, а если многие стоят бесчувственно в церкви, зевают и только ждут, когда окончится служба, то это потому, что не понимают они смысла церковных песнопений. Особенно трогательны старинные церковные напевы... Но для спасения нужно петь Господу не голосом, но самой жизнью своею. В Священном Писании жизнь во Христе называется пением: «Крепость моя и пение мое Господь, и бысть мне во спасение...» (Пс.117, 14) «Воспою Господеви в животе моем...» (Пс.103, 33) (преп. Варсонофий).
А что ленишься петь, это от твоего нерадения и от диавола... Читай в это время молитву Иисусову (преп. Анатолий).
Вопрос: «Отчего я, будучи поставлен на клирос, испытываю робость?» Ответ: «От тщеславия» (преп. Амвросий).
«...Пойте Богу нашему, пойте разумно» (Пс.46,7,8). Объясняю простейшим, что петь разумно, во-первых, означает, чтобы понимать то, что поем или слушаем в церкви; во-вторых, петь или слушать внимательно и благоговейно. Если же мы поем или слушаем рассеянно или еще с кем-либо разговариваем в церкви, то как будет пение наше разумно? За таковое бесстрашие явно обличает нас Господь чрез пророка Исайю: «приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня» (Ис.29, 13). Чтобы разумно приносить пение Богу нашему, потребна, кроме того, воздержная и вообще исправная жизнь (преп. Амвросий).
Пение гимнов или духовных стихов не грех. Но это хорошо для мирян. Хорошие мысли и мотивы настроение создают хорошее, не то, что мирские песни. Но для монаха пение гимнов не подходит. Они отвлекают от молитвы. Разве может сравниться какое-либо, хотя и хорошее, пение с молитвой Иисусовой? Она превосходит все. Она высшая — радость и утешение. Все остальное только мешает молитве. Пение — это мягчайшая пища, а монах должен твердой питаться (преп. Никон).
«Како воспою песнь Господню на земли чуждей?..» (Пс.136, 4). Невозможно, невозможно в страстном состоянии богословствовать, петь хвалебные песни Господу, — нужно плакать... (преп. Никон).
А ты не петух и не курица: должна помнить, что пение твое должно быть не петушье, а ангельское, т. е. с глубоким смирением, страхом, горячею любовью и самоукорением — таковое пение истинное и Богу приятное. А тщеславное, не из угождения Богу, а людям, — такое хуже петушиного (преп. Анатолий).
Переходить в другое место — эту мысль выкинь из головы, куда ты ни пойди, то же и в другом месте будешь с твоим обычным расположением склонного к тоске духа твоего. Это — первое, второе же, где ты ни живи, от данного обета и ответственности по оному избавиться невозможно, свидетели тому и Ангелы. Лучше всего понуждаться по силе на исполнение должного и в случае неисправности стараться каяться в том со смирением, без самооправдания (преп. Амвросий).
О перемене места ты не думай, кольми паче не скорби, а лучше Царицу Небесную благодари, что хоть в таком месте устроила тебя проводить остаток дней своих. Когда же будут тебя беспокоить неудобства, или болезненные страдания, или что-либо подобное, тогда старайся не упускать из памяти слово Святого Писания: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14, 22) (преп. Амвросий).
Пишешь, что греха не будет, если перейдешь в другой монастырь. Греха, конечно, не будет, но лучше-то будет ли? Хорошо, как примут и успокоишься, а то отсюда-то уйдешь, да другого места не найдешь, — вот чего надо опасаться. А уж обратно сюда тогда и не примут, и будешь раскаиваться. Потому прямого совета не даю в этом, смотри сама. Если по силе, то потерпеть лучше, и тут получишь, что нужно, если будешь жить и служить. Без скорби никогда не проживешь, такова уж жизнь земная (преп. Иосиф).
...Мы вообще советуем вам, по вашему усердию и желанию, попроситься в Киев для поклонения святым мощам угодников Божиих или для свидания родственников в Калужскую и Орловскую губернии и с паспортом приехавши и погостивши в нашей обители, и потонку (подробно) на практике увидевши нашего места положение, порядок церковный и сообращение в братстве, и все, что нужное для жизненного нашего состава к подкреплению своего бренного тела, что употребляется и что может попуститися по старости и дряхлости, и тогда-то можно будет вам и совсем расположиться остаться и причислиться в число нашего сообщества, и тогда-то, кажется, будет ваше перемещение сорассмотрительное и основательное для вашего утверждения. Ежели же, паче чаяния, хотя бы и не понравится вам здешнее место пребывания или что-либо другое, то, кажется, незначительная потеря для вас будет, поелику проедешься и с нами, недостойными, по своему усердию и благорасположению увидишься, и со старцами, в нашей обители живущими, побеседуешь о благоназидательности душевных чувств к совершенному любомудрию и спасению (преп. Лев).
...Где очень зовут, там проку мало бывает, что и из опытов довольно известно, а где умеренность, там и впоследствии оказывается благоприятнее (преп. Лев).
В нашем монашеском звании святыми отцами ограничены вины <причины> о переходе из монастыря в другие монастыри и объяснены вины, которых ради позволено переходить и о коих подробно вам не в силах за слабостью объяснить, да и по вашему новоначалию совершенной нужды не полагаю, а только для сведения вам означил и мало что упомяну и вопрошу у вас. Ежели вам попущена скорбь подобна, что и не ходя, вы еще в мирской жизни ею преследуемы были, то есть на вас клевету говорят, и злословят, и поносят, укоряют, а сердце твое лежит ко обители и к старице какой-нибудь, к которой относишь и объясняешь накопляемые помыслы, и сие должно полагать внутри покой, а извне попущенная скорбь от врага, дабы расстраивать внутренний покой (преп. Лев).
Благо, что ты успокоилась на месте и оставила мысль о переходе в О. Перешедши туда, перенесла бы туда с собою и страсти свои, не побежденные тобою в указанном тебе Богом месте для подвига и искания спасения, да и бес, боровший тебя, здесь не остался бы, а пошел бы за тобою: ему не нужно нанимать лошадей и перевозить пожитки, они невещественны (преп. Макарий).
О желании твоем остаться в К. я не могу сказать ничего, потому что не знаю, есть ли на это воля Божия. Но это довольно известно, что куда ни пойдем, то и страсти туда с собою понесем (преп. Макарий).
Идти тебе в ...монастырь нет никакой нужды, когда ищешь спасения; живи в одном месте безропотно и смиренно, то и получишь и мантию, и спасение... (преп. Макарий).
Мысль о оставлении обители неосновательна и душевредна; в уме твоем живописуется, что там тотчас уже и покой обрящешь, а сим обольщаешься, а ты, напротив, представь, что можешь встретить сугубейшие скорби, и испытай себя: готова ли ты к оным? По словам старцев: кто ищет покоя, оный от того удаляется, а кто предает себя на скорби и почитает себя недостойным покоя, обретает его. Да куда пойдешь при слабости твоего здоровья? И известно ли, сколько странствие твое здесь продолжится? Оставь эту мысль, не сходи со креста, вини себя, а не других, и Господь тебя успокоит (преп. Макарий).
Вижу, что вы тянетесь в новый монастырь, но еще не знаете, где будет лучше. А ну, будете проситься опять назад, ведь начальница нам еще не известна! Подожди! Не спросясь броду, не суйтесь в воду! (преп. Анатолий).
Живя в тамошнем монастыре, не удивляйся тому, что иногда тоска отягчает душу твою. Все, переходящие в другой монастырь, это чувствуют, куда бы они ни перешли (преп. Амвросий).
Тесно тебе тут, но нельзя надеяться, чтобы отрадно было и там, разве к этому прибавить малороссийскую пословицу: «хоть гырше, да инше». Поэтому сама смотри, и соображай, и сравнивай то и другое, чтобы после не малодушествовать, когда встретится и там не отрадное. Прежде всего, советую тебе отслужить молебен Спасителю, Божией Матери и всем Святым, и после посмотри на свое сердце, в каком оно будет положении; если мысль при переходе покойнее и более есть преклонение к переходу, то можешь написать туда так: если начальство назначит - то противиться не буду. Если же при мысли о переходе сердце будет очень тревожно и исполнено страха и боязни, то изъявлять согласие опасно. В таком случае можешь прямо написать, что ты не согласна (преп. Амвросий).
Место не спасает. От себя никуда не уйдешь (преп. Никон).
Мы с вами оба тяжко страждем, но я в страдании своем ощущаю мир мног в душе своей, а вы ропотливостью своею выгнали его из себя вон. Вы пишете, что вы и не по месту тут и что в другом месте лучше будет вам, но это одно лишь внушение противника, усиливающегося вытащить вас от истинной пользы ко мнимой. Куда бы мы с вами ни надумали уклониться или переселиться, туда же и внутренний свой хаос перетащим, ибо как смиренным душам везде земной рай, так и не смиренным везде будет мука и каторга не легче смерти. Не определяйте себе тишины вне обители своей, но ищите ее в духе смирения Христова внутри оной и в своем сердце, обвиняя себя во всем и считая от души себя недостойною пользоваться тишиною... (преп. Антоний).
Если хочешь избавиться от печали, не привязывайся сердцем ни к чему и ни к кому. Печаль происходит от привязанности к видимым вещам (преп. Никон).
...По нашему слабому рассуждению, не противно будет воле Господней, ежели вы употребите все ваши силы, чтобы противостать печали вашей, не имеющей ни малейшего основания. Милосердый и Правосудный Господь ужели будет казнить живущую у вас за ваши грехи? Откуда такое рассуждение? Без сомнения: от врага. За грехи Давида, пророка и царя, Господь поражал смертью его народ, но и то после извещения. Но кто из вас осмелится поравняться с Богоотцем и подумать, что он, подобно Давиду, столь редко впадает в прегрешения, что за первый грех будет непременно поражен не он, а его ближний, — тот будет недуговать злейшим тщеславием. Правосудие Божие, если бы от нас окаянных — яко от Давида — потребовало возмездия, то что бы стало с нами? Куда мы скрылись <бы> от обличения Господня? Не казнит нас Человеколюбивый наш Спаситель, а милует и Своею Кровию омывает всегда, когда мы к Нему прибегаем. Перестаньте же раздражать Его своим неразумием и научитесь, призывая Его помощь, покоряться Его воле, без которой влас главы вашей не погибнет. Печаль ваша непременно заслужит наказание, и не на другом ближнем вашем, а на вас самой оно явится, если <сие> продолжать будете во утешение врага (преп. Лев).
Выразумевши сие, можно премениться от печали века сего на радость духовную о спасительном Промысле Божием. Мы радовались о мнимом благе, не предусматривая печали, и она пришла, по слову Божию. Теперь в печали не предусматриваем истиной радости, но она в свое время будет. Вечер водворится плач, и заутра радость. Что жизнь смертного, если не всегдашний вечер? Лишь родится, уже и плачет, и всю жизнь, будучи близким к смерти, проводит оную в болезнях, и скорбях, и сетованиях. Когда же радостное узрит утро и освободится от всякой болезни, и печали, и воздыхания? Не по нощи ли смертной, когда прейдет от смерти в живот вечный, где нет вечера, но все день. Конечно, есть радость и теперь, но она более искушение человеку на земле, нежели подлинная радость. Хочется кому усладить себя приятным благополучием века сего и порадоваться о благосостоянии своем, но какая житейская сладость печали не причастна? Какое благополучие бедствию не подлежаще? Все приятное соединено с противным, и потому нельзя не страдать человеку, стяжавающему временное благо. Чтоб меньше страдать и не лишаться удовольствия временного, надобно содержать себя в равнодушии: в радости не слишком восхищаться, а в печали не весьма печалиться (преп. Моисей).
Не без причины Православная Церковь велегласно воспевает: Благовествуй, земле, радость велию. Хвалите, небеса, Божию славу. Благовествуй и ты своим N. эту радость с хвалою Божией славы. Да и сама нерассудно не предавайся печали, твердо помня, что это твое главное искушение, которым враг старается отравлять твою душу и делать чрез это препинания разные на твоем пути. Святой Иоанн Лествичник пишет, что безвременная и неуместная печаль, и особенно вышемерная, делает душу дымоватою. А сама знаешь, что как видимый дым разъедает очи телесные, так невидимый мысленный дым и мрак печали повреждают очи душевные (преп. Амвросий).
Написала ты, что иногда бывает отрадно на душе, а иногда нет. Так и со всеми людьми бывает, потому что в теперешней временной жизни ничего постоянного нет (преп. Иосиф).
Никогда не было, нет и не будет беспечального места на земле. Беспечальное место может быть только в сердце, когда Господь в нем (преп. Никон).
В затруднениях, недоумениях и всех обстоятельствах ближайшее средство и верное к пользе нашей — одно обращение ко Господу и возложение на Него всей печали и попечения. Притом надобно молить Бога о тех, с которыми предлежит дело, и все уладится хорошо. Господь просвещает всякого человека, грядущего в мир, и дает мир душам нашим. Уныние же и печаль бесполезны в деле, требующем мужества (преп. Моисей).
Недужных братий, сколько можно, поддерживать всеми мерами, а более всего возлагать на Господа печаль об них, ибо где человеческие средства не успеют ко благу и исправлению других, там ожидать от Господа со упованием, да исправятся стопы человеку. Богу бо все возможно. К Нему взор души нашей да обращается с молитвою о всех и каждом (преп. Моисей).
Если некому открыть свою душу — Господу Богу возвестите печаль вашу (преп. Никон).
За О. М. первое дело ко Господу молитву приносить с возложением всей печали на Него, да созиждет Он душевное его устроение, и употребить все позволенные способы к исправлению его и обузданию. Если он окажет соответственное, благодарение Богу, а если неисцельным пребудет, то предложить ему, пусть <идет> куда он изволит, чтоб не представлять начальству дурных качеств его и избавить от повреждения других немощных братий (преп. Моисей).
...Печальными выражениями наполненное ваше писание получил, и по человечеству сострадательность довольно коснулась моего пресквернейшего сердца; очувствовавшись в здравый рассудок, и вспомнил, что бедственно безмерно печалиться и безвременно убивать себя, но всячески должны за все благодарить Господа, каковыми бы Он нас ни наказывал наказаниями на сем свете (преп. Лев).
Что же касается до пищи... — предлагаемое с воздержанием употреблять во славу Божию, а для чревобесия не изыскивать излишнего (преп. Лев).
...Пишешь о пище, что трудно тебе привыкать к тому, чтобы понемногу есть, так, чтобы после обеда еще быть голодной. Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание, чтобы после принятия пищи быть несколько голодным; довольство, чтобы не быть ни сытым, ни голодным; и сытость, чтобы есть досыта, но без некоторого отягощения. Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, — здоровый и больной. Для последнего трудно принимать пищу один раз в день (преп. Амвросий).
Счастлив тот монах, который может довольствоваться трапезною пищею (преп. Амвросий).
Пищу вкушай смотря по голоду, а не по тому, как смотреть будут (преп. Амвросий).
Касательно употребления пищи в посты, не позволенной Церковью, я не могу дать вам разрешения настоящего. А когда будете употреблять оную, то принимайте в виде лекарства, от доктора предписанного, а после о сем приносите покаяние пред духовным отцом, и получите от него разрешение. Дозволять не позволенного Церковью мы не можем, а разрешать по содеянии кающимся дана власть от Бога, только не имейте никакого смущения, а успокаивайтесь духом (преп. Макарий).
Быв вынуждены <по болезни> употреблять пищу в неразрешенные дни, вы оную принимайте как лекарство, не произвольно за сластолюбие, а принужденно во врачевство, и при исповеди непременно должны исповедать духовнику и принять от него разрешение, и быть спокойными (преп. Макарий).
...Слышу, что касательно пищи нет у вас настоящего порядка. Следует в простые дни готовить только три пищи: холодное, щи и кашу, или — щи, суп картофельный и кашу, и в праздники четыре пищи — холодное, щи, лапшу и кашу. Есть в вашей стороне какое-то растение кукуруза, нельзя ли ею по временам заменять кашу, чтобы далеко не отступать от монастырских правил, и арбузы не всегда в трапезе подавать, а по усмотрению, в праздники или еще при каком случае (преп. Амвросий).
Пишете еще, что вы давно перестали есть мясное. Начинание это не к пользе вам, потому что подает повод к гордости. В житии преподобного Иоанна Лествичника сказано, что он вкушал, хотя и помалу, но всякую пишу, не возбраненную уставом монашеским, и прибавлено, что сим премудро сломлял рог гордости и кичения. Поэтому советую вам вперед употреблять, во славу Божию, пищу мясную, вместе с семейством вашим, как и все мирские благочестивые христиане употребляют, кроме среды и пятка и постов, по правилам церковным, разумеется, умеренно и с воздержанием и благодарением, во смирение возносящегося помысла, внушающего вам ложную святыню, от которой да избавит нас Господь (преп. Макарий).