Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Долж­но о всем бла­го­да­рить Гос­по­да, пра­вед­но на­ла­га­ю­ще­го на нас труд к тер­пе­нию, ко­то­рое для нас по­лез­нее уте­ше­ния, воз­вы­ша­ю­ще­го ду­шу. Вид­но, так Гос­по­ду угод­но. Скор­би не мог­ли бы пос­тиг­нуть нас без по­пу­ще­ния Бо­жия – ра­ди гре­хов на­ших. И са­мые эти скор­би ох­ра­ня­ют нас от дру­гих ис­ку­ше­ний.

прп. Моисей

В тер­пе­нии на­до стя­жа­вать свое спа­се­ние. Тер­пе­ние не­об­хо­ди­мо. Дру­ги­ми сло­ва­ми – не­об­хо­дим крест.

прписп. Никон

Иск­рен­ность и твер­дость про­из­во­ле­ния ис­пы­ты­ва­ет­ся имен­но тер­пе­ни­ем и вре­ме­нем.

прписп. Никон

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

 

Потеря зрения

Сожалею я о вашей сестрице, что она лишилась зре­ния одним глазом. И я тоже пользуюсь одним только гла­зом, но на Бога смотреть можно. Так и вы посоветуйте от меня сестрице своей, чтобы ясным глазом смотрела она к небу, а другим на суету сует, чтобы не видеть их (преп. Антоний).

Поучение других

Вы пишете, что говорите сестрам некоторым о жизни духовной, о бранях и прочее. Я вас в этом не связую, в случае нужды почему не сказать? но помните и свою ни­щету, и слово Апостола: «как же ты, уча другого, не учишь себя самого?» (Рим. 2, 21) и: «не многие делайтесь учителями» (Иак.3, 1) и опасайтесь, как бы не попасть вам в наставницы в своем мнении и в ироническом мнении других, а келью свою (т. е. душу) засорить сором чуждым, хотя теперь еще и не много, но могут и умножиться. Я вам и прежде о сем писал: «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф.10, 16)... (преп. Макарий).


Ежели вы возьметесь с намерением исправить ее, а и сами еще находитесь в недуге страстей, то лучше прежде брани искать мира (преп. Макарий).


Вкратце тебе скажу, что ты не вовремя взялась исп­равлять нравы других и защищать мнимые свои права. Других ты не исправишь, а себе можешь повредить неска­занно. Если мы желаем получить милость Божию и проще­ние грехов своих, а затем наследовать Царство Небесное, то должны внимать тому, что говорит к нам Господь, а не то, что внушают нам душевные враги наши и к чему побужда­ет нас горделивое самолюбие наше. Господь же глаголет к нам во Евангелии: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11, 29—30). Иго же вражие, как сама испытываешь, и тяжело, и зело люто, и весьма мучительно. Поэтому оставь злой путь сей и держись пути правого (преп. Амвросий).

Похвала

Сколько же вредна слава человеческая! Хоть бы и точно человек имел что-либо достойное похвалы, но когда услаж­дается шумом слов оных, то уже лишается будущей славы, по учению святых отцов... (преп. Макарий).


Хвалебные мысли свои старайся уловлять и поставляй их в числе тех же падений, или и горше, потому что они суть виною других падений (преп. Макарий).


...Ты думаешь о себе, что ты живешь хорошо и лучше других, и не понимала, что это грех, того ради и попусти­лось тебе испытать наказание в хульных помыслах. Знай же вперед, что помысл о себе высокого мнения есть тяж­кий грех пред Богом, а люди, им одержимые, не только не каются в них, но и за грех не считают. Берегись же вперед сего злого корения! (преп. Макарий).


Намерение ваше благое... вы не хотите, чтобы о сем знали другие по многим причинам, дабы не скорбели на вас, не препятствовали, а другие чтобы не хвалили: все сии предосторожности хороши. Но остерегайтесь душев­ного льстеца, дабы он не предстал к вам с умственным велехвалением вас и ублажением за доброе сие распо­ложение. Представляйте себе, что без помощи Божией мы ничего сделать не можем, то нечем и гордиться. Когда же возомним о себе нечто и припишем себе благие дела, тогда и помощь Божия отымется, и мы познаем свою скудость в добре и немощь во исполнении оного (преп. Макарий).


...Какое наше бедное устроение! Когда хвалят нас, мы услаждаемся, а при укоризнах упадаем духом, а надобно бы быть равнодушнее. Похвала нас не вредит, а когда усладимся ею, то лишаемся воздаяния... (преп. Макарий).


Похвалам о себе не внимай и бойся их, помни — кто-то из святых отцов говорит: если кто хвалит тебя, жди от него и укоризну (преп. Иларион).


...Истинный монах не корит и не хвалит (преп. Амв­росий).


«Вот и вы, батюшка, никогда нас не хвалите», — ска­зала одна из шамординских сестер. «Да что ж вас хва­лить, — ответил старец, — когда вы сами себя хвалите» (преп. Амвросий).


«А о тебе разве все судят праведно? — <говорил ста­рец одной духовной дочери>. — Хвалят иногда, не зная хорошо твоего внутреннего состояния. ...Пусть хвалят, ты на это не смотри, не отвечай и не спорь, а только сама сознавай в себе, стоишь ли ты похва­лы, или нет. Если будешь противоречить, то выйдет лицеме­рие, ведь тонкое чувство удовольствия от похвалы все-таки есть в тебе, да и те, которым ты будешь противоречить, не поверят тебе, поэтому, когда хвалят, не говори ничего, опус­ти глаза и молчи» (преп. Амвросий).


Сказать (хвалящей): не хвали, а то после рассоримся. Лествичник велит опасаться таких людей. Лучше принять злословившего человека (преп. Амвросий).


Если будут тебя хвалить, должно молчать — ничего не говорить, как написано у аввы Варсануфия (преп. Амвросий).


Кто нас корит, тот нам дарит, а кто хвалит, тот у нас крадет (преп. Амвросий).


Похвала не на пользу. Ужасно трудна похвала. За прославление, за то, что здесь все кланяются, тело по смерти испортится — прыщи пойдут. У аввы Варсануфия написано: «Серид какой был старец! а и то по смерти тело испортилось» (преп. Амвросий).

Правда

Старший ваш священник смущает вас, говоря, что должно всем говорить правду. А наш покойный батюшка Амвросий учил так: держаться правды в отношении к самому себе, т. е. от себя истязывать всякую правду, свои дела, слова и помышления судить как можно строже, а ближним стараться оказывать всякую милость. (Если толь­ко, конечно, можно это сделать без душевного вреда для них и их окружающих.) Так он и протолковывал слова Святого Писания: «Все пути Господни - милость и истина...» (Пс.24, 10) (преп. Иосиф).


Пословица, которую иногда повторял старец: правда груба, да Богу люба (преп. Амвросий).


...Не следует оставлять должности. Надеясь на по­мощь Божию, можете ратовать по-прежнему, так как ска­зано в Писании: «правда избавляет и от смерти» (Притч. 10, 2). В этом ратовании не следует презирать челове­ческую помощь: можете двух знающих своих просить, чтобы писали за вас в Петербург и просили там кого могут. А при случае можете иногда говорить и врагам своим, что «я лично могу объяснить самому императору правое дело и ваши несправедливые придирки», впрочем, это оставляю на ваше благоусмотрение. Если бы за правое дело пришлось Бога ради и пострадать, то от того отрекаться не следует. Мы живем для будущей жизни и славы, а не для настоя­щей (преп. Амвросий).


...По Божьему суду неправда совершенного успеха иметь не может. Сказано в псалмах: «солга неправда себе» (Пс.26, 12). Зло всегда забегает вперед, только не одо­левает. Каин родился прежде Авеля, и Исав прежде Иакова, но старшие не только не имели успеха, а и по­гибли. Сказано в псалмах: «правда Божия яко горы Божия» (Пс.35, 7), и правда человеческая видна не как горы, но как холмики (преп. Амвросий).


Как бы то ни было, а вы всегда держались правой стороны с помощью Божиею, и продолжайте держаться оной, только поискуснее. Сказано где-то: «правда избав­ляет от смерти», хотя за правду Крестителю Господню и голову отрубили, но это не лишило его почитания выше всех (преп. Амвросий).


Не следует добиваться человеческой правды, ищи толь­ко правды Божией (преп. Никон).

Православие

Теперь повсюду ненавидят христианство. Оно есть ярмо для них, мешающее им жить вольно, свободно, тво­рить грех (преп. Варсонофий).


Мы, православные, не должны поддерживать ересь и иметь общение с еретиками. Нигде не сказано, что должно молиться только перед Калужской иконой Божией Матери (находящейся в то время в руках «обновленческой» церк­ви). Всякая другая икона Божией Матери — тоже святыня. Если бы и пострадать пришлось — не изменим Право­славию (преп. Никон).


Брат ваш пишет: «догматы — это положения, ясно формулированные. Догматы выработались Вселенскими Со­борами». Догмат есть не положение человеческое, ясно форму­лированное, а истина Божественная о Боге, — истина, кото­рую люди сами по себе никак не могли бы постигнуть, если бы она не открыта была Самим Богом. Истину можно исследовать, истину можно познавать, истину можно утвер­ждать. А истину полагать нельзя. Да так люди добрые и не говорят (преп. Амвросий).


Брат ваш утверждает: «От догматов до духа христи­анского как до звезды небесной далеко». Неправда. Когда воплотившийся Сын Божий ученикам Своим апостолам открыл догмат о Святой Троице, сказав: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28, 19), то тут же с сим догматом соединил нераздельно и учение о духе христиан­ском, говоря: «уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф.28, 20). Всем здраво рассуждающим известно, что дух христианский и вместе Дух Христов заключается в соблю­дении заповедей Христовых. А брат ваш измыслил какой-то иной дух христианский. Да как же это может быть дух христианский без Христа, без соблюдения учения Христо­ва? Это какой-то дух самоизмышленный и, так сказать, са­модельный, и никак не достоин называться христианским именем, потому что думает любить всех безразлично, как христиан, так равно и турок, и язычников. Христос же Господь в учении Своем положил в этом различие, говоря во Евангелии: «если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18, 17). Да и Сам Все­благий Господь праведных любит, а грешных только милует. И истинные христиане, подражая Господу, так же посту­пают: оказывая милость и снисхождение всем безразлич­но, являют полную любовь только правоверующим (преп. Амвросий).


Брат ваш говорит: «ересь есть уклонение от мнения большинства». Неправда. Ересь есть уклонение от истины Божествен­ной, а не от мнения большинства. Не большинству Гос­подь поручил истину, сказав: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк.12,32). Римская церковь численностью в несколько крат превос­ходит Церковь Православную, но, уклонившись от истины, она уклонилась в ересь... Истинная Церковь принимает все Писание, как Ветхое, так и Новое, во всем его объеме и полноте. Например, в одном месте Святого Евангелия Гос­подь говорит: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15, 26). А в другом месте Евангелия сказано, что Господь, даруя святым апосто­лам власть отпущать грехи, «Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22—23). Православ­ная Церковь, принимая оба эти места, исповедует, что Дух Святый исходит от Отца и преподается верным чрез Сына. Римская же церковь, оставив втуне первое место Еванге­лия и слова Самого Господа и основавшись только на вто­ром месте, утверждает, что Дух Святый исходит и от Сына, и чрез это в догмате о Святой Троице вводит два начала. Каковая несообразность обличается и чрез подобие солнца. От солнца рождается свет и исходят лучи. Никто не утверждает, что лучи исходят и от света солнечного, только без света солнечного лучи не сияют. Также и Арий произвел злую ересь из двух мест евангельских, оставив втуне главное. У евангелиста Иоанна Господь, говоря о Своем равенстве с Отцем по Божеству, сказал: «Я и Отец - одно» (Ин. 10, 30). В другом же месте, говоря, что Он по человечеству менее Отца, сказал: Отец «Отец Мой более Меня» (Ин.14, 28). Арий, избрав для утверждения своего мнения второе место и отвергнув первое, произвел зловредную ересь. Так и все еретики поступали, утверж­дая свое ложное вероучение местами Святого Писания по выбору: истинное же вероучение утверждается полнотою всего Святого Писания (преп. Амвросий).


Брат ваш приписывает ненависть и вражду истинным пастырям Церкви, собиравшимся на Вселенских Соборах. Это несправедливо. Если была при этом ненависть и вражда, то только от противной стороны еретичествующих. Истинные же пастыри собирались на Соборы из любви к ближнему и для умиротворения истинных христиан, волнуе­мых смутами и ложным учением еретичествующих; во-вто­рых, для исследования и утверждения истины, по заповеди Самого Господа: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин.5, 39). В-третьих, пастыри Церкви собирались по временам на Соборы для защищения истины и по обязанно­сти своей, так как Господь наемниками называет тех пасты­рей, которые, видя еретиков, как волков, терзающих стадо Христово, не отгоняют их, а уклоняются от крепкого защи­щения своего стада (преп. Амвросий).


Брат ваш говорит: «я считаю совершенно возможным человека, признающего все решительно догматы веры и вмес­те с тем очень далекого от духа христианства». Правда, что иногда, к сожалению, так бывает. Только такие люди, если захотят исправить свою жизнь, очень удобно обретают путь спасения. Кто же имеет непра­вильные, сбивчивые и ложные понятия о вере и истине христианской, тому неудобно обрести спасение, когда бы и захотел. Кольми паче невозможно ему иметь духа хри­стианского и духа Христова. Из всех слов брата вашего видно, что он попал в секту индиферентистов, которые учат: веруй, как хочешь, а толь­ко имей любовь к ближнему. Индиферентисты думают утверждать свое мнение на учении <апостола> Иоанна Богослова. Но в его Посланиях сказано, что кроме Духа Христова есть дух лестчий и дух антихристов. Потому святой Иоанн и предостерегает, чтобы не веровать всякому духу, но испытывать духи, «аще от Бога суть» (1 Ин. 4, 1) (преп. Амвросий).


Вы пишете, что ваш брат кончил курс в Петербург­ском университете. Если бы кто стал уверять брата ваше­го, что не нужно учиться ни в гимназии, ни в универ­ситете, а только имей любовь к ближнему и получишь хорошую должность в окружном суде, или даже в судеб­ной палате, поверил ли бы брат ваш этому? Подобно должно рассуждать и о том, что невозможно иметь Духа Христова тому, кто не имеет правильного и истинного ведения догматов веры христианской... ...Если брат ваш искренний и добросовестный чело­век, как вы пишете, то пусть с верою помолится Господу нашему Иисусу Христу, чтобы вразумил его в истине, и после пусть прочтет также с верою «Православное испове­дание» Петра Могилы (преп. Амвросий).


Господь... во Святом Евангелии глаголет: «если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18, 17). Будет ли тому хорошо на Страшном Суде, кто явится там в числе язычников? Русскому православному человеку вернее и лучше рассуждать и действовать не по-немецки и не по иностранным обычаям, а согласно с пра­вилами Православной Церкви. Апостол пишет: «Един Бог; едина вера» (Еф.4, 5—6), то есть как истинный Бог Один, так и истинное вероисповедание одно, начавшееся от Иеру­салима, а не от Рима. Православная Церковь во всей вселенной едина — в Иерусалиме, в Антиохии, в Александ­рии, в Греции и в России (преп. Амвросий).


В записке о живом единении России с Грециею, по нашему мнению, следовало бы прежде всего выставить на вид то, как Господь первоначально основал Вселенскую Православную Церковь, состоящую из пяти Патриархий, или частных Церквей; и когда Римская Церковь отпала от Вселенской Церкви, то Господь как бы пополнил это лише­ние основанием на севере Церкви Русской, просветив Рос­сию христианством чрез Греческую Церковь как главную представительницу Церкви Вселенской. Внимательные и рассудительные из православных усматривают тут два дела Промысла Божия: во-первых, Господь позднейшим обращением России к христианству охранил ее от вреда папистов, во-вторых, показал, что Россия, как просвещен­ная христианством чрез Греческую Церковь, и должна быть в единении с сим народом как главным представителем Вселенской Православной Церкви, а не с другими, повреж­денными еретичеством. Предки наши так и поступали, видя, может быть, жалкий пример, кроме римлян, в Церкви Ар­мянской, которая чрез отделение свое от Церкви Вселен­ской впала во многие заблуждения. Армяне заблудили по двум причинам: во-первых, приняли клеветы на Вселен­скую Церковь, во-вторых, пожелали самоуправства и вмес­то сего подчинились тонкому влиянию западных, от которых ограждены были и самою местностью. Злокозненный адский враг то же ухитрил и ухитряет и над русскими, только несколько измененным образом. Армяне спутались сперва приятием клеветы на Вселенскую Церковь, а после пожеланием самоуправства. А русские могут быть ближе к тем же действиям, принимая клеветы на предстоятелей Вселенской Церкви. И таким образом, по злоухищрению вражию и нашей оплошности, выйдет то, что мы, самоволь­но уклоняясь от полезного и спасительного единения с Вселенскою Церковью, невольно и незаметно подпадем вредному влиянию западных мнений, от которых охраняло и ограждало нас само Провидение, как сказано выше. Так как теперь все приражены к грекам, и особенно к гре­ческому духовенству, то в записке следовало как бы спрятывать оных в ином месте под именем Восточных Патри­архов, а в другом под именем Вселенской Церкви, которой они главные представители. Также нужно бы выставить на вид, что иное дело есть безусловное повиновение, и иное — сношение с Греческою Церковью. В последнем случае нет ничего обязательного к безусловному повиновению (преп. Амвросий).

Праздник

Первый день моего тезоименитства, бывший в 1821 го­ду, радостен был мне до зела, ибо проведен он был в безмолвии посреди непроходимой пустыни, в молитве и во всенощном бдении, и воистину Пасху Господню в то время чувствовала в себе самой душа моя и Торжество Тор­жеств. Даруй, Боже, и вам нечто таковое обрести в душе своей в день Ангела, чего всеусерднейше желаю (преп. Антоний).


...К празднику всегда враг старается сделать непри­ятность, скорбь. Кому удар, кому щелчок, всем старается что-нибудь преподнести для праздника. И чем живешь вни­мательнее к себе, строже, тем более и сильнее вооружается враг, и в особенности к празднику чем-нибудь да угостит. Всего надо ожидать, ко всему готовиться. Но Господь ми­лостив, да к празднику и подарки раздаются. И вы что-нибудь получите, только вы это заметите лет через сорок, может быть. Тогда вы узнаете, какой дар Господь послал вам на этот праздник... (преп. Варсонофий).


Веселись, если и не постилась! Веруй, что за все скорби воздает Многомилостивый. Если кто с первого часа, да празднует. Там же будет и до шестого часа трудивыйся, и до девятого, даже и в последний самый час пришедшие не лишатся мзды. Господь и первого милует, и оному дает, и намерение целует. Темже убо внидите вси в радость Госпо­да! (преп. Анатолий).


Никогда столько не прилично пожелать кому мира, как в дни сии, ибо на то Христос и родился, чтоб принести мир на землю. Поэтому кто ропщет, не довольствуется своим положением, тот не чувствует праздника сего. И ты, если заметишь в себе сей недуг неверия, оставь его. И Господь наградит тебя (преп. Анатолий).


...Желаю тебе в мире и благодушии встретить сей све­тоносный праздник. А если Богу угодно, то и в добром здоровье. Но все-таки нам должно помнить, что истинная наша Пасха — там, во свете незаходимом, со тьмами тем Ангелов и святых и Источником Света — Сладчайшим Иисусом (преп. Анатолий).


...Продолжение жизни нашей есть продолжение мило­сти Божией к человеку, а посему и дни рождения, и тезоименитства должно провождать не столько в шумном и рассеянном праздновании, сколько в благоговении (преп. Антоний).


...Празднуй в разуме сей великий праздник... ибо празд­нование в разуме от празднования видимого, черствого от­стоит, как небо от земли. Кто празднует в разуме, тот, даже если бы и желал согрешить, — не согрешит. А празд­нующий внешне хотя и немало охраняется блеском тор­жества от падений, но не причастен оным (преп. Анатолий).


Желаю тебе праздновать <Пасху> свято, мирно, благо­говейно, сообществ и смехов удаляться. И тогда почувст­вуешь радость. А то никакой ни пользы, ни радости не будет (преп. Анатолий).


А теперь пока поздравляю тебя с праздником Воскре­сения Христова. И желаю тебе, Д., быть в числе тех дев мудрых, о которых пели мы ныне на утрени. Ибо блажен раб, егоже обрящет Господь бдяща... «Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Ср.: Мф.25,13) (преп. Анатолий).


Желаю тебе праздновать оный <праздник> достойно, т. е. чисто, свято, мирно. А чтобы праздновать как должно, нужно сделать так: «Очистим чувствия и узрим неприступ­ным светом Воскресения Христа блистающася» (преп. Ана­толий).


Дай Бог тебе встретить в радости духа и утешении сердца сей «Воскресения день», проследить в чувстве серд­ца весь Пасхальный канон, исполненный высоких и утеши­тельных истин, которые вы будете каждодневно воспевать и заканчивать веселым уповательным стихом: «О Мудросте, и Слове Божий, и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дне Царствия Твоего!» (преп. Анатолий).


Великое дело — Богоявление. Оно празднуется Святой Церковью во вселенной. Празднуется и всякою православ­ною душою (особенно монашескою), когда душа скорбями, терпением посильным и смирением поочистится от стра­стей, и особенно демонской гордости, обрящет мир, тогда она и сподобляется Богоявления. То есть Бог Сам видим бывает душою и живет в ней. «В мире место Его». А сле­дующие слова: «и жилище Его в Сионе» (Пс.75, 3). Это от вас еще далеко. Много надо ума и подвигов, чтобы воз­нестись до сего. А мир вы можете найти: сначала в своей душе, а потом с сестрами, а потом и с Богом. Тогда и будет у нас Богоявление. А потому и старайтесь снискать мир вожделенный. Конечно, сами не можете, а попросите Бога, и даст вам «мир, всяк ум превосходящий» (Ср.: Флп.4, 7) (преп. Анатолий).


Без крайней необходимости в праздничные дни нельзя работать. Праздником надо дорожить и чтить его. Этот день надо посвящать Богу: быть в храме, дома молиться и читать Священное Писание и творения святых отцев, делать добрые дела (преп. Никон).


Отсутствие утешительного чувства и необъяснимая скорбь, которые ты ощущала в первый день Пасхи, внуше­но тебе было от врага. В этот день одни только противни­ки плачут, верные же все радуются (преп. Иларион).


...Изволите вопрошать мою худость, что полезно ли вам ехать на Святках к родным для известного дела, или нет. Но как вы сами предчувствуете, гадательствуете, что может последовать неприятность, в таком случае прошу оставить сию поездку, ибо такие спасительные дни. Если будут сими-то упражнениями почитаться, то уже христиа­нам несвойственно, а в такое время <лучше> нам послушать пророка, глаголющего: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его» (Пс.26, 4) (преп. Лев).


По воскресеньям не работать. А если праздник, напри­мер, Иоанна Златоуста и т. п., то к вечеру можно пора­ботать (преп. Амвросий).


Святой апостол Павел пишет: «Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать» (Гал.5, 25—26). И еще: «поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти» (Гал.5, 16). И еще: «вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» (Гал.6, 1).


Апостольские сии слова ясно показывают нам, что зна­чит духовно жить и как духовно праздновать христиан­ские праздники, т. е. должно и всегда, а особенно в эти дни, иметь ко всем кротость, никого не раздражать, никому не завидовать и не исполнять похотей плоти, которая прежде всего искушает человека чревоугодием, а затем и другими страстями (преп. Амвросий).

 

<<предыдущая  оглавление  следующая>>