Аудио-трансляция: Казанский Введенский

При­ни­май скор­би с бла­го­да­ре­ни­ем и се­бе уко­ре­ни­ем, и Гос­подь по­мо­жет те­бе и прос­тит те­бе вся сог­ре­ше­ния твоя.

прп. Лев

Скор­бей ниг­де не из­бе­жишь, ибо оные суть по­рож­де­ния собствен­ных на­ших страс­тей, ко об­ли­че­нию их, да­бы мы, с по­мо­щию Бо­жи­ею, по­пек­лись об ис­це­ле­нии их.

прп. Макарий

Ес­ли вы хо­ти­те най­ти уте­ше­ние в скор­бях, об­ра­щай­те не­мед­лен­но серд­це ва­ше ко Гос­по­ду, Еди­но­му Уте­ши­те­лю, ис­пы­ты­вай­те се­бя, по сло­ву Бо­жию, т.е. кай­тесь, исп­рав­ляй­те се­бя, ве­руй­те и серд­цем и ду­шею во Ии­су­са Хрис­та и при­бе­гай­те к Не­му, как к Еди­но­му Спа­си­те­лю ва­ше­му. Чем бо­лее вы бу­де­те мо­лить­ся Бо­гу в скор­бях, тем ско­рее ощу­ти­те чувство слад­ко­го уте­ше­ния.

прп. Антоний

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

 

Скорбный путь

Не знаю, как вы теперь здоровы и как возмогаете под бременем великого креста. Господь Всемогущий да помо­жет вам перенести чрезмерную его тяжесть и претерпеть все гвоздиные язвы! О чем и мы, по долгу любви нашей, благость Его умоляем, да увенчается жизнь ваша пре­восходнейшим благополучием. Верьте сему, что Отец Не­бесный любит вас особенно и потому просвещает вас в познание суетности человеческой силы находящими скор­бями. Верно Божие слово, «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» в живот вечный (Деян. 14, 22). «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7, 13—14). Не видим ли в самой вещи, что мало таких, которые бы, по слову Христову, произвольно стяжавали тесный путь: расточали бы имение свое на бедных, и сами себя делали нищими, и во уничижении от всех проводили жизнь, терпя скудость и лишение собственного покрова, пребывая волею во алчбе поста, в труде всенощного бдения и молитвах сокрушенных к Богу? Очень немногие видятся, а все более стремятся к пространной жизни. Всем вожделенна земная слава, изо­билие вещей и все услаждающие телесные чувства удоволь­ствия. Весь ум и сердце заняты попечением и печалями о том, несмотря на объявленное Господом ужасное по­следствие. Что, если <бы> Милосердый и Человеколюби­вый Бог Сам не стеснял Промыслом Своим пространных замыслов человеческих к удовлетворению похотей плоти, похоти очес и гордости житейской? Едва ли бы обрелся един из многих тысяч человек, который произвольно бы из любви Божией возгнушался славою и сладострастием и плоть свою распял со страстями и похотями. По большей части Сам Отец Небесный вводит человека в тесный путь жизни судьбами Своими. О чем и Спаситель сказал: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец» (Ин. 6, 44). Привлечет броздами и уздою, егоже возлюбит, по Своему предведению. Мне кажется, и вас... любовь Божия, яко доброго раба Своего, сближает с Собою находя­щими скорбями, которые по видимому вас окружают, теснят, и насилуют, и нехотя истончавают, дабы тесными вратами могли вы пройти за Христом Спасителем в живот Его и не остались с прочими на пространстве душепагубном (преп. Моисей).

Скука

Пишешь, что находит на тебя скука, и тогда ничто не помогает, и читать не можешь. Ты вышла на духовную брань и, не бывши еще на сражении, ищешь награды — душевно­го спокойствия; оно даруется тем, кои претерпели многие ' раны на брани, пали и паки восстали, обвязав свои раны, и бодро стоят на сражении (преп. Макарий).


Случающаяся с вами тоска, полагаю, есть духовный крест, который надобно принимать со смирением, благода­рением и терпением; оным очищаются наши неисправ­ности, грехи и немощи, и приходим даже в познание и тех, кои мы ни за что считали, а они-то и причиною бывают такой тягости. Терпя с благодарением, вы получите об­легчение оной тоски, а когда стужаете и малодушествуе­те, то более отягощаете себе оный крест (преп. Макарий).


...Причина <твоей скуки> — самая важная — это Гос­подь к Себе душу призывает. Сами к Нему нейдем, вот Он и посылает своих вестников — скорби, тоску, болезни: «Молитву пролию ко Господу и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися, и живот мой аду приближися. И молюся, яко Иона: от тли, Боже, возведи мя». А пророк Давид и причину скуки объясняет: «Помянух Бога и возвеселихся, поглумляхся» (т. е. забыл о Боге), «и малодушствоваше дух мой» (Пс.76, 4). И унывает дух... (преп. Анатолий).


В церкви скучаешь; отчего это? Бог смиренных утешает, а ты не смиряешься, а других осуждаешь и, не хотя понести креста тяготящего, хочешь умереть; это желание не по Бозе; ты полна страстей, и как явишься туда? Совлекайся их самоукорением и смирением, считай себя последнейшею всех и недостойною утешения; когда будешь так себя иметь, то и спасешься... (преп. Макарий).


Пишете, что скука и грусть вам без отрады. Это испытание вашей веры и любви к Богу — они противными искушаются, а между тем, это же самое приносит вам и смирение, но не отчаивайтесь в милости Божией: крест и тяжесть сия, может быть, восполнят скудость деланий ва­ших... (преп. Макарий).


Говоришь, что тебя давит какая-то тоска, П. кажется тебе пустынею, и ни в чем нет отрады. Мрачность и тоска происходят, может быть, попущением Божиим к искусу твоего произволения и любви к Богу; любовь Божия не тогда только является в нас, когда мы упоеваемся духовны­ми наслаждениями, но паче тогда, когда, при отъятии оных, не малодушествуем, видя в себе мрак и тьму. Любовь Божия противными искушается (преп. Макарий).


М. Н—а томится скукою и тоскою; это происходит от бездействия ее — что она ничем не занимается таким, что бы могло ее потрясать и показывать ей страсти ее и немощи, от чего бы она могла смиряться, а притом не имеет утверж­денного помысла пребывать в обители вашей; все это ее мучит и томит... (преп. Макарий).


...Лучше от нечего делать заняться от скуки форте­пиано, для которого я иногда покупывал и духовные пьесы и оными дарил девиц. И если бы был я в Москве, то и для вас купил бы весьма хорошую и чувствительную пьесу: «Множество содеянных мною лютых помышляя окаянный аз, трепещу Страшного Дня Судного...», которою и наигра­лись бы вы, и нарыдались вволю, а может быть, и в страх Божий пришли бы от сего, которого якобы не имеете вы (преп. Антоний).


Советую вам ободрять себя молитвою, хотя краткою, и упованием, что как после зимы и суровой непогоды приходит приятная весна, так и после скуки не замедлит показаться приятная отрада, а посему этою надеждою и утешайте вы себя (преп. Антоний).


...Монахам никак нельзя прожить, чтоб не нападала никогда скука и уныние, а изредка даже и легкое отчая­ние... (преп. Анатолий).


Встречающиеся неприятности, неизбежные в жизни, старайся принимать благодушнее и умудряйся не только во спасение, но и во успокоение (преп. Амвросий).


Что скучно, не унывай. Монашеская жизнь более все­го искушается унынием. «Претерпевший же до конца спасется» (Ср.: Мф.10, 22) (преп. Анатолий).


Что тебе скучно — это не беда, это со всеми бывает, но всегда проходит скука со временем (преп. Анатолий).


Христос бо возста, веселие вечное. А у А. скука — не глядел бы ни на что. А отчего? Оттого, что внутри гнило. Чем же лечиться? Потерпеть. Вон и березки молодые: как им было жутко в осенние ветры и зимние вьюги, а теперь гляди, как бутончики выставляют — точно хвалят­ся. Так и с нами: насколько потерпим, настолько возраду­емся (преп. Анатолий).


Оттого тебе бывает скучно, что много мнишь о себе да зазираешь слабых (преп. Анатолий).

Слава человеческая

Одна приезжая посетительница сказала старцу: «Батюш­ка! мы о вас уж очень много хорошего слышали». — А он ей в ответ: «славны бубны за горами, а подойдешь — лукошко» (преп. Амвросий).

Славолюбие

...Должны нас устрашать всякая слава и похвала че­ловеческая, ибо, по учению святых отцев: «не только приемляй славу от человек, но даже и слышай шум словес сих с услаждением, лишается вечно славы». Не попусти, Господи, нам увлечься услаждением здешней суетной славы!.. (преп. Макарий).


Какую принесет пользу тебе, что имя твое у всех носится? Тем паче погружай мысль свою в смирение, взирая на неисправность свою, и помни, что услаждающиеся славою, и кроме худых дел, лишатся мзды будущего воздаяния. Хотя бы ты и достойна была славы, но пред Богом приятнее грешник с покаянием и смирением, нежели праведник с гордостью (преп. Макарий).

Славословие

Христос рождается, славите! Вероятно, и вы будете сла­вить Его. Славьте не гневом, не ропотом, не зазрением высших и низших, а смирением, любовью к сестрам, мо­литвенным непрестанным призыванием Иисуса, и тогда по­знаешь славу Христа и дары Сладчайшего Иисуса. Терпи, и спасешься (преп. Анатолий).


Славить Христа — общий долг всякого христианина и самый вожделеннейший. «Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор. 6, 20), по учению Апостольскому. Сие дело прославления наипа­че в монашеском ангельском образе должно быть неупустительно. Хотя по домам со крестом Христа славить и монахам не возбранно, но и не определено. Это более прилично причту церковному, по прихожанам Христа сла­вить со крестом, а монашескому чину внутрь ограды монастырской славословие приносить в подвигах постни­ческой жизни со смирением (преп. Моисей).

Слезы

Не верь тем слезам, кои текут прежде, нежели ты от всех грехов совершенно себя очистил (преп. Макарий).


Говорите, что нет слез, и сердце какое-то каменное, и не знаете, как Господа умолить? Не ищите слез, это осо­бенное дарование Божие, но памятью грехов своих имейте смирение, которое привлечет к вам милость Божию, а без смирения и слезы не помогут, а только приведут в са­момнение, потому Господь и не дает оных, чтобы не возгор­дились, а если будете иметь залог смирения, то и при даро­ваниях не возгордитесь (преп. Макарий).


Ты скорбишь, что нет слез, но слезы без смирения могут более повредить, нежели воспользовать... (преп. Макарий).


...Опасно предаваться слезам, по-видимому и духов­ным, пока не внидем во страну смирения (преп. Мака­рий).


Плач по Бозе очень полезен, и «сеющий слезами, радостию, - сказано, пожнут, взимающе рукояти своих» благих произволений и дел (Пс.125, 5—6). Разумеется, хорошо избирать удобное место в церкви, чтобы от других скрывать этот Божий дар. И ложась, и вставая, иметь плач по Бозе — хорошо. Святой царь-пророк Давид и на цар­ственном престоле имел досуг и привычку омочать сле­зами постелю свою. А нам, грешным, еще более прили­чествует сие делать. Помози, Господи!., (преп. Анатолий).


Приятно чувства утешительные иметь, но опасно, как бы не увлечься в обольщение и в мнение о себе; враг не дремлет влагать мысли гордые; надобно блюсти сердце от высокоумия. В то время, конечно, видим свою худость и недостоинство, а после и представится обнадеживание на оные чувства. Пока не стяжем истинного смиренно­мудрия, то в беде есмы; да мы еще не очистились плачем страха от страстей, как же смеем мечтать о слезах любви? Бога ради остерегайся! (преп. Макарий).


Когда мы в тех, кои по Бозе кажутся себе плакати, узрим гнев и гордость, то слезы таковых должны почитать за неправильные, — «Что общего у света с тьмою?» (2Кор. 6, 14) (преп. Макарий).


Истинное сокрушение состоит в том, когда душа наша стенает без всякой гордости, не проискивая себе никако­го утешения (преп. Макарий).


Если бы вы плакали о том, что своими необдуманными поступками довели многих до негодования на вас, а некото­рых до холодности и выговоров, тогда слезы ваши имели бы некоторую цену пред Богом, а теперь никакой — как знак нетерпеливости и малодушия (преп. Антоний).


...Что ты плачешь — это хорошо. «Блажени плачущии» (Мф.5, 4). Ведь это Господа ради (преп. Анатолий).


Ты стала плакать от горя, что не пишу тебе: поплакать не мешает. Только знай, что слезы твои неправильные. А чтоб они были правильные, святой Иоанн Лествичник учит направлять их к Богу о прощении грехов, которых, вероятно, у тебя отыщется немало (преп. Анатолий).


О слезах писала ты: можно ли давать волю слезам и плакать досыта? — Это в келье надо больше делать, прочти в «Лествице» Степень 7-ю и увидишь, с какой стороны они приходят. У преподобного Варсануфия в ответах 391-м и 458-м тоже говорится об осторожности в умилительных чувствах. — Богатые люди хранят сокровища в заклепах, так и мы должны свои хранить и иметь осторожность (преп. Иларион).


Пишешь, что иногда чтение и пение приводят душу в умиление и едва можешь удержать слезы, иногда же душа бывает как камень, и ничто не трогает. Не верь много этим слезам и этому умилению (преп. Иларион).


Пишешь, что требуют от тебя слез на исповеди. Но это немного странно. Слезы бывают не когда нам хочется, а когда даст их Господь. Непременно надо идти на испо­ведь с сознанием своих грехов, с чувством покаяния в них и сокрушения о них. Так и исповедаться надо. А нудить себя, чтобы заплакать, даже и не следует. Если сами пой­дут слезы, то плачь. Если в другой раз духовник будет говорить, чтобы ты плакала, то скажи ему, что не имеешь слез и сердце жестоко, и попроси его, чтобы он помолился о даровании тебе слез. Может быть, по его молитвам и пойдут. Смиряться надо, и укорять себя, и терпения у Бога просить (преп. Иосиф).

Служение больным

...Служение больным есть одно из сильнейших орудий хранения чистоты (преп. Анатолий).


Служи с любовью больным. Иисус сказал: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Ср.: Мф.25, 40) (преп. Анатолий).


За больной ходи. Господь воздаст тебе сторицею (преп. Анатолий).


Когда будет тебе стужать дурной запах, то говори себе: во аде хуже запах, да с разными мучениями без конца, а за потерпение этого запаха меня силен Господь избавить от адского, с его бесконечными мучениями (преп. Амвросий).

Служение общественное

Вы теперь, находясь на поприще служения по ученой части, и сами желаете продолжать оное для пользы других, а преподавая другим полезные наставления в христианской нравственности, кольми паче печетесь и о себе и о своем спасении, ибо в письме вашем ясно выражается желание сего, а польза, доставленная нами другим, есть собственная наша, только да будет все сие проникнуто смиренномуд­рием, и Бог, взирающий на намерения наши, приведет вас к благой цели и устроит спасение ваше, как Ему угодно, в ученом ли звании, или в уединенной келье инока (преп. Макарий).

 

<<предыдущая  оглавление  следующая>>