<<предыдущая оглавление следующая>>
Скорбный путь
Не знаю, как вы теперь здоровы и как возмогаете под бременем великого креста. Господь Всемогущий да поможет вам перенести чрезмерную его тяжесть и претерпеть все гвоздиные язвы! О чем и мы, по долгу любви нашей, благость Его умоляем, да увенчается жизнь ваша превосходнейшим благополучием. Верьте сему, что Отец Небесный любит вас особенно и потому просвещает вас в познание суетности человеческой силы находящими скорбями. Верно Божие слово, «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» в живот вечный (Деян. 14, 22). «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7, 13—14). Не видим ли в самой вещи, что мало таких, которые бы, по слову Христову, произвольно стяжавали тесный путь: расточали бы имение свое на бедных, и сами себя делали нищими, и во уничижении от всех проводили жизнь, терпя скудость и лишение собственного покрова, пребывая волею во алчбе поста, в труде всенощного бдения и молитвах сокрушенных к Богу? Очень немногие видятся, а все более стремятся к пространной жизни. Всем вожделенна земная слава, изобилие вещей и все услаждающие телесные чувства удовольствия. Весь ум и сердце заняты попечением и печалями о том, несмотря на объявленное Господом ужасное последствие. Что, если <бы> Милосердый и Человеколюбивый Бог Сам не стеснял Промыслом Своим пространных замыслов человеческих к удовлетворению похотей плоти, похоти очес и гордости житейской? Едва ли бы обрелся един из многих тысяч человек, который произвольно бы из любви Божией возгнушался славою и сладострастием и плоть свою распял со страстями и похотями. По большей части Сам Отец Небесный вводит человека в тесный путь жизни судьбами Своими. О чем и Спаситель сказал: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец» (Ин. 6, 44). Привлечет броздами и уздою, егоже возлюбит, по Своему предведению. Мне кажется, и вас... любовь Божия, яко доброго раба Своего, сближает с Собою находящими скорбями, которые по видимому вас окружают, теснят, и насилуют, и нехотя истончавают, дабы тесными вратами могли вы пройти за Христом Спасителем в живот Его и не остались с прочими на пространстве душепагубном (преп. Моисей).
Пишешь, что находит на тебя скука, и тогда ничто не помогает, и читать не можешь. Ты вышла на духовную брань и, не бывши еще на сражении, ищешь награды — душевного спокойствия; оно даруется тем, кои претерпели многие ' раны на брани, пали и паки восстали, обвязав свои раны, и бодро стоят на сражении (преп. Макарий).
Случающаяся с вами тоска, полагаю, есть духовный крест, который надобно принимать со смирением, благодарением и терпением; оным очищаются наши неисправности, грехи и немощи, и приходим даже в познание и тех, кои мы ни за что считали, а они-то и причиною бывают такой тягости. Терпя с благодарением, вы получите облегчение оной тоски, а когда стужаете и малодушествуете, то более отягощаете себе оный крест (преп. Макарий).
...Причина <твоей скуки> — самая важная — это Господь к Себе душу призывает. Сами к Нему нейдем, вот Он и посылает своих вестников — скорби, тоску, болезни: «Молитву пролию ко Господу и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися, и живот мой аду приближися. И молюся, яко Иона: от тли, Боже, возведи мя». А пророк Давид и причину скуки объясняет: «Помянух Бога и возвеселихся, поглумляхся» (т. е. забыл о Боге), «и малодушствоваше дух мой» (Пс.76, 4). И унывает дух... (преп. Анатолий).
В церкви скучаешь; отчего это? Бог смиренных утешает, а ты не смиряешься, а других осуждаешь и, не хотя понести креста тяготящего, хочешь умереть; это желание не по Бозе; ты полна страстей, и как явишься туда? Совлекайся их самоукорением и смирением, считай себя последнейшею всех и недостойною утешения; когда будешь так себя иметь, то и спасешься... (преп. Макарий).
Пишете, что скука и грусть вам без отрады. Это испытание вашей веры и любви к Богу — они противными искушаются, а между тем, это же самое приносит вам и смирение, но не отчаивайтесь в милости Божией: крест и тяжесть сия, может быть, восполнят скудость деланий ваших... (преп. Макарий).
Говоришь, что тебя давит какая-то тоска, П. кажется тебе пустынею, и ни в чем нет отрады. Мрачность и тоска происходят, может быть, попущением Божиим к искусу твоего произволения и любви к Богу; любовь Божия не тогда только является в нас, когда мы упоеваемся духовными наслаждениями, но паче тогда, когда, при отъятии оных, не малодушествуем, видя в себе мрак и тьму. Любовь Божия противными искушается (преп. Макарий).
М. Н—а томится скукою и тоскою; это происходит от бездействия ее — что она ничем не занимается таким, что бы могло ее потрясать и показывать ей страсти ее и немощи, от чего бы она могла смиряться, а притом не имеет утвержденного помысла пребывать в обители вашей; все это ее мучит и томит... (преп. Макарий).
...Лучше от нечего делать заняться от скуки фортепиано, для которого я иногда покупывал и духовные пьесы и оными дарил девиц. И если бы был я в Москве, то и для вас купил бы весьма хорошую и чувствительную пьесу: «Множество содеянных мною лютых помышляя окаянный аз, трепещу Страшного Дня Судного...», которою и наигрались бы вы, и нарыдались вволю, а может быть, и в страх Божий пришли бы от сего, которого якобы не имеете вы (преп. Антоний).
Советую вам ободрять себя молитвою, хотя краткою, и упованием, что как после зимы и суровой непогоды приходит приятная весна, так и после скуки не замедлит показаться приятная отрада, а посему этою надеждою и утешайте вы себя (преп. Антоний).
...Монахам никак нельзя прожить, чтоб не нападала никогда скука и уныние, а изредка даже и легкое отчаяние... (преп. Анатолий).
Встречающиеся неприятности, неизбежные в жизни, старайся принимать благодушнее и умудряйся не только во спасение, но и во успокоение (преп. Амвросий).
Что скучно, не унывай. Монашеская жизнь более всего искушается унынием. «Претерпевший же до конца спасется» (Ср.: Мф.10, 22) (преп. Анатолий).
Что тебе скучно — это не беда, это со всеми бывает, но всегда проходит скука со временем (преп. Анатолий).
Христос бо возста, веселие вечное. А у А. скука — не глядел бы ни на что. А отчего? Оттого, что внутри гнило. Чем же лечиться? Потерпеть. Вон и березки молодые: как им было жутко в осенние ветры и зимние вьюги, а теперь гляди, как бутончики выставляют — точно хвалятся. Так и с нами: насколько потерпим, настолько возрадуемся (преп. Анатолий).
Оттого тебе бывает скучно, что много мнишь о себе да зазираешь слабых (преп. Анатолий).
Одна приезжая посетительница сказала старцу: «Батюшка! мы о вас уж очень много хорошего слышали». — А он ей в ответ: «славны бубны за горами, а подойдешь — лукошко» (преп. Амвросий).
...Должны нас устрашать всякая слава и похвала человеческая, ибо, по учению святых отцев: «не только приемляй славу от человек, но даже и слышай шум словес сих с услаждением, лишается вечно славы». Не попусти, Господи, нам увлечься услаждением здешней суетной славы!.. (преп. Макарий).
Какую принесет пользу тебе, что имя твое у всех носится? Тем паче погружай мысль свою в смирение, взирая на неисправность свою, и помни, что услаждающиеся славою, и кроме худых дел, лишатся мзды будущего воздаяния. Хотя бы ты и достойна была славы, но пред Богом приятнее грешник с покаянием и смирением, нежели праведник с гордостью (преп. Макарий).
Христос рождается, славите! Вероятно, и вы будете славить Его. Славьте не гневом, не ропотом, не зазрением высших и низших, а смирением, любовью к сестрам, молитвенным непрестанным призыванием Иисуса, и тогда познаешь славу Христа и дары Сладчайшего Иисуса. Терпи, и спасешься (преп. Анатолий).
Славить Христа — общий долг всякого христианина и самый вожделеннейший. «Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор. 6, 20), по учению Апостольскому. Сие дело прославления наипаче в монашеском ангельском образе должно быть неупустительно. Хотя по домам со крестом Христа славить и монахам не возбранно, но и не определено. Это более прилично причту церковному, по прихожанам Христа славить со крестом, а монашескому чину внутрь ограды монастырской славословие приносить в подвигах постнической жизни со смирением (преп. Моисей).
Не верь тем слезам, кои текут прежде, нежели ты от всех грехов совершенно себя очистил (преп. Макарий).
Говорите, что нет слез, и сердце какое-то каменное, и не знаете, как Господа умолить? Не ищите слез, это особенное дарование Божие, но памятью грехов своих имейте смирение, которое привлечет к вам милость Божию, а без смирения и слезы не помогут, а только приведут в самомнение, потому Господь и не дает оных, чтобы не возгордились, а если будете иметь залог смирения, то и при дарованиях не возгордитесь (преп. Макарий).
Ты скорбишь, что нет слез, но слезы без смирения могут более повредить, нежели воспользовать... (преп. Макарий).
...Опасно предаваться слезам, по-видимому и духовным, пока не внидем во страну смирения (преп. Макарий).
Плач по Бозе очень полезен, и «сеющий слезами, радостию, - сказано, пожнут, взимающе рукояти своих» благих произволений и дел (Пс.125, 5—6). Разумеется, хорошо избирать удобное место в церкви, чтобы от других скрывать этот Божий дар. И ложась, и вставая, иметь плач по Бозе — хорошо. Святой царь-пророк Давид и на царственном престоле имел досуг и привычку омочать слезами постелю свою. А нам, грешным, еще более приличествует сие делать. Помози, Господи!., (преп. Анатолий).
Приятно чувства утешительные иметь, но опасно, как бы не увлечься в обольщение и в мнение о себе; враг не дремлет влагать мысли гордые; надобно блюсти сердце от высокоумия. В то время, конечно, видим свою худость и недостоинство, а после и представится обнадеживание на оные чувства. Пока не стяжем истинного смиренномудрия, то в беде есмы; да мы еще не очистились плачем страха от страстей, как же смеем мечтать о слезах любви? Бога ради остерегайся! (преп. Макарий).
Когда мы в тех, кои по Бозе кажутся себе плакати, узрим гнев и гордость, то слезы таковых должны почитать за неправильные, — «Что общего у света с тьмою?» (2Кор. 6, 14) (преп. Макарий).
Истинное сокрушение состоит в том, когда душа наша стенает без всякой гордости, не проискивая себе никакого утешения (преп. Макарий).
Если бы вы плакали о том, что своими необдуманными поступками довели многих до негодования на вас, а некоторых до холодности и выговоров, тогда слезы ваши имели бы некоторую цену пред Богом, а теперь никакой — как знак нетерпеливости и малодушия (преп. Антоний).
...Что ты плачешь — это хорошо. «Блажени плачущии» (Мф.5, 4). Ведь это Господа ради (преп. Анатолий).
Ты стала плакать от горя, что не пишу тебе: поплакать не мешает. Только знай, что слезы твои неправильные. А чтоб они были правильные, святой Иоанн Лествичник учит направлять их к Богу о прощении грехов, которых, вероятно, у тебя отыщется немало (преп. Анатолий).
О слезах писала ты: можно ли давать волю слезам и плакать досыта? — Это в келье надо больше делать, прочти в «Лествице» Степень 7-ю и увидишь, с какой стороны они приходят. У преподобного Варсануфия в ответах 391-м и 458-м тоже говорится об осторожности в умилительных чувствах. — Богатые люди хранят сокровища в заклепах, так и мы должны свои хранить и иметь осторожность (преп. Иларион).
Пишешь, что иногда чтение и пение приводят душу в умиление и едва можешь удержать слезы, иногда же душа бывает как камень, и ничто не трогает. Не верь много этим слезам и этому умилению (преп. Иларион).
Пишешь, что требуют от тебя слез на исповеди. Но это немного странно. Слезы бывают не когда нам хочется, а когда даст их Господь. Непременно надо идти на исповедь с сознанием своих грехов, с чувством покаяния в них и сокрушения о них. Так и исповедаться надо. А нудить себя, чтобы заплакать, даже и не следует. Если сами пойдут слезы, то плачь. Если в другой раз духовник будет говорить, чтобы ты плакала, то скажи ему, что не имеешь слез и сердце жестоко, и попроси его, чтобы он помолился о даровании тебе слез. Может быть, по его молитвам и пойдут. Смиряться надо, и укорять себя, и терпения у Бога просить (преп. Иосиф).
...Служение больным есть одно из сильнейших орудий хранения чистоты (преп. Анатолий).
Служи с любовью больным. Иисус сказал: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Ср.: Мф.25, 40) (преп. Анатолий).
За больной ходи. Господь воздаст тебе сторицею (преп. Анатолий).
Когда будет тебе стужать дурной запах, то говори себе: во аде хуже запах, да с разными мучениями без конца, а за потерпение этого запаха меня силен Господь избавить от адского, с его бесконечными мучениями (преп. Амвросий).
Вы теперь, находясь на поприще служения по ученой части, и сами желаете продолжать оное для пользы других, а преподавая другим полезные наставления в христианской нравственности, кольми паче печетесь и о себе и о своем спасении, ибо в письме вашем ясно выражается желание сего, а польза, доставленная нами другим, есть собственная наша, только да будет все сие проникнуто смиренномудрием, и Бог, взирающий на намерения наши, приведет вас к благой цели и устроит спасение ваше, как Ему угодно, в ученом ли звании, или в уединенной келье инока (преп. Макарий).