<<предыдущая оглавление следующая>>
Устав
Приятно то, что вы с благословения Матушки начали учиться церковному Уставу. Да поможет вам Господь Бог и этому научиться Уставу, чтобы ничего по своей воле не делать и своему самосмышлению не доверять; и когда сему выучитесь, тогда будете совершенною уставщицею (преп. Антоний).
Что вам согласно с истинными преданиями святых отцов заповедала М. во время шестопсалмия не креститься, — сие советую вам хранить, и потому более сей завет должно наблюдать, что всецело согласен с советом божественных богодухновенных отцов наших; пусть кто как хочет, так и мудрствует, о сем и вас зазирает, таковый зазор, по неведению их, не важен, а заповедь — душеспасительна. Если же кто вас спросит, почему вы не подражаете им, то благосклонно можете ответствовать, что сего истина требует: пусть посмотрит в Триоди Постной и в Уставе о сем, а более того заповедала всем старица (преп. Лев).
...Основание скита не ограничится созиданием только стен или внешним управлением скита, но вместе предлежит управлять и душами братий и руководить их духовно по правилам святых отец в вечное спасение; то как вы находите себя, достаточны ли будете для такового управления и окормления братий? Припомните из 12-ти Слов святого Симеона Нового Богослова восьмое, и внемлите оного разуму (преп. Моисей).
...Пишешь о неудобствах, какие ты встретила с С—кими сестрами в новой обители. Разве ты не читала в житиях святых отцов, особенно русских, что все новые обители устроились с большими затруднениями, так что нередко все братия бывали по два дня без пищи, и после все устроилось, и обители эти процвели. Искушения бывают и монашествующим, и самим монастырям. Будем надеяться, что в Ц-ой обители все устроится к лучшему. А все хорошее и полезное не вдруг устраивается, а с разными затруднениями (преп. Амвросий).
Вы пишете, что удостоились быть причастницами Пречистых Тайн Христовых в Великий Четверток и имели духовное утешение, как от сего великого дара, так и от службы оной седмицы. Сердечно о сем радуюсь и благодарю Бога, посещающего вас сими духовными утешениями; но после, смотрением же Его, послана и приукоризна, да не превознесетеся. Вы, может, считали себя смиренными — и нечто: а слово уязвившее и показало, что точно есть гордость (преп. Макарий).
О если бы мы имели всегда мытарево чувство, сознавая свою греховность и ничтожество, то и всегда бы утешал Господь смиренных; но как мы далеко от сего, а ближе всего можем вознестись умом об обретении такого блага, то и лишаемся оного, но о сем не должно отчаиваться, а смиряться и считать недостойною сего; Бог знает, когда и сколько кого утешить; настоящее время — время борьбы и подвига, а утешения не должно искать, оно само приходит, когда благодать усмотрит даровать оное; а ты больше зри свои грехи, кайся и смиряйся (преп. Макарий).
Чувствуемые тобою утешения надобно различать: истинные ли они или ложные? И оные не могут повредить, когда не будешь обольщаться ими, а считать себя недостойною утешения. Смирение сохранит тебя от прелести, а хотя бы оные были и благодатные, но ежели увлекаешься в высокоумие, считаешь себя приобретшею богатство сие и уже обнадеживаешься во спасении, то паки лишишься оных, так, как уже и было с тобою. Бог посещает рабов Своих, иногда и за терпение скорбей, утешением, и тогда более, когда они не ропщут, а считают себя достойными скорбей, по смиренному их залогу (преп. Макарий).
...Утешениям или предваряет, или последует мятеж, а сему причиною наше страстное устроение; страсти наши суть дверь, затворяющая пред нами сию духовную радость... (преп. Макарий).
...Вижу, что вы сознали себя недостойною духовных услаждений и спокойствия, и что вы находитесь в опасности обольститься оными. Читая духовные книги, вы увидите, как многие пострадали, увлекаясь духовными услаждениями и основывающиеся на сем в своем спасении. Но доколе мы не истребим страстей своих деланием заповедей Божиих и не стажем совершенного смирения, желать или искать таковых утешений, значит, считать себя достойными сей награды, а это уже и есть гордость. Многие из святых, и получая духовные дарования, опасались, да не будут они во вред, и потому просили Бога взять оные от них (преп. Макарий).
Вы скорбите о лишении душевных утешений; конечно, это тяжело, но когда прибегнем к смирению, то найдем себя того недостойными, и, может быть, Промысл Божий, для нашей же пользы отнимает от нас утешения, чтобы, наслаждаясь ими и возмнив о себе нечто, совсем бы не погибнуть. Мы, ища внутренних утешений, ищем не Бога, а себя (преп. Макарий).
Во время случающихся посещений Божиих — утешений, опасайтесь увлечением в мнение, ибо за оное-то и попускаются безместные помыслы, а скорбение о потерянии умиления и доказывает, что оным утешались, и будто были того достойны. Надобно скорбеть, но о причине, которая лишила оного, а того надобно считать себя недостойными; мы еще далеко отстоим от смирения, то нас Господь смиряет (преп. Макарий).
Полученное вами духовное утешение не может долго пребывать неизменным: оно посылается по временам, к укреплению нашему в искушениях; достигшие смирения более им наслаждаются, но, впрочем, благодать Божия и их посещает искушениями, по мере их устроения, дабы не вознеслись получением духовных утешений. Кольми паче мы, немощные, требуем огня искушений, попаляющего терние наших страстей (преп. Макарий).
Во время бывшей тебе мрачности и томности ты думала найти утешение, пойдя к обедне, но не обрела, — все та же мрачность была на душе, а это оттого, что ты не смирила себя, но с чаянием утешения шла. А ведь «не приидет Царствие Божие с соблюдением» (Лк. 17, 20). Когда бы ты в этом мрачном и томном посещении смирила себя истинно и положила в сердце своем, что недостойна утешения, то, может быть, и получила бы оное, а как ты прямо шла, надеясь получить, как будто достойная сего, то и не обрела. Бог утешает смиренных, а когда мы не имеем сего, то и должны прибегать к смирению, но отнюдь не смущаться и не отчаиваться (преп. Макарий).
Тебя утешает великопостная служба. Это Господь тебя утешает по множеству болезней и скорбей твоих; благодари Его, и ежели бы ты могла всегда удержать чувство своей нищеты и смирения, то никогда бы не отступило от тебя это утешение; но как естество наше удобопреклонно к высокоумию, то и отъемлется оное утешение, что и совершенным попускаемо было к вящему смирению их (преп. Макарий).
При пустоте и унынии духа вам советуют искать утешения в рассеянии, но вы там не находите его, да и найти невозможно — для духа надобна духовная пища. Надобно искать утешения в вере в Господа нашего Иисуса Христа и святых Его заповедях, из коих одна научает нас тому, где можно найти успокоение: «научитеся от Мене,- сказал Господь, - яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11, 29) (преп. Макарий).
Но утешить не в моей власти. Ибо Утешитель наш — Дух Святый. Обращайся к Нему чаще сердцем. И Он непременно придет к тебе. Только не тогда, когда ты сама захочешь и когда срок назначишь (преп. Анатолий).
...Для утешения-то нелестного нужно не глазеть, не шушукать с подругой, не капризничать, а всматриваться в себя, утешаться словом Божиим... (преп. Анатолий).
...Господь силен всегда утешить нас. Но постоянное утешение нам повредит — так, если постоянно будет жечь солнце или лить дождь, то все погорит и попреет. А попеременно хорошо (преп. Анатолий).
К о. N., если будет тебе полезно, писать не запрещаю, только прежде испытай по страху Божию совесть свою и сердце касательно причин и побуждений писать к нему. Если будет прямая потребность, можешь написать к нему, а без должной надобности, для одного только мнимого утешения писать пока неблаговременно. Всегда должно иметь впереди пользу душевную, а утешения внутреннего ожидать от Господа, утешающего смиренных и уповающих на милость Его (преп. Амвросий).
...В скорби и печали не ищи отрады и утешения вовне и извне, а, по слову Апостола, старайся о том, чтобы пребывать в том звании, в которое призвана Промыслом Божиим для спасения души своей. О получении же спасения читаем в Евангелии, что оно приобретается тесным и прискорбным путем, и входим мы в Царствие оно узкими дверьми. Почаще размышляй об этом, При содействии молитвы и чтении... писем святого Златоуста, всеми средствами стараясь удержать в себе веру и упование на Промысл и помощь Всеблагого Господа, Иже хощет всем спастися и в разум истины прийти (преп. Амвросий).
...Одно слово: «Неприкосновенный существом, прикосновен мне бывает» — произвело в сердце твоем отраду духовную. Это не нашей силы и напряжения, но дело милости Божией (преп. Макарий).
...В церкви ты чувствовала себя в радостном духе — не думай, чтобы ты сама собой могла иметь оное чувство, но благодать Божия сие соделывала к ободрению и укреплению тебя (преп. Макарий).
Дочери вашей Ольге не возбраняйте исполнить звание Божие, дабы не погрешить пред нею долгим удержанием, можете охладить ее желание; и нежели она останется в мире, то всю жизнь не найдет мира и счастья. Она уже не может быть служительница мира, а часть Божия есть, и вам нельзя ожидать от нее по хозяйственным вашим домашним делам помощи, да хотя бы и <останется> она, то все не доможилка, а, вышедши замуж, должна отойти от вас. Вы не скорбите о ее звании, но паче благодарите Бога, что удостоил вас сего счастья и принял на служение Себе от плода чрева вашего (преп. Лев).
...Анне, когда мать ее взяла, пусть ей повинуется, видно, еще время не прииде <ее> водворению во обитель, или хочет Бог искусить ее желание; пищу может употреблять по ее произволению, это да будет на ее совести, а скучать не надобно, а лучше просить Бога, да Сам Он устроил об ней, како весть на пользу. Мать же ее из последствия увидит, добро ли сделала, взявши ее и отводя от служения Богу. Это самое, что видит дочь в скуке и в неустроении, не должно ли, сокруша ее сердце, и служить ей наказанием, и ежели еще, сохрани Боже, впадет в <насилие> либо пороки то кто за нее даст ответ... (преп. Лев).
...Ваше намерение посвятить жизнь свою на служение Богу, оставя суету мира, — благо, но требует Божиего содействия и помощи и вашего тщания; вы хотя и думаете о себе, что имеете твердое намерение к исполнению сего обета, но на оное не надейтесь, а более отдавайтесь в волю Божию и просите Его помощи. Вам еще не известны вражие козни и <подсады>: он и десными и шуиими старается людей смущать и искушать попущением Божиим к нашему смирению, и чтобы не надеялись на свои силы и на свой разум, но в сем, последнем, повинулись бы опытным и искусным людям, которые сами прошли деятельно путь сей, но теперь для вас еще неясны мои слова, когда же сподобит Господь вас прияти на себя легкое Его бремя и благое иго, тогда в действительности уразумеете и познаете силу слов <моих> и пользу, происходящую от отвержения своей воли и покорения оной другому <Бога> ради и спасения души своей (преп. Лев).
...Ежели Господь послет вам Свое благодатное звание, тогда уже никаковые мнения, ни <малодушие> преодолеть не может, но возгорится такое усердное желание и решимость, которую только те... <могут> понимать и чувствовать, которым была дарована! (преп. Лев).
...Ты сама себе противоречишь. Когда тебя не пускали, ты рвалась и томилась, теперь же тебя отпускают, а ты придумываешь разные изветы, чтобы остаться. Если теперь еще останешься и будешь медлить, то как бы после не пожалеть. Но, впрочем, рассуди сама и постарайся так, как признаешь за лучшее. Молись Богу, чтоб Он управил путь твой (преп. Амвросий).
...Пока есть для вас необходимость жить в мире, собственно для устроения детей ваших, живите, пекитесь более всего о исполнении заповедей Христовых, для познания же оных читайте Святое Евангелие и Апостольские Деяния и послания, также и святых отцев учения, о страстях и добродетелях нас учащие; проходя путь жития, познавайте свою немощь, смиряйтесь и приносите Господу покаяние о неисправлении, отнюдь же не полагайте надежды на дела свои, но на милосердие Божие. Правило молитвенное исполняйте по силе и по возможности своей, более с чувством мытаря, а не фарисея... За высокое делание и за большое правило не беритесь... Но храните совесть свою. Воздаяния же здесь не ищите в утешении, оставьте это на волю Божию: Он знает, когда дать. Пока сего для вас довольно, а ежели воззовет вас Господь пойти вслед Его и вселиться во святую обитель, тогда и путь жития откроется вам практикою, а не теориею (преп. Макарий).
Пишешь, что был тебе толчок, а потом оттуда же и милости пошли: родственник твой берется устроить тебе пенсию. Это бы хорошо. Но потом пишешь, что он предлагает тебе все удобства к жизни, только чтобы ты оставила мысль идти в монастырь. Не знаю почему, но сдается мне, что от этих «удобств к жизни» ничего не может быть хорошего и гораздо лучше тебе жить в твоем неопределенном положении и потерпеть еще, выжидая воли Божией. Г. писала тебе, что она не пошла бы в монастырь, если бы ты с ней осталась жить. А я тебе скажу, что я думаю напротив. Потом ты и о себе говоришь мне: «если бы не вы, я бы не решилась тоже идти в монастырь». Никто вас не понуждает идти в монастырь. — Живите только по заповедям Господним, как учит Евангелие; и кто из вас будет жить по-христиански, тому, думаю, рано или поздно, а в свое время само собою придется поступить в монастырь. Когда придется, это Богу одному известно, но у советую остерегаться всех предлагающих мирские удобства и выгоды с тем только, чтобы оставить монастырь и жить с ними. Эти люди и толчками и приманками не престанут беспокоить всех желающих поработать Господу искренно. От скорбей и мир не избавляет (преп. Амвросий).
Слышу, что некоторые сестры ушли из обители. Видно, не хватило у них терпения на узком и претрудном пути спасения. Общая у всех нас немощь: все желаем получить спасение, но с отрадою и покоем, а о спасительном пути проповедуется, что «многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное» (Деян.14, 22). Потому и заповедуется во Святом Евангелии: «в терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21, 19) и «претерпевши до конца, той спасен будет» (Мф.10, 22). Ежели сестры эти придут в Оптину, то постараюсь убеждать их, чтобы возвратились в обитель, если только согласятся, а тебе советую не отвергать их, если возвратятся в обитель. Варсануфий Великий пишет: «ежели видишь юного текуща, разумей, что старец прельстил его, то есть старый восьмотысящелетний искуситель». Этот враг наш душевный искушает всех нас, кого чем может — одного грехом, другого нетерпением, а третьего осуждением, четвертого ропотом, словом, кого чем может. Святой апостол Павел согрешивших убеждает каяться, а мнящихся стоять предостерегает не падать, глаголя: «кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1Кор. 10, 12) и паки: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать» (Рим. 15, 1), но «исправляйте таковых духом кротости: блюдый себе, да не и ты искушен будеши...» (Гал.6, 1). Имеем две главные заповеди: возлюби Господа от всей души, а ближнего яко сам себя; и первая заповедь без второй не исполняется. Поэтому и сказано в старчестве: от ближнего живот и смерть; кто любит ближнего и заботится о нем, тот получит жизнь вечную, а кто презирает ближнего, о том и не знаю, что и сказать (преп. Амвросий).
Если уйдешь из монастыря и возвратишься опять, то цена тебе будет грош (преп. Амвросий).
Ведь если бы ты понимала, какую болячку ты себе испрашиваешь, ты бы ужаснулась своему безумию! Нянек да кухарок теперь в Петербурге громадные тысячи, и никто их не ублажает и не уважает, а монахинь-то по пальцам сочтешь. И их уважают и ублажают. А ты этого не можешь понять. Знаешь ли ты, сколько насыпят тебе в душу всяких плевел, накладут зловонных зелий, и ты, не кто другой, а ты должна будешь исторгать их из сердца, выпивать чашу мирских наслаждений? «Дрожжи ее будут выжимать и пить все нечестивые земли» (Пс. 74, 9). А ты — избранное овча стада Христова, не тебе уготовано это «дрожжи». О тебе и о подобных тебе Господь сказал: «Не бойся, малое стадо: яко Отец Мой благоизволил дать вам Царство» (Ср.: Лк. 12, 32). А ты, безумная, готова хоть сейчас променять царский венец на лобозину стеречь гусей!.. Оставите безумие и живи будете! Взыщите разума, да поживете! Кто-то был царь Давид? И красен, и славен, и богат, а что поет? «Видех беззаконие и неправду во градех. Се удалихся бегая в пустыню. Кто даст ми криле, яко голубине?» (Ср.: Пс. 54, 7—10). А ты сама спешишь ощипать свои крылья голубиные, чтобы пожить жизнью крыс и мышей! Жалкая! (преп. Анатолий).
Хотя желание о переходе в А. не оставляет тебя, но иногда мысль тебе противоречит, и тайное внушение в сердце говорит, что это намерение и желание пустое. Сама пишешь, что внушение очень тихо и покойно, а, напротив, когда разгорится в тебе желание удалиться из обители, то чувствуешь ожесточение, мрак, памятозлобие и ненависть к ближним, и леность к молитве. Проразумевай же из сего, что желание это с шуией стороны, и есть внушение врагов и ненавистников рода человеческого, ищущих вечной нашей погибели. Святой Григорий Синаит пишет: «много требуется рассуждения, чтобы познать различие доброго и злого... Явлены суть действия благодати, которых бес, хотя и преобразуется, подать не может: ни кротости, ни тихости, ни смирения, ни ненавидения мира, ни сласти и страсти утоляет, — это суть действия благодати. Действие же бесовское есть дмение, и высокомудрие, и страхование, и всякое зло» (преп. Амвросий).
Советовал бы я вам, во-первых, иметь в виду то, чтобы здание для училища избрано было там, где можно устроить вход снаружи, а не чрез гостиницу. Во-вторых, не избирать для обучения детей сестер молодых, а в случае недостатка наставниц лучше нанимать кого-либо из городских лиц женского пола, чтобы приходили в училище учить и опять уходили... В-третьих, чтобы ни под каким предлогом не брать учителей мужского пола, как это делают в некоторых женских училищах. В вашем училище высокие науки не требуются, а первоначальному обучению могут научить и лица женского пола. Разве только для Закона Божия можно приглашать в некоторые дни пожилого священника (преп. Амвросий).
Батюшка приказал всем читать 3-ю главу Послания апостола Иакова. Сам прочитал нам ее наизусть, особенно делая ударение на начале этой главы: «не многие делайтесь учителями» (Иак.3, 1) и на конце. И сказал: «учить — это небольшие камни с колокольни бросать, а исполнять — большие камни на колокольню таскать». Прибавил: «хорошо бы вам и все это Послание выучить наизусть и каждый день читать» (преп. Амвросий).
Что несравненно легче изучить дело, нежели его исполнить, <преподобный Амвросий> говорил: «Теория — это придворная дама, а практика, как медведь в лесу» (преп. Амвросий).
...Ты иногда охотница старчествовать и поучать келейных, и тут тебе случаются иногда досаждения и укоризны, что ты по-своему без дальних объяснений называешь случающимися скорбями, умалчивая о неблагословенном своем учительстве, за которое мало того что бывают укоризны и досаждения со стороны, но иногда попускается и сильная плотская брань. Поэтому нужно прежде самих себя вразумлять и обучать должному, без сомнения и ослепления, потому что ты бежала от м. П., как бы избегая похвалы, тебе приписуемой, а потом сама стала домогаться сего непрошеным учительством келейных, хотя ты сего доселе не заметила. Страсть славолюбия и любочестия тонка и многообразна, неуловима и неудобопримечаема. Преподобный Марк Подвижник пишет, что некоторые иногда видимо смиряются для того, чтобы уловить похвалу. Ты выход свой из кельи м. П. называешь искусством, а на самом деле оказывается в этом большое неискусство. Ты человек маленький, никому нет надобности понимать твоих целей, а всякий старший и младший понимает и толкует теперь о тебе по-своему (преп. Амвросий).
<Святой> Василий Великий говорит: «Читаешь для того, чтобы самому вразумляться и других наставлять, когда нужно». Если что знаешь, то можно сказать на пользу, но не в тоне учительства (преп. Никон).
Мать Н. хоть неоспоримо довольно занята собою, и тщеславием недугует, коим побеждаема, что сама от кого из полезных получит и другим с проповеданием раздает, а сама, бедненькая, с пустыми руками повсегда и остается, и малодушествует. Но хотя она до избытка проповедует слово Божие, а сама неключима бывает... (преп. Лев).
Кто будет спрашивать у тебя совета, отказываться должно: не знаю, что сказать (преп. Амвросий).
На словах... рассуждать легко, а на деле исполнять не всегда легко и не для всех. Козельский гражданин имел обычай при случае говорить: «елико отстоят востоцы от запад, толико дело от слова» (преп. Амвросий).
Научить человека жизни духовной очень трудно. Это все равно... что выучить мужика сказать слово — секретарь. Он все будет говорить — слекатарь. Ты говоришь ему: вот тебе рубль, скажи только — секретарь, а он выговаривает по-своему — слекатарь. — Ну повторяй за мной: се. — И тот говорит: се; кре — кре — тарь — тарь. — Ну говори теперь один раздельней: секретарь. — Говорит не спеша: сле-ка-тарь (преп. Амвросий).