Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

По­по­лз­но­ве­ния обык­но­вен­но слу­ча­ют­ся по­пу­ще­ни­ем Бо­жи­им для поз­на­ния не­мо­щи на­шей че­ло­ве­чес­кой; мы ни­ка­ко­го доб­ро­го де­ла не мо­жем тво­рить без по­мо­щи Бо­жи­ей, а ког­да ду­ма­ем, что буд­то что-ли­бо сде­ла­ли угод­ное Бо­гу, то от са­мо­го се­го мне­ния уже де­ло на­ше Бо­гу не угод­но.

преп. Лев

Не уны­вай! Гос­подь близ. То­му воз­ве­щай все пе­ча­ли и не­до­у­ме­ния. Где не­дос­та­ет че­ло­ве­чес­ко­го по­со­бия ко вра­зум­ле­нию, там Бо­жия по­мощь не­пос­ре­д­ствен­но по­да­ет мысль бла­гу, ког­да об­ра­ща­ем­ся к Не­му, как де­ти к От­цу.

преп. Моисей

Тог­да Гос­подь на­чи­на­ет яв­лять свою си­лу, ког­да уви­дит, что все че­ло­ве­чес­кие сред­ства к по­да­нию по­мо­щи нуж­да­ю­ще­му­ся в ней че­ло­ве­ку ис­то­ще­ны.

преп. Амвросий

Любимая игрушка

«Ищите во всем великого смысла», — говорили оптинские старцы. Добродетели и пороки человека иногда очень ярко проявляются в мелочах, которые мы не замечаем, но которые заметны духовному взору опытных людей. 

Сергиев Посад

В знаменитом Сергиево-Посадском музее игрушек можно увидеть игрушки наших предков, которые поражают своей незамысловатостью и простотой. Они знакомят ребенка с бытом, позволяют маленькому человеку приготовиться к самостоятельной жизни, учат девочку быть матерью, воспитывают у нее доброту, сострадание, заботливость. Мальчика учат быть мужественным, сильным и справедливым. Но прежде всего — эти игрушки излучают доброту и свет и дарят эти чувства ребенку. 

Современные игрушки очень часто с яркой воинственной расцветкой, неестественной формы и словно пришли к нам из какого-то нереального страшного мира, очень часто — из мира мультфильмов. Человек-паук, различные монстры и роботы становятся близкими «друзьями» наших детей и формируют их модель поведения. 

О том, насколько важно, какие игрушки окружают детей, как они отображают детскую душу, рассказывал своим ученикам преп. Варсонофий Оптинский:

Прп. Варсонофий Оптинский

«по любимым игрушкам в детстве можно узнать будущий нрав человека. Это бывает так всегда; конечно, есть отступления от общего правила. Например, гордый, дерзкий человек поступает в монастырь и силою благодати становится кротким, незлобивым. Но общее правило таково. И я лично делал опыты. 

Однажды взял я трех маленьких детей и повел их в игрушечный магазин. Там я попросил поставить на прилавок игрушки, а детям сказал, что можно выбрать только одну игрушку каждому. И каждый ребенок после некоторых колебаний и сомнений выбрал себе игрушку. Первый взял гармонию — это означало, что в нем сидит художник, любитель красоты. Второй взял солдата — это означало его будущий сильный характер. Третий взял раскрашенную резиновую лягушку, жабу — это обозначало его низменные наклонности. 

Выросли эти дети, и на каждом из них оправдалось это правило…»