Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Мы не зна­ем су­деб Бо­жи­их, Он все тво­рит на поль­зу; мы при­вя­за­ны к здеш­ним бла­гам, а Он хо­щет да­ро­вать нам бу­ду­щее бла­го здеш­ни­ми крат­ки­ми бо­лез­ня­ми.

 

преп. Макарий

Ког­да че­ло­век бу­дет снис­ки­вать дух бод­рый, тог­да, при всех не­мо­щах и не­ду­го­ва­ни­ях пло­ти, мо­жет быть спо­ко­ен и до­во­лен сво­им по­ло­же­ни­ем.

преп. Антоний

Что де­лать? Так уж Гос­подь уст­ро­ил, что­бы вре­мен­ная жизнь на­ша без скор­бей не про­хо­ди­ла, как ска­за­но: вся­кая гла­ва в бо­лезнь, и вся­кое серд­це в пе­чаль. Но все­го уди­ви­тель­нее, что ни один свя­той муж, сколь­ко бы ни был свят и со­вер­шен, не про­вел жизнь свою без то­го, что­бы не пре­тер­петь че­го, и — то­го ра­ди, что­бы че­ло­век не пре­воз­но­сил­ся. И ес­ли свя­тые тер­пе­ли, а нам и коль­ми па­че долж­но тер­петь!

преп. Антоний

Страницы: <1234567>

Всякий грех происходит от:
1. сластостолюбия, или
2. сребролюбия, или
3. славолюбия, так и ложь бывает от сих 3-х причин. Человек лжет, чтобы
4. не укорять себя и не смиряться, или для того, чтобы
5. исполнить желание свое, или
6. ради приобретения.

Сущность монашеского жительства заключается в том, чтоб исцелить свою поврежденную волю, соединить ее с волею Божиею, освятить этим соединением.
Необходимо уверить себя, что Бог управляет участью мира и участью каждого человека. Опыты жизни не замедлят подтвердить и утвердить это учение Евангелия.
Необходимо благоговеть пред непостижимыми для нас судьбами Божиими во всех попущениях Божиих, как частных, так и общественных, как в гражданских, так и в нравственных и духовных.
Отчего же дух наш возмущается против судеб и попущений Божиих? Оттого, что мы не почтили Бога, как Бога.
Юные иноки должны сами отыскивать волю Божию в Писании и потому подвергаться частым и продолжительным недоумениям и погрешностям.
Как о своих помыслах, так и о помыслах ближнего, о его советах, советуйся с Евангелием.

О скорбях

Господь зиждет души верующих в Него скорбями.
Всякая скорбь обнаруживает сокровенные страсти в сердце, приводя их в движение.

Паче солнца возгореся стыд мой предо мною,/ поникли долу очи мои от блистаний его,/ уязвися сердце мое от лучей его пламенных;/ Господи, наведи покров Твой облачный на восставшее в памяти нечестие мое/ и низведи дождь на землю души моей,/ да омыю ю милостию Твоею и слезами покаянными.

Дабы не начать путь благочестия, заповеди Божии называем навязшими в зубах нравоучениями, т.е. указываем гордостью на нашу способность к большему, а те требования, которые ведут к совершенству, - невыполнимыми установлениями, ссылаясь на нашу слабость.

Что за чудо зрю в себе бесплодном?/ душа окамененная рассекается, очи пустые слезы источают./ Се бо благодать коснуся души моея/ и сотвори мя чадом своим,/ яко да имею в себе свидетельство об истине превечной/ и обличение недостоинства моего.

Моисей
Разделил море
Испросил манну небесную
Извел от камня источник
Землятрясение: наказание
Дафана и Авирона.

Иисус
Прошел по водам
Насытил 5 тыс. 5 х.
Претворил воду в вино
Укротил бурю

29 февраля 1990 г. Начало Великого поста.
Слезы быша питием мне,/ (хлебом же мне година сея)/ хлебом же дух сокрушения, / и насытися до пресыщения плоть моя ею, / трапезою покаяния./

20 марта 1990 г.

Иисусова молитва - это исповедь. Непрестанная Иисусова молитва - это непрестанная исповедь.

23 марта 1990 г.

Всюду зрю Тя, Господи, Боже мой, но не вижу Тя, Владыко, в сердце моем затворенном. Что за место сие презренное? Что за темница сея отверженная? Ты же, Господи, тьму адову облиставший сошествием Своим, сойди во мрачные бездны сердца моего да не будет местом смертным душа моя, но селением славы и царствия Твоего, Господи.

Лучами солнечными начало времен написавый и луну в знамение ночи затвердивый, сошествием безвременным во гроб времена упразднил еси и воскресения блистанием тьму всяческую потребил еси, Господи, слава Тебе.

Како земля удержит солнцу восходящему? Како гроб сокрыет Бога восстающего? Кия облака застят день грядущий? Кия печати утаят Христово Воскресение? Безмолвствуют зде силы небесные и в ничтоже вменяется усердие земное. (Немощны зде силы небесные и ничтожно величие (усердие) земное.) Слава, Господи, Всокресению Твоему.

1 апреля 1990 г.

Идеже течеши ты, Иордане слез покаянных? не слышу шума вод твоих в пустыне души (нечувствия) моея. Посреди моря тщеславия моего не вижу тя. Восстани, Иордане, гласом велиим (сущему далече) да гряду (прииду) ко струям твоим животворным (животворящим).
Заутро умыю слезами лице мое, яко ночь пленила мя сном жестоким. Помрачены очи мои, сердце мое окованно. Господи, изведи из темницы сей душу мою ко исповеданию имени Твоего.
Како возыменую себя по достоянию? Разбойником ли? Но сей рая достигл еси (иногда). Блудным ли сыном? Но сей грехов оставление прият. Аз же что окаянный? Имени не имам по делом моим. Но Сам, Господи, нареки мя, рождая от Духа и слез покаяния.
Ко стопам припадаю Искушеннаго в пустыне и по морю Шествовавшего неврежденно. Господи, Боже мой, облагодати безводную душу мою (иссуши зной страстей моих) и бурю помышлений моих умири.

8 апреля 1990 г. Вербное воскресенье.
Рукоположение во диакона.
При поставлении во чтеца Владыка Илиан открыл 2-е Послание ап. Павла к Коринфянам, гл. 8 (16-21).

25 апреля 1990 г.

Прп. Василия исп. (!)
первый раз служил самостоятельно литургию. Читал Евангелие от Иоанна, 5, 17-24.

9 мая 1990 г.
Свщмч. Василия (!)
По благословению о. Наместника после акафиста Казанской Божией Матери говорил проповедь. Впервые в жизни.

23 августа 1990 г.

Постриг в мантию с наречением имени Василия в честь Василия Блаженного, московского чудотворца.

21 ноября 1990 г. Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил безплотных.
2 года о. Рафаилу.
Рукоположение во иеромонаха.

Памятные даты
17 октября 1988 г. - обретение мощей прп. Амвросия.
Приход в Оптину.

29 апреля 1989 г. - Страстная Суббота.
Мчч. Агапии, Ирины, Галины, Мч. Леонида.
Облачение в подрясник.

5 января 1990 г. - 10 мчч. Критских.
Постриг в рясофор.

8 апреля 1990 г. Вербное воскресенье. Собор Архангела Гавриила.
Рукоположение во диакона.

23 августа 1990 г. - Мч. архидиакона Лаврентия, блж. Лаврентия Калужского.
Постриг в мантию.

21 ноября 1990 г. Собор Архистратига Божия Михаила.
Рукоположение во иеромонаха.

Истинное послушание - послушание Богу, единому Богу. Тот, кто не может один, сам собою, подчиниться этому послушанию, берет себе в помощники человека, которому послушание Богу более знакомо. А не могут люди с сильными порывами, потому что порывы их уносят.

Как подавать советы ближним?
1. Обращаться с молитвою к Богу, чтобы дал Он нам сказать слово на пользу ближнему. Тем самым беседа очищается от тщеславия.
2. Говорить с осторожностью, не вдаваясь в многословие. Пустых, любопытных вопросов не делать.
3. Если увлечешься и скажешь что-то не по совести, то мысленно укори себя и раскайся пред Богом.
4. По скудости нашего времени мы должны делиться с ближними нашими скудными знаниями.
От грехопадений моих бегу не в затвор, не в пустыню, а в самоукорение, в исповедание грехов моих, в раскаяние.
Дьявол готов подать нам вдесятеро здравого смысла и умножить тысячекратно наши практические сведения, лишь бы украсть у нас знание крестное, при коем сможем стать одесную Бога.

Может быть опьянение молитвы, препятствующее познать истинное молитвенное действие.
Мнение - упоение души, довольной собою, своими сладостными состояними.
Оставляя указанное Богом спасительное покаяние, стремимся к упражнению в мнимых добродетелях, потому что они приятны для наших чувств. Потом неприметным образом заражаемся мнением, и как благодать не спешит увенчать нас, то мы сами сочиняем себе сладостные ощущения.
Никак не позволь себе ожидание благодати. Стремиться узреть грех твой и возрыдать о нем - это твое дело.

"Где бы я ни был, в уединении ли или в обществе человеческом, свет и утешение изливается в мою душу от креста Христова. Грех, обладающий всем существом моим, не престает говорить мне: "Сойди со креста". Увы! схожу с него, думая обрести правду вне креста, - и впадаю в душевное бедствие: волны смущения поглощают меня. Я, сошедши со креста, обретаюсь без Христа. Как помочь бедствию? Молюсь Христу, чтоб возвел меня опять на крест. Молясь, и сам стараюсь распяться, как наученный самим опытом, что не распятый - не Христов. На крест возводит вера; низводит с него лжеименной разум, исполненный неверия" (свт. Игнатий).

2 июня 1991 г.

О предстоянии Престолу Божию.
1. От грешников первый есмь аз. Умолять Господа о грехах своих и людских. Милости просить.
2. Себя распинать, в жертву приносить. Страсти, похоти, нечистые помыслы терзают душу, но терпеть надо и совершать дело благочестия, исполняя заповеди Христовы.

Действия лукавого направлены на разрушение Божественного строя, порядка жизни, то есть на разрушение красоты и премудрости. Потому что божественный строй (иерархия во всем, послушание по любви) - это и есть премудрость и красота, совершенство, полнота.
1. Первое средство разрушения - окрадывание духа, внутреннего, оставляя мертвенность внешнего.
2. Второе средство - разгорячение духа по страстям, рождающее беспокойство, неустройство, желание изменить внешнее, стремление к мнимому лучшему.
Главное - наполнить слова значением, содержанием, т.е. чувством - духом.
Наше дело - внимание посильное, понуждение на молитвенный труд, частота молитвы, прошения. Божие дело - посылать чувство, дух, т.е. наполнять слова, души, сердца. "Иже везде сый и вся исполняяй".
"Богатство монаха - утешение, находимое в плаче, и радость от веры, возсиявающая в тайниках ума".
Жизнь - т.е. все и вся - это милость Божия, любовь Божия, кротость Его и смирение. Это все для нас, ради нас.
"Сокровище монаха - радость обретения в плаче и вера, хранящаяся в тайниках разума" (прп. И. Сирин).
Трудная, но высокая задача христианина - сохранить в себе великое счастье незлобия и любви.
Умереть нынче немудрено. Нынче трудно научиться жить.
Вне церкви можно иметь все - только не спасение.

Крест - готовность к благодушному подъятию всякой скорби, получаемой Промыслом Божиим.
Пустыня - нерукотворенный храм Божий. "Ибо Господь Бог Вседержитель - храм его, и Агнец" (Откр. 21, 22).
Пустыня "не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец" (Откр. 21, 23).
Воздух пустыни - океан премудрости Божией.
Тишина пустыни - пение ангельское.
Небо земное, Иерусалим вышний, граде Божий, в котором Бог обитает с человеками и отирает с очей их всякую слезу, - вот что такое пустыня.
Земля пустыни - твердь небесная (облака неподвижные), ставшая подножием ног наших.
Вода пустыни - Дух Животворящий.
Хлеб пустыни - любовь Христова (манна небесная), (милость Божия).
"Если взыщем Бога, то Он явится нам, - и если будем удерживать Его в себе, то Он пребудет с нами" (прп. Арсений Великий).
"Доколе возбуждаются и сопровождаются в нас сердечные ощущения движения крови, дотоле мы чужды духовного действия, истекающего от Бога".
"Молю Вас, да не безвременною любовию меня удержите, оставите мя снедь быти зверем, имиже к Богу достигнути возмогу. Пшеница Божия есмь, зубами зверей да сомлен буду, яко да чист хлеб Богу обрящуся".
Евангелие - уста Христовы. Каждое слово Спасителя - это слово любви, смирения, кротости. Это дух смирения, которым говорит с нами Спаситель, нечасто является нам, потому и Евангелие иногда непонятно, иногда не трогает нас. Но... постигается, открывается дух Евангелия крестом Христовым. Если увидим, что где бы ни находился Христос, чтобы Он ни говорил, Он говорит это со креста, тогда открывается нам дух Евангелия. Дух смирения, кротости, бесконечной любви Господа к нам грешным.

Грех - разлучение с Богом.

Исполнение своей воли, отлучение своей воли от воли Божией. Непослушание. И как при расставании с любимым человеком горько на душе, так и при исполнении своей воли душа начинает страдать и плакать. Здесь опыт.

Тропарь, гл. 3

Яко скимен рыкая на сердце лукавое, /яко агнец незлобивый взирая на душу кроткую (смиренную)/, преподобне отчет Льве предивный / младенчество во Христе возлюбил еси глаголя: / пою Богу моему дондеже есмь / темже моли милостиваго Господа / да подаст нам область чадами Божиими быти / и с тобою пети Богу нашему. / (Младенцем во Христе предстоял еси / всем утешения от тебя чающим / темже моли Господа нашего / да подаст и нам область чадами Божиими быти / и спасет души наша.)

Гл. 3

Сердце, исполненное благодати, / в ризе смирения и кротости / неизлиянно пронесл еси / чрез все твое иноческое житие / преподобне отче Макарие блаженне; / такожде жаждущих напоил еси, / скорбящих утешил еси, / болезнующих исцелил еси. / Темже испроси у Христа Бога росу благодати душам нашим, / мира и велия милости.
(Темже испроси у Христа Бога нашего и нам грешным росу благодати во / спасение душ наших.)

Тропарь, гл. 4

Потаенный (сокровенный) сердца человек явился еси / в красоте неистленной кроткаго и молчаливого духа / преподобне отче Моисее / стадо твое добре упасл еси / на камени веры обитель созидая / на немже и храм сердца своего устрояя. / Темже моли Христа Бога нашего / и нам жити в дому Господнем / и вся дни живота нашего зрети красоту Господню / и посещати храм святый Его / во спасение душ наших.

Гл. 5

Неисследимы пути души твоей / непостижимы тайны сердца твоего / преподобне отче Нектарие, / но яко лучи пресветлыя словеса твоя, / благовествуют нам Царствие Божие, / еже и внутрь себя сокрыл еси, / темже Христа Бога моли / спасти и просветити души наша.

Гл. 4

Воине доблестный и изряднейший / светом откровения яко Павел озаренный / вся в уметы Христа ради вменил еси / иноческим подвигом подвизался еси, / течение скончах и веру соблюдох, / вне стана со Христом смерть приял еси / темже зовем ти: / спасай нас молитвами твоими / преподобне Варсонофие отче наш.

Гл. 2

Всем сердцем во Христе возлюбил еси / житие скитское и послушание брату богомудрому; / странствуя же от них далече, / в терпении стяжал еси душу твою. / Темже упокои тя Бог в дому воздыханий твоих, / окрест старца и брата возлюбленного, / преподобне отче Антоние, / не престай молитися о нас, / чтущих святую память твою.

Гл. 6

Святителю собеседник достойный, / старцу смиренный послушниче, / благодати восприемниче и подателю, / освятил еси именем Христовым сердце свое / преподобне отче Анатолие, / зерцало Духа Всесвятаго, / моли Жизнодавца Утешителя Христа / да помилует нас грешных / и спасет души наша.

Гл. 1

О, велия твоя купля, / преподобне отче Исаакие, / село отеческое оставив, / покров Божией Матери приобрел еси / и игуменство с кротостию и незлобием, / обитель Заступницы Усердной прославляя и украшая / под сенью Ея упокоился еси. / Темже моли Владычицу нашу Богородицу / спасти от смерти души наша.

Гл. 2

Отрасле святая лозы старческой, / простершаяся до севера и моря, / плодами исповедничества украшенная / и венцем мученичества венчанная, / преподобне отче Никоне, / слава Оптины и похвало, / упование наше и утверждение, / не забуди убогих твоих, / призывающих имя твое святое.

Гл. 3

Яко голубь Ною утомленному, / тако ты утешителю нам предивный (пречудный)/, преподобне отче Анатолие / спасения благовестниче, / миром души окрыляющий, / темже молим тя и просим / земли спасения достигнути / сокрушенным сердцам нашим.

Гл. 2

Послужив старцу преусердно / облистаем был еси сиянием его славы / и преобразился еси телом и душей, / благообразне преподобне отче Иосифе, / светильниче пресветлый, / темже среду старчества унаследовав, / таинник Божия благодати явился еси. / Моли человеколюбца Христа и Заступницу Усердную / спастися душам нашим.

 

<1234567>