Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Про­ти­во­дей­ство­вать и бо­роть­ся с людь­ми, при­чи­ня­ю­щи­ми зло, не на­до, не толь­ко де­лом или сло­вом, но да­же в по­мыс­лах сво­их. Ина­че бе­сы бу­дут по­беж­дать. За та­ких лю­дей на­до мо­лить­ся. Тог­да Гос­подь по­мо­жет и бе­сы отс­ту­пят. Мо­нах дол­жен к смер­ти го­то­вить­ся, по­э­то­му на­до всег­да ду­мать о том, что­бы встре­тить смерть в ми­ре со все­ми.

преп. Никон

Пер­вей­шее и са­мо­нуж­ней­шее сред­ство к при­ми­ре­нию с оби­дя­щи­ми и го­ня­щи­ми нас есть мо­лить о них по за­по­ве­ди Хрис­то­вой.

преп. Лев

Гне­вать­ся на дру­гих до па­мя­тоз­ло­бия не сле­ду­ет. По за­по­ве­ди Гос­под­ней, по­нуж­дай­ся мо­лить­ся о всех не­на­ви­дя­щих и оби­дя­щих те­бя!

преп. Анатолий

Ответы старца Льва ученику его Павлу Тамбовцеву

Вопрос ученика: Как поступать, когда я вижу в других вольное выражение мыслей и соблазняюсь; равно как и в тебе, Отче, иногда не видя старческой кротости в обращении с другими, также оскорбляюсь?

Преподобный Лев

Ответ старца: Это тебе кажется так от невнимательности и неразсуждения твоего. Не должно никого осуждать, ибо ты не знаешь, с какою они целию сие делают, и с какою целию с кем-либо я поступаю. Таковыми поступками скорее обнаруживается внутренний людской характер; и для дышащих презорством это нужно.

И так, ты не справедлив. Старайся более внимать себе, а не разбирать дела, обращение и поступки других. Ты пришел в училище самоотвержения, исполнять повеленное тебе, но не имеешь права судить, где, когда, и с кем поступают.

Вопрос ученика: Я не вижу в братии любви, и для изследования какого-либо предмета из Свящ. Писания не нахожу собеседников?

Ответ старца: Не может быть, чтобы у них не было любви; так должно думать, и по справедливости заключать. Если же ты не видишь в них любви, то это потому, что ты сам в себе любви не имеешь. Покажи прежде сам истинные черты любви, и тогда увидишь, что любовь у них обитает, и к тебе хранится обильно. Притом мы имеем заповедь Божию любить чистосердечно ближних; а искать от них любви о том нигде не сказано.

А что они не могут, или лучше сказать, не дерзают беседовать с тобою от Писания, то ты не должен искать сего с ревностью. Где смирение у них, там и простота, а сия Божественная отрасль не испытывает судеб Божиих: она только верою повинуется и до времени довольствуется только теми понятиями, которые ей открывает вера; т.е. не будет Бог о том послушника испытывать: почему он не богословствовал, но почему не внимал себе. Бог не оставит их относительно спасения; если Ему благоугодно будет, то и откроет им тайны Своего смотрения; а разум, просвещенный светом Божиим, по мере веры, выше всякого учения: ибо естественно, разум изобрел учение, а не учение разум.

Вопрос ученика: Почему, в течение пятилетнего жительства в пустынной здешней обители, стараясь сколько-нибудь о собственном назидании, я чувствую, напротив, что действительно сделался хуже, о чем свидетельствуют неосмотрительные мои поступки, хладность сердца и недостаток великодушия?

Ответ старца: Весьма редкие в столь короткое время возлетали крилами веры и добродетелей на духовное небо, ощущали в себе нелестные залоги упований, обручение будущей славы.

Весьма не многие, после продолжительных трудов, ощущали таинственно утешительную награду или цветы искренней деятельности о Господе, обещающие собрание плодов в вышнем вертограде Иисуса Христа; а иные и во всю жизнь свою на земли не ощущали того, и не ощутят, по смотрению небесного Покровителя – Бога, Который всегда лучше о нас промышляет; ибо мы, как бы младенцы в рассуждении судеб Мироправителя, нередко у Него просим таких орудий, кои по достоинству своему и силе спасительны, но по нашему неискуству могут быть употреблены нами в совершенный вред; почему любвеобильный Отец-Светов скрывает от некоторых благочестивых дары, которые одним спасительны, других приближают к погибели. Что бы было, если бы Бог-Всеведец совершенно исполнял все наши желания?...

Я думаю, хотя и не утверждаю, что все бы земнородные погибли. Бог, хотя не презирает молитвы избраннейших своих, но желаний их иногда не исполняет, и единственно для того, чтобы по Божественному своему намерению устроить все лучше. При сем можно заметить, что живущие без внимания к самим себе никогда не удостоятся посещения благодати; а если по единственной благости Божией и удостаиваются, то уже пред кончиною.

Но видеть себя вне преспеяния не есть еще совершенное непреспеяние. Таковые чувства могут насаждать в сердце искреннее смирение; а когда ты подлинно имеешь сознание, что лишен плодов духовных, то старайся неослабно усиливать стремление свое к Богу. Когда мы находим себя лишенными добродетелей, и потому не имеем о себе мнения, то сие самое может привлекать Божественное призрение, которое укрепит нас надеждою противу смертного духа отчаяния. Когда мы не успели в добродетелях, то нет ближайшего средства ко спасению как смиренномудрие.

Высокомерие и при добродетелях богопротивно: но кроткая мысль пред Богом забвенна не будет.

Все ответы преподобного старца Льва