Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Ос­та­вив нес­бы­точ­ные меч­ты о не­по­силь­ных под­ви­гах и воз­вы­шен­ных об­ра­зах жи­тия, нач­нем во сми­ре­нии с тер­пе­ния скор­бей. Ког­да уго­то­вят­ся ду­ши на­ши, аще бу­дет во­ля Бо­жия на то, да­но бу­дет нам и выс­шее.

прписп. Никон

Скор­би по­пус­ка­ют­ся, чтоб об­на­ру­жи­лось, кто лю­бит Бо­га действи­тель­но. Без тер­пе­ния скор­бей да­же бла­го­дар­ная ду­ша не спо­соб­на к Царствию Бо­жию. Твер­дое тер­пе­ние скор­бей рав­но­че­ст­но му­че­ни­че­ст­ву. Скор­би ни­че­го не зна­чат в срав­не­нии с ду­хов­ны­ми бла­га­ми.

прписп. Никон

Ког­да приш­ла к нам скорбь, нуж­но ждать уте­ше­ния, а за уте­ше­ни­ем нуж­но ждать опять скор­би.

прп. Иларион

Ко дню памяти преподобного Льва ОптинскогоИз Летописи скита Оптиной Пустыни

Прп. Лев Оптинский

В октябре 1852 года, в день памяти преподобного Оптинского старца Льва, послушник Лев Александрович Кавелин, впоследствии наместник Троице-Сергиевой лавры, известный богослов и историк Русской Церкви, записал в «Летописи Иоанно-Предтеченского скита Оптиной Пустыни»: «После Литургии служили соборную панихиду по приснопамятном Старце иеросхимонахе Льве, 11-ть лет тому назад преставившемся в этот день. Служили о. Пафнутий, о. Гавриил и о. Нифонт.

Трогательно было слышать церковные песни, которые от прошения и умилостивления часто переходят в глас обетования, особенно утешительные, когда они воспеваются в память «мужа желаний» который не умер, но почил от трудов своих, завещав благой пример ученикам и чадам своим духовным.

Батюшка видел его в сей день после утрени в тонком сне, будто бы они вместе собираются идти на трапезу. О. Леонид подносит ему выпить маленькую рюмочку чего-то. Батюшка отказывается, говоря:

– Я не пью!

– Выпей, – повторяет Старец, и Батюшка, выпив, ощутил особую сладость, потом о. Леонид подал ему схимнический куколь, и вместе пошли в трапезу; при сем Старец говорил Батюшке много утешительного, но что именно – не упомнит, а может быть, и помнит, но, по слову Апостола, сего «не леть есть глаголати не имеющим ушей, во еже слышати!» (Ср.: 2Кор. 12, 4)  

Пророческое видение о схиме сбылось спустя несколько лет. В 1858 году старец Макарий принял постриг в великий ангельский образ, тем самым исполнив благословение своего духовного отца и наставника – преподобного Льва Оптинского.

В 1859 году о. Леонид (Кавелин), проходивший церковное служение в Русской духовной миссии в Иерусалиме, привез для старца Макария схимническое облачение, освященное на Гробе Господнем.

В последний год жизни старец Макарий все чаще говорил своим ученикам: «Пора, пора домой!» – ожидая переселения в Вечные обители и встречи с преподобным Львом.

Старец Макарий почил о Господе в сентябре 1860 года. По его завещанию, его облачили в схиму, привезенную из Иерусалима.