Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ис­тин­но го­ре то­му че­ло­ве­ку, кто не име­ет сми­ре­ния. Кто не уме­ет сам сми­рять­ся, то­го впос­ле­д­ствии бу­дут сми­рять лю­ди, а ко­го не сми­рят лю­ди, то­го сми­рит Бог.

преп. Антоний

Чрез поз­на­ние сво­их не­мо­щей да по­мо­жет нам Гос­подь стя­жа­ти мно­го­вож­де­лен­ное на­ми сми­ре­ние.

преп. Макарий

Ког­да вме­нишь се­бя в нич­то, то ка­кое де­ло до то­го, что о те­бе го­во­рят и ду­ма­ют? Сми­рен­ный всег­да ми­рен и спо­ко­ен, а по­ка бу­дем дос­ти­гать се­го, то тре­бу­ет­ся боль­шой ис­кус. При вся­ком слу­чае, пот­ря­са­ю­щем те­бя, поз­на­вай свою не­мощь и уко­ряй се­бя, а не дру­гих.

преп. Макарий

Письмо от старца

Извещаю тебя и сущих с тобою, что жив есмь, милостию Божиею… хотя и с осенними тяготами.

... Дела мои что-то плохо спорятся, и сам не понимаю отчего. Немало остается неудовлетворенных: или от множества народа это происходит, или от моей неповоротливости. Переобуваюсь, да переобуваюсь, в том и проходит большая часть времени. 

Прп. Амвросий

 А тут еще зубы и щеки простудил, сидевши в лесу в деревянном ящике с ногами и толкуя с приходящими. Было же довольно ветрено и холодновато.

Что-то вы поделываете и как управляетесь с своими делами? Старинные люди хоть и очень простые были, но поговорки их очень мудрыя и основательныя. Не живи, как хочется, а как Бог приведёт. Эту-то малую поговорку не скоро кто переедет без труда. Как то на деле всё выходит: постой, да погоди, да еще немного подожди, да осмотрись, да соберись с умом, и вместе с кошельком.

С год назад я слышал от одного торговца: часто не душа может, а мошна. Говорил же это человек добросовестный и весьма правдивый; а обстоятельства его плоховаты и тесноваты.

А все это сходится к тому, что тесен и прискорбен путь вводяй в живот, и что многими скорбми подобает нам внити в Царствие Небесное. — И не вотще Господь говорит в Евангелии: не приидох воврещи мир на землю, но меч (Мф. 10, 34). А св. Иоанн Лествичник прибавляет: чтобы разлучить миролюбивых от Боголюбивых славолюбивых от смиренномудрых.

Знаю, что ты ревнительница исполнения закона Христова, а апостол Павел в посланиях своих пишет: друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6, 2).

Правда, что не легко переносить тяготы эти, но хотящим спастися Господь глаголет во Евангелии: иже в вас хощет быти вящший да будет всем слуга, и хотяй у вас быти первый, буди вам раб (Мф. 20, 25).

Промыслом Божиим возложенная на тебя обязанность заботиться об устроении N общины и живущих в ней сестрах. — И так как дело сие сопряжено со многим трудом и не может исправляться без болезнования телеснаго и душевнаго, то и пишу к тебе послание в этом роде, чтобы ободрить дух твой и возбудить к ревностному занятию своим делом.

Не раз тебе писал и теперь повторю апостольское слово, что кийждо приимет мзду, по своему труду (1 Кор. 3, 8). Большаго же труда уже нет, как положить душу свою за ближних, чем доказывается и большая любовь к ним, без которой, если бы человек предал тело свое на сожжение, не получит никакой пользы. Любовь же покрывает множество грехов и своих и чужих.

Всё это сказать и написать легко, исполнить же трудно, да некуда деваться, слыша сказанное от Самаго Господа: иже аще разорит едину заповедей сих малых, мний наречется в Царствии Небесном (Мф. 5, 19).

Поэтому мужайся, боголюбивая сестра, и да крепится сердце твое о Господе, и вместе помолись о мне грешном глаголющем и не творящем. Ничего не делая, неудобно есть глаголати, да и молчать опасно, слыша прещение ленивому рабу.

Приветствую о Господе N.N. … Певчих, поющих и читающих, келейных сестер, стряпающих и ходящих, метущих и мятущихся, но не оскудевающих верою и упованием.

Из писем прп. Амвросия Оптинского