Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ес­ли бу­дешь толь­ко ожи­дать бла­гоп­ри­ят­ных ус­ло­вий для спа­се­ния, то ни­ког­да не нач­нешь бо­го­у­год­ной жиз­ни.

преп. Никон

Че­ло­век хо­чет од­но, а сам де­ла­ет сов­сем дру­гое, не то, что хо­чет. Ум его хо­чет од­но, а чувства тре­бу­ют дру­го­го. И ви­дит че­ло­век, и чувству­ет бо­лез­нен­но, что это все не то, по­ни­ма­ет он, что не­хо­ро­шо у не­го по­лу­ча­ет­ся, не так, как на­до, да­же при­хо­дит в уны­ние, ви­дя, что не пре­ус­пе­ва­ет он в борь­бе со страс­тя­ми, что не на­ла­жи­ва­ет­ся его ду­хов­ная жизнь. Но нет, не нуж­но уны­вать, на­до тер­петь.

преп. Никон

На­ча­ло спа­се­ния сос­то­ит в том, что­бы ос­та­вить свои хо­те­ния и ра­зу­ме­ния и сот­во­рить Бо­жии хо­те­ния.

преп. Амвросий

«О покаянии, молитве на людях и блудном сыне»

Мир тебе и благословениe Господне! Хорошо сделала, что стала писать ко мне. Живи проще. Нужно, пиши. Не отвечу, не скорби... Лучше будем принимать все от руки Божией. Утешит, — поблагодарим. И не утешит — поблагодарим. 

Здорова ли ты? Писала, писала, да вдруг и замолчала. Или голова твоя закружилась от шума и чада удовольствий и праздников? Во всяком случае пора бы подать весть о себе.

Прп. Анатолий I (Зерцалов)

Впрочем, есть у меня твоих чуть ли не два письма неотвеченных… В письме, кажется, от 25–го Декабря пишешь: сегодня была одна ужасная история, — а меня ни исторически, ни аллегорически не известила, какая это была история. Очень желаю знать — она касается тебя?

Еще, помнится, писала ты, что затрудняешься исполнением молитвы и чтений, так как не одна в комнате. 

В таком случае оставь обрядовый чин, наприм., читать перед св. иконами, со свечей и проч., а делай проще: или ходя, читай и молись, или уткнувшись в уголок или где в передней. 

Я как‑то с жидами ехал на пароходе по Днепру. Их было большое число пассажирами — они нас нисколько не стеснялись. Говорит он, например, с тобою, но вот настал час, и он без церемонии обращается к нам задом, утыкает нос в столб, стену, и во что попало и начинает свое дело. А ведь с тобою‑то родные, а не разноверы. Конечно, надо стараться, чтобы не подать повода к насмешкам.

Еще ты открываешь мне что‑то новое. Пишешь: «Не могу так каяться, чтобы раскаяние могло дойти до Бога». Ишь ты, хитрая какая! Узнала секрет, когда раскаяние ея доходит до Господа, а когда нет! А я вот около 30 лет твержу духовную азбуку и доселе не могу узнать, когда мое раскаяние доходит и когда нет. В случае – открой секрет. А я и до днесь считал, что один Сердцеведец знает цену покаяния. Иначе, как же сказано: «елико отстоят востоцы от запад, толико совети мои от советовь ваших, и путие мои от путей ваших». 

Желаешь знать, надоела ли ты мне своими письмами? Очень нет. Особенно, если будешь писать покрупней. И касательно исправления жизни – не смущайся. Если не можешь быть хорошею христианкою, так и скажи: «Господи, я не хорошая. Прости меня!» И будет хорошо. Чего тебе от души желаю.

Ты приводишь блуднаго сына – да ведь и он не всегда был в обятиях отчих: а поласкал его отец, покормил жирной телятинкой, да и проводил, по прежнему в поле к рабам. 

Конечно, он не работал, а все же пекся на солнце с ними вместе. Да и с старшим‑то братцем, вероятно, не раз столкнулись. А все же остались примером и в Евангелии пронеслось дело их по всей вселенной. 

Так и мы с тобой не будем унывать, и отчаяваться, что всё не по нашему. Духом я всегда с тобою. И молюсь за тебя.

Спасайся!

27 Января 1881 г.

Из писем преподобного Анатолия I (Зерцалова) старца Оптинского